Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 марта 2017 г. N 44-870/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГКУ "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик):
ООО "Рентранс" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 5187-ЭП/17 от 09.03.2017) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту свободных жилых помещений, находящихся в собственности Санкт-Петербурга (Садовая ул., д. 47, кв. 14; 12-я Красноармейская ул., д. 8, кв. 29) (извещение N 0372200270717000004) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 31.01.2017 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200270717000004. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 792 505,00 рублей.
В жалобе ООО "Рентранс" указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отказе ему в допуске к участию в электронном аукционе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно ч.ч. 6 и 7 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) о порядковых номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.
Вышеуказанный протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
Согласно сведениям протокола рассмотрения первых частей заявок N 1 от 08.03.2017 Заявителю отказано в допуске к участию в электронном аукционе в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе по следующим основаниям:
"Указанные показатели не отвечают требованиям заказчика:
П.8 В требованиях: "Норма подвижности по погружению конуса должна быть с максимальным значением показателя 5-8 см."
У участника п. 80: "Норма подвижности по погружению конуса с максимальным значением показателя 5-8 см.", при этом в инструкции указано: "при указании заказчиком показателей со словом "свыше", а также показателей, указанных через дефис "-", через запятую "," или иными знаками, на которые в настоящей инструкции нет указания, и если такие показатели не являются "максимальными", "минимальными", то такие показатели являются неизменными",
Т.к. в требованиях указано, что необходимо представить максимальное значение, то согласно инструкции для показателей первого типа участник указывает: по первому виду показателей участники предоставляют конкретные значения показателей, для которых указаны максимальные значения, а не диапазон показателей".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Частью 6 ст. 66 Закона о контрактной системе запрещается требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации.
Заказчиком установлены требования в соответствии с пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Требования к товарам, поставка которых является предметом закупки, установлены Заказчиком в Приложении N 2 "Требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товаров, использующихся при выполнении работ" к Техническому заданию документации об аукционе.
К товару по позиции 8 "Раствор цементный" Заказчиком установлены требования: "Марка по подвижности не менее Пк2. Норма подвижности по погружению конуса должна быть с максимальным значением показателя 5-8 см".
Согласно положениям инструкции по заполнению первой части заявки:
"В описании товаров, содержащие требования к товарам, использующимся при оказании
услуг, указаны следующие виды показателей:
1) показатели, для которых установлены максимальные значения таких показателей;
2) показатели, для которых установлены минимальные значения таких показателей;
3) показатели, значения которых не могут изменяться;
4) показатели, для которых установлены варианты значений.
При описании характеристик товаров:
по первому виду показателей участники предоставляют конкретные значения показателей, для которых указаны максимальные значения, определенные Заказчиком;
- при указании показателей со значениями "менее", "до", "ниже", "" означает, что конкретное значение должно быть указано в сторону уменьшения значения показателя ниже установленного значения и должно исключать установленное значение, исключением являются значение к указанию температуры;
- при указании показателей со значениями "не выше", "не более", а также знаком "" означает, что показатели товара могут быть идентичны значениям или ниже, установленных заказчиком;
по второму виду показателей участники предоставляют конкретные значения показателей, для которых указаны минимальные значения, определенные Заказчиком;
- при указании показателей со значениями "более", "от", "выше", ">" означает, что конкретное значение должно быть указано в сторону увеличения значения показателя и должно исключать установленное значение, исключением являются значение к указанию температуры;
- при указании показателей со значениями "не ниже", "не менее", а также знаком "" означает, что показатели товара могут быть идентичны значениям или выше, установленных заказчиком;
по третьему виду показателей участники указывают конкретное значение. Данный вид показателя участник не вправе изменять.
по четвертому виду показателей участники указывают конкретное значение для показателей, в отношении которых представлены варианты значений.
- при указании показателей со значениями "или", "либо", означает, что конкретное значение должно быть выбрано из представленных вариантов значений. При этом необходимо выбрать только одно из указанных через "или", "либо" вариантов.
- предоставляемые участником закупки сведения о конкретных показателях товара, требования к которым установлены в документации об аукционе, не должны сопровождаться словами "эквивалент", "аналог", и допускать разночтение или двоякое толкование;
- при указании заказчиком показателей со словом "свыше", а также показателей, указанных через дефис "-", через запятую "," или иными знаками, на которые в настоящей инструкции нет указания, и если такие показатели не являются "максимальными", "минимальными", то такие показатели являются неизменными;
- при указании показателей со словами "примерно", "около", означает, что такие показатели являются неизменными (без указания слов "примерно", "около");
- при подаче участником закупки сведений должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей, технических, функциональных параметров) в соответствии с обозначениями, установленными в настоящей документации об аукционе,
- при подаче участником закупки сведения о конкретных показателях товара, требования к которым установлены в документации об аукционе должны содержать указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
При заполнении заявки участник должен указывать существующие показатели, соответствующие требованиям действующих нормативов на данный товар (национальный стандарт, международный стандарт), в случае, если у заказчика установлены требования к конкретным ГОСТ, это значит, что участник может использовать товары, произведенные по аналогичным стандартам на этот же вид товара, в случае, если показатели этих стандартов не противоречат указанным в документации. В случае, если указанный в документации стандарт утратил силу участник вправе предложить товар, изготовленный по нормативному документу, вышедшему взамен устаревшего".
Из пояснений представителя Заказчика следует, что участнику закупки надлежало предоставить конкретное значение показателя "Норма подвижности по погружению конуса", поскольку требование к нему имеет слово "максимальным", что относит его к первому виду показателей.
В соответствии с ч.ч. 3-5 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
13.02.2017 в 16 часов 53 минуты на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Заказчиком были даны разъяснения положений документации об аукционе на запрос следующего содержания:
"п.8 Норма подвижности по погружению конуса с максимальным значением показателя 5-8 см.
Разъясните, я правильно понимаю, значения указанные через "-" остаются в неизменном виде?".
Заказчиком даны разъяснения следующего содержания:
"Ответ: при указании заказчиком показателей со словом "свыше", а также показателей, указанных через дефис "-", через запятую "," или иными знаками, на которые в настоящей инструкции нет указания, и если такие показатели не являются "максимальными", "минимальными", то такие показатели являются неизменными".
Таким образом, Заказчик фактически продублировал требования положений инструкции, установленной в документации, предоставив формальные разъяснения.
Анализ инструкции по заполнению первой части заявки показал, что описание использования знака "-" содержится исключительно в отношении четвертого вида показателей "показатели, для которых установлены варианты значений". При этом данные положения не содержат прямого указания на то, что в случае использования Заказчиком слова "максимальный" (и его производных) одновременно со знаком "-" такой показатель относится к первому виду.
Положения инструкции, дающие указания по предоставлению сведений по первому виду показателей (показатели, для которых установлены максимальные значения таких показателей) также не регламентируют использование знака "-" и не позволяют определить какими из двух указаний необходимо пользоваться при предоставлении сведений о товаре:
"- при указании показателей со значениями "менее", "до", "ниже", "" означает, что конкретное значение должно быть указано в сторону уменьшения значения показателя ниже установленного значения и должно исключать установленное значение, исключением являются значение к указанию температуры;
- при указании показателей со значениями "не выше", "не более", а также знаком "" означает, что показатели товара могут быть идентичны значениям или ниже, установленных заказчиком".
Анализ заявки Заявителя показал, что по позиции 80 им предложен к использованию товар с указанием характеристик: "Марка по подвижности Пк2. Норма подвижности по погружению конуса с максимальным значением показателя 5-8 см".
Данные значения указаны Заявителем в полном соответствии с п. 4.3 ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия".
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Каких-либо положения инструкции, которым не соответствуют представленные сведения в документации об аукционе отсутствуют, представленные сведения соответствуют Приложению N 2 "Требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товаров, использующихся при выполнении работ" к Техническому заданию документации об аукционе, а также требованиям нормативного документа (национального стандарта).
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что аукционная комиссия Заказчика не имела достаточных оснований для отказа Заявителю в допуске к участию в электронном аукционе, следовательно, в действиях аукционной комиссии Заказчика усматривается нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном отказе участнику закупки в допуске к участию в электронном аукционе, следовательно, жалоба является обоснованной.
Выявленное в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение является существенным, что дает основания для выдачи предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 64, 66, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Рентранс" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении членов аукционной комиссии Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 марта 2017 г. N 44-870/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.03.2017