Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 марта 2017 г. N 44-879/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ГБДОУ детский сад N 32 Красносельского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):;
ООО "Чимни" (далее - Заявитель):;
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 5759-ЭП/17 от 14.03.2017) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении подрядчика путем проведения электронного аукциона на услуги по техническому обслуживанию работоспособных систем вентиляционного оборудования в ГБДОУ детском саду N 32 Красносельского района Санкт-Петербурга в 2017 году (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 28.02.2017 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200141617000001. Начальная (максимальная) цена контракта - 66 000,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе и выразившиеся в необоснованном отклонении заявки Заявителя по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуг для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать: согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно ч.3 ст.67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 10.03.2017 N0372200141617000001-1 первой части заявки Заявителя (порядковый номер 4) отказано в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям: "На основании части 4 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) по не предоставлению информации, предусмотренной подпунктом 3.1.3 пункта 3.1 раздела 3 части I и Приложением N 2 к техническому заданию документации об аукционе, а именно:
- в заявке участника в п. 6 "Лента поливинилхлоридная с липким слоем" указано недостоверное значения показателя "Масса ленты в одном рулоне", так как площадь рулона будет равна произведению длины и ширины рулона (50 м*0,02 м (20 мм))=1 м2, а масса одного м2 = 400г=0,4 кг, соответственно, масса ленты в одном рулоне=1*0,4 =0,4 кг (участником указано 1,125 кг);
- в п. 7 заявки "Лента поливинилхлоридная с липким слоем" указано недостоверное сведение показателя "Удельное объемное электрическое сопротивление при 20 °С", так как в ГОСТ 16214-86 сказано: показатель удельного объемного электрического сопротивления для лент шириной 15 и 20 мм не определяют (участником предложено значение ширины 15 мм);
- в п. 8 "Масляные краски" указаны недостоверные сведения показателей "Укрывистость невысушенной пленки краски" для краски МА-15, коричневой. По ГОСТ 10503-71 это значение должно составлять не более 65 г/м2 (участником указано: 85 г/м2) и "Степень перетира" для краски МА-22. По ГОСТ 10503-71 это значение должно составлять не более 80 мкм (участником указано 90 мкм);
- в п. 12 "Гвозди строительные" указаны недостоверные сведения по показателю "Размер (а)". По ГОСТ 4028-63 для круглых гвоздей размер (а) отсутствует, что связано с конструкционной особенностью гвоздей. Также участником не указана масса трефовых гвоздей (для размера 4х100 масса 1000 шт составляет 8,075 кг);
- в п. 15 "Провода" указаны недостоверные сведения по показателю "Поверхность участка провода 15 мм покрыта цветами" (участником указано: 30%, однако, в показателе "расцветка изоляции" указано "зелено-желтая", то есть, участник должен был предложить процентное соотношение как для зеленого, так и для желтого цвета);
- в п. 16 "Электроды" указаны недостоверные сведения по показателю "Номинальная длина электродов", так как по ГОСТ 9766-75 для диаметра 2 мм длина может быть 150, 200 или 250 мм (участником указана длина 450 мм)".
Анализ аукционной документации показал, что требования к товарам, необходимым для оказания услуг, являющихся предметом закупки, установлены Заказчиком в Приложении N 2 к Техническому заданию.
Например, к товару по позиции 7 "Лента поливинилхлоридная с липким слоем по ГОСТ 16214-86" Приложения N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования: "Ширина : Минимальное значение показателей 13 мм, Максимальное значение показателей : 33 мм. Удельное объемное электрическое сопротивление при 20 °С 11012 Омсм".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
Инструкция по заполнению заявок должна беспрепятственно позволять определить участникам закупки и аукционной комиссии заказчика определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя); определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений.
В инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе, установленной Заказчиком в аукционной документации, содержится в том числе, следующий порядок предоставления значений показателей: " В случае если в соответствии с нормативными документами (СНИП, ГОСТ, ТУ и т.д.), какие-то числовые значения либо характеристики товаров (материалов) не нормируются, либо не предусмотрены этими нормативными документами для определенных свойств товаров (материалов), выбранных участником размещения заказа, то в таких случаях участник размещения заказа указывает, что характеристика не нормируется. Если это числовое значение, то ставит 0".
Анализ заявки Заявителя с порядковым номером 4 показал, что участником закупки представлены характеристики товара, который планирует использовать участник закупки для оказания услуг, в том числе к товару по позиции 7 "Лента поливинилхлоридная с липким слоем" указаны следующие характеристики: "Брус Ширина 15 мм. Удельное объемное электрическое сопротивление при 20 °С 11012 Омсм".
Вместе с тем, в соответствии Примечанием 1 к Таблице 2 ГОСТ 16214-86 "Лента поливинилхлоридная электроизоляционная с липким слоем. Технические условия", которому должен соответствовать товар по позиции 7 в соответствии с требованиями Заказчика, показатель удельного объемного электрического сопротивления для лент шириной 15 и 20 мм не определяют.
Таким образом, в соответствии с установленной Заказчиком инструкцией, в рассматриваемом случае участник закупки должен был указать значение показателя "Удельное объемное электрическое сопротивление при 20 °С" 0, либо указать, что такой показатель не нормируется.
Таким образом, изучив документацию о закупке, рассмотрев заявку Заявителя, протокол рассмотрения заявок на участие в рассматриваемой закупке, принимая во внимание доводы, изложенные в жалобе, пояснения сторон, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что у аукционной комиссии Заказчика имелись правовые основания для отклонения заявки Заявителя.
Жалобу следует признать необоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе Комиссия УФАС установила следующее.
1. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.
Таким образом, неопределенность сведений о потребности Заказчика в товарах, необходимых для оказания услуг, являющихся предметом закупки, может привести к тому, что контракт, по которому не определен его предмет может быть признан незаключенным.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик обязан использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
При формировании технического задания Заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что Заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Требования к конкретным показателям товара, необходимого для оказания услуг, являющихся объектом закупки, установлены Заказчиком в Приложении N2 к Техническому заданию.
Например, к товару по позиции 17 "Прокат листовой горячеоцинкованный для изготовления штампованных изделий весьма глубокой вытяжки и сложных профилей по ГОСТ 52246-2004" Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования: "Длина листа: Минимальное значение показателей 1500, Максимальное значение показателей : 2500".
Вместе с тем, Заказчиком не указаны единицы измерения длины листа товара по позиции 17, что в свою очередь, не позволяет однозначно определить потребность Заказчика.
Таким образом, в действиях Заказчика усматривается нарушение ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Анализ аукционной документации показал, что Заказчиком в части II "Информационная карта аукциона" документации о закупке ( пункт 2) подпункта 3.1.4. ) установлено следующее требование к составу второй части заявки: "Декларация о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3-5, 7, 9,10 части 1 статьи 31 Закона. При декларировании соответствия участника закупки требованиям, установленным пунктами 3- 7, 9 части 1 статьи 31 Закона, участник закупки вправе воспользоваться рекомендуемой формой "Декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3-7, 9 части 1 статьи 31 Закона" являющаяся приложением N 3 к техническому заданию документации об аукционе".
Таким образом, Заказчиком сужено требование законодательства, поскольку не предъявляется требование к декларированию участником закупки соответствия п. 7.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
В действиях Заказчика усматривается нарушение п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении требований к составу второй части заявки не в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
При установленных обстоятельствах выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об их устранении путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст.ст. 66, 67, 96, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Чимни" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч.2 ст.33, п.2 ч.5 ст.66, Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 марта 2017 г. N 44-879/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.03.2017