Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 марта 2017 г. N 44-907/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПБ ГБУ СОН "ЦСРИДИ Колпинского района Санкт-Петербурга "Поддержка" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей:
ООО "ВГТ-Строй" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 5493-ЭП/17 от 13.03.2017) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по установке коммерческого узла учета тепловой энергии в здании СПб ГБУ СОН "ЦСРИДИ Колпинского района Санкт-Петербурга "Поддержка" по адресам: СПб, г. Колпино, ул. Красная, дом 12, литер А и СПб, г. Колпино, ул. Красная, дом 1, литер Б (извещение N 0372200146417000011) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 28.02.2017 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200146417000011. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 083 743,00 рублей.
В жалобе ООО "ВГТ-Строй" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в:
- нарушении правил описания объекта закупки;
- нарушении правила объективного описания объекта закупки, выразившееся в отсутствии проектной документации на выполнение работ;
- установлении неоднозначных сроков выполнения работ.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Первым доводом жалобы Заявитель указывает на нарушение Заказчиком правила объективного описания объекта закупки, выразившееся в отсутствии проектной документации на выполнение работ.
В соответствии с ч. 1 ст. 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
Состав проектно-сметной документации определен ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87.
Согласно ч. 2 ст. 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Из анализа Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию следует, что проектная документация состоит из текстовой части, которая содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения; из графической части, которая отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме, иными словами содержит требования к результату выполняемых работ.
Согласно ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта, при этом в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости),
Таким образом, документация о закупке должна содержать описание выполняемых работ, требования к качеству и объему выполняемых работ.
Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Установлено, что проектная документация размещена Заказчиком на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru в полном объеме. Заявитель явку своих представителей не обеспечил и доказательств обратного не представил, ввиду чего данный довод жалобы не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с ч. 4 ст. 33 Закона о контрактной системе требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.
Заказчиком установлено требование: "Подрядчик несет ответственность за недостатки (дефекты), обнаруженные в течение гарантийного срока, который составляет не менее 36 месяцев со дня подписания Заказчиком актов сдачи-приемки выполненных работ, если не докажет, что они произошли вследствие нормального износа объекта или его частей, неправильной его эксплуатации".
Данное требование не противоречит положениям Закона о контрактной системе, данный довод жалобы является необоснованным.
3. Заявитель указывает на различные сроки выполнения работ.
Согласно п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о сроках поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, а в соответствии с ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Частью 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Частью II "Информационная карта аукциона" документации об аукционе установлены следующие условия:
"2.2. Подрядчик обязан приступить к выполнению работ, предусмотренных Контрактом не позднее 26 мая 2017 года, а завершить выполнение данных работ и оформить исполнительную документацию не позднее 23 августа 2017 г.
2.3.Приемка результатов выполненных работ должна быть завершена не позднее 04 сентября 2017 года.
2.4.Датой завершения работ по Контракту и надлежащего исполнения Подрядчиком обязательств считается дата подписания акта сдачи - приемки выполненных работ (формы КС-2) о приемке объекта после выполнения работ ответственными представителями Сторон и представителем СПб ГБУ "Служба заказчика".
Проектом государственного контракта установлено условие: "Срок окончания выполнения работ: до 23 августа 2017 года".
Данные условия не противоречат друг другу, следовательно, данный довод является необоснованным.
4. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Заказчиком установлены требования о соответствии товаров ряду нормативных документов:
- ГОСТ 24140 "Детали крепления трубопроводов. Скобы и хомуты. Технические условия";
- ГОСТ 10704 "Трубы стальные электросварные прямошовные. Сортамент";
- ГОСТ 10705 "Трубы стальные электросварные. Технические условия";
- ГОСТ 24140 "Детали крепления трубопроводов. Скобы и хомуты. Технические условия";
- ГОСТ 10704 "Трубы стальные электросварные прямошовные. Сортамент".
Согласно п. 7.1 ГОСТ Р 1.5-2012 "Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения" обозначение национального стандарта Российской Федерации состоит из индекса "ГОСТ Р", регистрационного номера и отделенного от него тире года утверждения стандарта.
При этом п. 3.6.5 данного стандарта допускается неуказание цифры года утверждения (принятия) данного для указании обозначения ссылочного нормативного документа, на который в стандарте даны только недатированные ссылки, не приводят цифры года утверждения (принятия) данного ссылочного документа.
Таким образом, указание государственных стандартов без года его утверждения является применением нестандартной терминологии, в чем усматривается нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе. Данный довод жалобы является обоснованным.
4. Заявитель обжалует установление требований к конкретным показателям товаров, значения которых можно указать только путем проведения испытаний.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе участник закупки обязан указать в заявке сведения о показателях товаров, используемых им для выполнения вышеуказанных работ. При этом в силу указанной нормы заказчик вправе предъявлять в аукционной документации требования исключительно к техническим характеристикам самого товара (объекта закупки), а не к его составляющим компонентам, тем более к таким составляющим компонентам, которые невозможно проверить ни в ходе приемки, ни в ходе его эксплуатации.
Заявитель обжалует требование "Выдерживаемое испытательное гидравлическое давление - не менее 6 МПа" для товаров "Труба тип 1" и "Труба тип 2", требования "Восстанавливаемость после снятия давления 35 МПа - 40 %. Условная прочность при разрыве в поперечном направлении - свыше 9 МПа" для товара "Прокладка", а также требования "Укрывистость невысушенной пленки белил молярной консистенции -
170 г/м
. Степень перетира - включительно до 50 мкм" для товара "Белила".
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В нарушение вышеуказанной нормы Заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности вышеприведенных доводов, в том числе, в части невозможности подготовки заявки на участие в конкурсе и ограничения количества участников закупки, а также документов и сведений, свидетельствующих о нарушении заказчиком норм Закона о контрактной системе при описании требований к необходимым товарам. Данные доводы жалобы не находят своего подтверждения и являются необоснованными.
К аналогичным выводам Комиссия УФАС пришла в отношении товара "Гипсовые вяжущие".
5. Заявитель указывает на установление требований к товарам, отличных от указанных в проектной документации.
Так, например, в отношении товара "Манометр" Заказчиком установлены требования: "Класс точности - 1,5 либо 1. Степень защиты - не менее IP40".
При этом проектной документацией предусмотрено использование товара с характеристиками: "Класс точности 1,5. IP 43".
Ввиду того, что работы должны быть выполнены в соответствии с требованиями проектной документации, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе. Данный довод жалобы является обоснованным.
К аналогичным выводам Комиссия УФАС пришла в отношении товаров "Отборное устройство тип 1" и "Насос".
6. Заявитель указывает на использование нестандартных требований к товару "Манометр", а именно требования "Перегрузка к верхнему пределу измерения избыточного давления - не более 10 %".
В соответствии с п. 2.1.4.1. ГОСТ 2405-88 "Манометры, вакуумметры, мановакуумметры, напоромеры, тягомеры и тягонапоромеры. Общие технические условия" манометры, мановакуумметры, напоромеры, тягонапоромеры должны выдерживать перегрузку избыточным давлением, значение которой должно соответствовать указанному в табл. 3.
Таблицей 3 стандарта значение показателя "Перегрузка к верхнему пределу измерения избыточного давления" зависит от показателя "Верхний предел измерений". Требованию Заказчика "не более 10 %" соответствуют значения 10 и 5 %, таким образом, данное требование является стандартным.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 64, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ВГТ-Строй" обоснованной в части доводов о нарушении требований Закона о контрактной системе при описании требований к товарам по ряду позиций.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что они повлияли на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 марта 2017 г. N 44-907/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.03.2017