Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 марта 2017 г. N 44-882/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС):
в присутствии представителей:
СПб ГКУ "Дирекция заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры" (далее - заказчик):по доверенности;
ООО "Санкт-Петербургский реставрационный центр" (далее - заявитель): по доверенности;
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 5762-ЭП/17 от 14.03.2017) на действия заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием на выполнение работ по реставрации барабанов Собора, входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения "Собор Спасо-Преображенский" (Санкт-Петербург, Преображенская пл., 1) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 31.01.2017 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200231717000012. Начальная (максимальная) цена контракта - 31 423 995,00 руб.
Заявитель обжалует действия комиссии Заказчика в части необоснованного присвоения низкой оценки в баллах заявке ООО "Санкт-Петербургский реставрационный центр" по критериям оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Комиссия УФАС, рассмотрев жалобу, пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с ч. 5 ст. 56 Закона о контрактной системе извещение о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной ст.ст. 49, 50 Закона о контрактной системе, должны содержать указание на установленные в соответствии с ч. 4 ст. 56 Закона о контрактной системе дополнительные требования к участникам закупки.
Следовательно, при проведении конкурса с ограниченным участием, к документации о закупке предъявляются требования, предусмотренные статьей 50 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Согласно Разделу 11 Части II конкурсной документации установлены следующие критерии:
1) Стоимостной критерий: цена контракта.
2) Нестоимостные критерии:
2.1.) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
2.2) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки
Согласно подразделу 11.2., критерий "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" выражен в следующих показателях:
Показатель N 1: Качество работ.
Показатель N 2: Качественные характеристики объекта закупки, выраженные в предложениях по повышению безопасности работ при выполнении работ, являющихся предметом конкурса.
Показатель N 3: Качественные характеристики объекта закупки, выраженные в предложениях по повышению эффективности охраны труда при выполнении работ, являющихся предметом конкурса.
Показатель N 4: Качественные характеристики объекта закупки, выраженные в предложениях по повышению эффективности проекта производства работ, являющихся предметом конкурса.
Показатель N 5: Соответствие экологическим нормам.
В ходе заседания Комиссии УФАС представителем Заказчика даны пояснения, согласно которым поданное в составе заявки предложение Заявителя по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" признано представленными не в полном объеме, поскольку:
- по показателю N 1 не представлена информация о полном перечне документов, предусмотренных действующим законодательством в части регулирования мероприятий по проведению входного контроля.
- по показателю N 2 не представлена информация о мероприятиях по обеспечению безопасности для человека от вредного влияния объектов производственного контроля, в частности, информация по каждому виду объекта производственного контроля, предусмотренного документацией о закупке:
производственные здания и сооружения,
транспорт,
технологическое оборудование,
технологические процессы,
рабочие места,
отходы производства.
- по показателю N 3 не представлены улучшенные условия труда работников, привлекаемых к выполнению работ с учетом приказа Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н "Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами" .
Таким образом, жалоба признается необоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с п. 25 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок) показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Заказчиком, в пп. 4.3 Подраздела 11.2. Раздела 11 Части II документации о закупке в рамках критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлены следующие показатели критерия:
1) Показатель N 1 "Качество работ":
"Мероприятия по проведению участником конкурса входного контроля материалов и оборудования должны быть описаны, в том числе с указанием функций такого контроля, порядка проведения внешнего осмотра поступающих строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, порядка проверки наличия, комплектности и правильности оформления сопроводительных документов поставщика (производителя), подтверждающих качество и комплектность строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, с указанием полного перечня таких документов, предусмотренных действующим законодательством".
В ходе заседания Комиссии УФАС представителями Заказчика даны пояснения, согласно которым заявке Заявителя не присвоен максимальный балл, поскольку при предоставлении информации по данному показателю в составе заявки содержится упоминание о сертификате соответствия по Федеральному закону от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - 184-ФЗ), но не содержится упоминание о декларации соответствия.
Согласно положениям ст. 2 184-ФЗ документ "декларация соответствия" и документ "сертификат соответствия" являются документами аналогичными по содержанию и правовой сути, наличие любого из них уже является подтверждением соответствия продукции.
Вместе с тем, документации о закупке не содержит указание на определенный перечень документов, необходимых для подтверждения квалификации участника в вышеуказанной части, их возможную взаимозаменяемость и достаточность, что оказало влияние на порядок оценки заявок, в том числе заявки Заявителя согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке от 10.03.2017.
2) Показатель N 3: качественные характеристики объекта закупки, выраженные в предложениях по повышению эффективности охраны труда при выполнении работ, являющихся предметом конкурса:
"Под мероприятиями по улучшению условий и охраны труда работников, привлекаемых к выполнению работ, являющихся предметом конкурса, для целей конкурсной документации понимается описание участником конкурса в порядке, установленном конкурсной документацией, мероприятий по улучшению охраны труда работников участника конкурса, непосредственно выполняющих работы по сохранению объектов культурного наследия.
Под мероприятиями по улучшению обеспечения работников участника конкурса, непосредственно выполняющих работы на объектах культурного наследия, специальной одеждой, специальной обувью или другими средствами индивидуальной защиты для целей конкурсной документации понимается описание участником конкурса в порядке, установленном конкурсной документацией, норм участника конкурса по бесплатной выдаче работникам участника конкурса - специалистам-реставраторам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее - нормы), улучшающих по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения (согласно приказа Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н "Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами", далее - типовые нормы). Улучшающими нормами для целей конкурсной документации считаются нормы участника конкурса выше не менее чем по одной позиции специальной одежды, специальной обуви или других средств индивидуальной защиты по сравнению с типовыми нормами в отношении всех специальностей специалистов-реставраторов, непосредственно выполняющих работы на объектах культурного наследия".
Таким образом, согласно условиям конкурсной документации заявкам участников конкурса присваивается максимальный балл при наибольшей детализации и проработанности порядка оказания услуг, организационно-технических предложений, в т.ч. полноты учета требований, их детализации и содержательной проработанности предложения, описывающую концепцию производства работ, включающую свое предложение о качестве оказываемых услуг, в которой излагается свое видение оказания требуемых услуг, их содержание, объемы и виды, дающую развернутое, детальное предложение о способах решения поставленных задач, указанных в Техническом задании.
Порядок оценки по указанному критерию является субъективным, что приводит к злоупотреблению при оценке заявок, поскольку в конкурсной документация однозначно не указано, что должно содержаться в предложении участника закупки, чтобы получить максимальный балл, насколько стоит детализировать в заявке описание организационно-технических предложений, чтобы считать данное описание улучшенным предложением, что считать улучшенным предложением в целом, каким образом сравниваются два улучшенных предложения и т.д.
Кроме того, разные организационно-технические предложения, могут быть оценены разными соответствующими профильными специалистами не одинаково, что также усиливает фактор субъективизма при оценке заявок.
На основании изложенного Санкт-Петербургское УФАС России приходит к выводу, что в действиях Заказника усматривается нарушение п. 9 ч. 1 ст. 50 (ч. 8 ст. 32) и п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, выразившееся в отсутствии в конкурсной документации надлежащего порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 32, 50, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Санкт-Петербургский реставрационный центр" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 9 ч. 1 ст. 50, ч. 8 ст. 32 и п. 4 ч .1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику и его конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 марта 2017 г. N 44-882/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.03.2017