Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 17 марта 2017 г. N рз-370-2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золина Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Неботовой И.Ю.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш.
В присутствии представителей:
от заказчика - Пегишева А.В., Баньковская А.Ю.,
от уполномоченного органа - Мещерякова О.В.
от ООО "Энергия" - Горячова А.А.,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Энергия" на действия муниципального заказчика - Комитета градостроительства администрации города Ставрополя, уполномоченного органа - Комитета муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона N 0321300001116000495 "Подрядные работы на объекте: Строительство муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы на 1000 мест в 529 квартале г. Ставрополя".
Заявитель считает, что документация не соответствует требованиям Закона N44-ФЗ.
Представитель заказчика и уполномоченного органа пояснил следующее:
Все процедуры и действия по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона.
Комиссия, выслушав доводы сторон, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
В соответствии с части 1 статьи 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33. Закона: Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;
По доводам заявителя жалобы ООО "Энергия" - установлено:
1. Федеральный закон от 28.12.2016 N 489-ФЗ "О внесении изменений в статью 31 Закона N44-ФЗ вступил в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования - 09 января 2017 года. Как отмечалось ранее, извещение об электронном аукционе и документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте 29 декабря 2016 года, то есть до начала действия указанного федерального закона.
В соответствии со статьей 2 Закона 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе, на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
2. По информации проектной организации срок строительства объекта, указанный в проекте организации строительства является расчетным и может быть уменьшен до 9 месяцев. Кроме того, уполномоченным на проведение государственной экспертизы государственным учреждением подтверждено, что такое изменение проектного решения как сокращение расчетного срока строительства до 9 месяцев не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства.
3. Между комитетом градостроительства администрации города Ставрополя и обществом с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление "ЮгСтройИнвест" заключено соглашение о безвозмездном оказании услуг по охране и содержанию земельного участка. В рамках данного соглашения ООО "ЮСИ" безвозмездно оказывает услуги по охране и содержанию земельного участка, выделенного под строительство объекта "Строительство муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы на 1000 мест в 529 квартале г. Ставрополя". Также на время действия соглашения ООО "ЮСИ" разрешается складировать на территории Земельного участка материалы, конструкции, принадлежащие ООО "ЮСИ", а также осуществлять хранение автомобильной и автокрановой техники.
4. По позициям "Пиломатериалы" раздела 2 Части III документации об электронном аукционе заказчиком установлены требования к нормам ограничения пороков в пиломатериалах, требуемых при выполнении работ, являющихся объектом закупки в полном соответствии с ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия".
5. Разделом 2 "Требования к товарам, используемым при выполнении ра бот" заказчиком установлены требования к пиломатериалам видов 1, 2, 4, 5, в частности, к величине усушки от номинальных размеров толщины или ширины. ГОСТ 24454-80 "Пиломатериалы хвойных пород. Размеры" устанавливает требования к номинальным размерам по толщине, ширине и длине пиломатериалов. Данным государственным стандартом устанавливаются требования к отклонениям от номинальных размеров, в том числе, согласно пункту 5, и в зависимости от влажности пиломатериалов с ссылкой на государственный стандарт ГОСТ 6782.1-75 "Пилопродукция из древесины хвойных пород. Величина усушки", устанавливающий конкретные значения.
Для того чтобы пиломатериалы после высушивания имели необходимые номинальные размеры, установлены припуски на усушку. Размеры этих припусков определены на основании тщательных исследований фактической усушки древесины различных пород и узаконены государственными стандартами.
Согласно требований ГОСТ 6782.1-75 заказчиком установлены соответствующие предельные значения: 0,3 мм, 0,6 мм и 1,0 мм. В зависимости от древесины, предполагаемой к использованию, ее влажности и размеров участник закупки выбирает соответствующие значения, установленные государственным стандартом.
6. По позиции "Кирпич" раздела 2 Части III документации об электронном аукционе заказчиком установлены требования в соответствии с ГОСТ 530-2012 "Кирпич и камень керамические. Общие технические условия", в том числе характеристика "число циклов попеременного замораживания и оттаивания". В соответствии с пунктом 5.2.7 государственного стандарта кирпич должен быть морозостойким и в зависимости от марки по морозостойкости в насыщенном водой состоянии должен выдерживать без каких-либо видимых признаков повреждений или разрушений не менее 25; 35; 50; 75; 100; 200 или 300 циклов попеременного замораживания и оттаивания. Кроме того, заказчиком установлено требование к марке по морозостойкости которая должна быть не менее Р25. Сведения, предоставляемые участником закупки по указанным характеристикам должны соответствовать друг другу.
7. По позиции "Мастика" раздела 2 Части III документации об электронном аукционе заказчиком установлены требования в соответствии с ГОСТ 2889-80 "Мастика битумная кровельная горячая. Технические условия", который распространяется на битумную кровельную горячую мастику, представляющую собой однородную массу, состоящую из битумного вяжущего и наполнителя и используемую в горячем состоянии. Таким образом, характеристики битумного вяжущего являются основными для данного товара.
В соответствии с пунктом 2.7.1.4. государственного стандарта температура размягчения и хрупкости битумного вяжущего для мастик разных марок должна удовлетворять требованиям таблицы 3.
Заказчиком установлены требования "Теплостойкость, °С, в зависимости от марки не менее 65" и "Температура хрупкости битумного вяжущего, °С, не выше -13" в соответствии с требованиями таблицы 3 государственного стандарта и предусматривают выбор мастики марки МБК-Г-65 или МБК-Г-75.
8. По позициям "Кирпич" раздела 2 Части III документации об электронном аукционе заказчиком установлены требования в соответствии с ГОСТ
530-2012 "Кирпич и камень керамические. Общие технические условия". Учачстник закупки может предложить к использованию при выполнении работ кирпич лицевой или рядовой. Пункт 5.1.3 государственного стандарта предусматривает, что на лицевых изделиях не допускаются высолы, то есть в соответствии пунктом 3.28 государственного стандарта водорастворимые соли, выходящие на поверхности обожженного изделия при контакте с влагой.
Указанное заявителем требование установлено заказчиком в соответствии с государственным стандартом и указано в столбце "Требования к качественным характеристикам товаров, в том числе, к характеристикам и значениям, которые могут изменяться".
Согласно инструкции по заполнению заявки документации об электронном аукционе сведения о товарах, предлагаемых для использования при выполнении работ, представляемые участником закупки, не должны сопровождаться словами, словосочетаниями и символами, не позволяющими однозначно определить наличие требуемой характеристики у товара, предлагаемого к использованию при выполнении работ, либо значение характеристики, как например, "эквивалент", "аналог", "должен(-на, -но, -ны) быть", "может (могут) быть", "допускается(-ются)", "не допускается(-ются)", "требуется(-ются)", "примерно", "около", "должен(-на, -но, -ны) превышать", "не должен(-на, -но, -ны) превышать". Также установлено, что в случае, если какое-либо значение по характеристикам, установленным документацией об аукционе в электронной форме, отсутствует или не нормируется (не регламентируется) нормативной документацией в отношении конкретного предлагаемого участником закупки товара, участник закупки указывает наименование данной характеристики и словосочетание "не нормируется" или "не регламентируется".
Заказчиком не установлено требование к предоставлению участниками закупки показателей технологии производства, испытания товара, показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, таким образом, участнику закупки, в случае предоставления характеристик кирпича лицевого достаточно подтвердить отсутствие указанного дефекта, в случае предоставления характеристик рядового кирпича указать словосочетание "не нормируется" или "не регламентируется".
9. Разделом 2 "Требования к товарам, используемым при выполнении работ" заказчиком установлены требования к пиломатериалам (вид 2), в частности, к размеру кромочных сучков в соответствии с нормами ограничения пороков, установленными ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия".
При выполнении работ могут применяться пиломатериалы толщиной от 40 до 75 миллиметров (40, 44, 50, 60, 75). К применению возможны пиломатериалы 1-го, 2-го или 3-го сорта. В зависимости от выбранного сорта пиломатериала размер кромочных сучков может принимать значение для толщин 40, 44, 50, 60 или 75 мм не более 1/3, 1/2 или во всю кромку.
Согласно инструкции по заполнению заявки документации об электронном аукционе в случае установления требований к минимальным и/или максимальным значениям характеристик в одноименных столбцах в сопровождении слов "от", "до", "свыше" (в сокращенном виде "св."), "более", "менее", "выше", словосочетаний "не выше", "не более", "не ниже", "не менее", "не ранее" или математических знаков ">", "<", участник закупки указывает значения (в случае нормирования (регламентирования) характеристики) в сопровождении данных слов, словосочетаний или математических знаков. При этом участник закупки делает предложение с учетом значений, присущих конкретному предлагаемому товару в соответствии с видом, сортом, классом, вариантом исполнения, указанных в нормативной документации, которые могут быть равными, меньшими или большими по отношении к установленным заказчиком. Также установлено, что в случае, если какое-либо значение по характеристикам, установленным документацией об аукционе в электронной форме, отсутствует или не нормируется (не регламентируется) нормативной документацией в отношении конкретного предлагаемого участником закупки товара, участник закупки указывает наименование данной характеристики и словосочетание "не нормируется" или "не регламентируется".
Заказчиком не установлено требование к предоставлению участниками закупки показателей технологии производства, испытания товара, показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, таким образом, в зависимости от выбранного участником размера и сорта (первого или второго) пиломатериала участником закупки указывается одна из соответствующих характеристик со значением, указанным согласно государственному стандарту (не более 1/3, не более 1/2), соответственно вторая характеристика указывается с предусмотренными словосочетаниями "не нормируется" или "не регламентируется"; в случае предложения пиломатериала третьего сорта указывает обе характеристики со значениями соответствующими друг другу.
10. По позиции "Пиломатериалы (вид 4)" раздела 2 Части III документации об электронном аукционе заказчиком установлены требования к нормам ограничения пороков в пиломатериалах, требуемых при выполнении работ, являющихся объектом закупки в полном соответствии с ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия".
Согласно инструкции по заполнению заявки документации об электронном аукционе в случае установления требований к минимальным и/или максимальным значениям характеристик в одноименных столбцах в сопровождении слов "от", "до", "свыше" (в сокращенном виде "св."), "более", "менее", "выше", словосочетаний "не выше", "не более", "не ниже", "не менее", "не ранее" или математических знаков ">", "<", участник закупки указывает значения (в случае нормирования (регламентирования) характеристики) в сопровождении данных слов, словосочетаний или математических знаков. При этом участник закупки делает предложение с учетом значений, присущих конкретному предлагаемому товару в соответствии с видом, сортом, классом, вариантом исполнения, указанных в нормативной документации, которые могут быть равными, меньшими или большими по отношении к установленным заказчиком. Никаких оговорок, что перечисленные слова, словосочетания и знаки распространяются выборочно только на то значение перед которыми указаны инструкция по заполнению заявки не содержит. Более того, установлено, что первая часть заявки формируется участником закупки в соответствии с правилами русского языка. Таким образом, довод заявителя о том, что словосочетание "не более" "относится только к первому значению (к глубоким трещинам), и соответственно неглубокие трещины Заказчик требует указать конкретно" считаем необоснованным.
На основании вышеизложенного, данные доводы заявителя жалобы необоснованны.
Вместе с тем, по позиции "Бетон (вид 13)" и позиции "Профильные детали из древесины" установлены избыточные требования.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением, предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем - требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Таким образом, установление вышеуказанных требований к составу заявок участников закупки противоречит положениям Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, в действия заказчика - Комитета градостроительства администрации города Ставрополя, уполномоченного органа - Комитета муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя установлены нарушения требований ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст.66 Закона N 44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Энергия" на действия муниципального заказчика - Комитета градостроительства администрации города Ставрополя, уполномоченного органа - Комитета муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона N 0321300001116000495 "Подрядные работы на объекте: Строительство муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы на 1000 мест в 529 квартале г. Ставрополя" - частично-обоснованной;
2. По результатам внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьей 99 Закона о закупках, признать действия заказчика - Комитета градостроительства администрации города Ставрополя, уполномоченного органа - Комитета муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя не соответствующими требованиям ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст.66 Закона N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику - Комитету градостроительства администрации города Ставрополя, уполномоченного органа - Комитету муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя - обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии И.Ю. Неботова
Б.Ш. Карпель
ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ
по Ставропольскому краю
ул. Ленина, 384, г. Ставрополь, 355003
тел. (8652) 35-51-19, факс (8652) 35-51-19
e-mail: Stmap@statel.stavropol.ru
_______________ N ________________
На N __________ от _______________
Муниципальный заказчик:
Комитет градостроительства администрации города Ставрополя 355035, г. Ставрополь, улица Мира, 282а,
Уполномоченный орган:
Комитет муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя
355035, г. Ставрополь, пр. К.Маркса, 87
Заявитель:
ООО "Энергия"
197342, г. С-Петербург, ул. Белоостровская, д. 17, корп. 2 лит. А пом. 18-Н
ПРЕДПИСАНИЕ N 174
по делу N РЗ-370-2017 о нарушении законодательства о закупках
17.03.2017 года Ставрополь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золина Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Неботовой И.Ю.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш.
На основании своего Решения от 17.03.2017 года по делу N РЗ-370-2017, принятого Комиссией по итогам рассмотрения жалобы ООО "Энергия" на действия муниципального заказчика - Комитета градостроительства администрации города Ставрополя, уполномоченного органа - Комитета муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона N 0321300001116000495 "Подрядные работы на объекте: Строительство муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы на 1000 мест в 529 квартале г. Ставрополя" и руководствуясь ч. 3, 15, п. 2 ч. 22 ст. 99 и ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ),
предписывает:
Заказчику - Комитету градостроительства администрации города Ставрополя, уполномоченного органа - Комитету муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя устранить нарушения требований ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст.66 Закона N 44-ФЗ, в связи с чем:
1. Аукционной комиссии при рассмотрении заявок на участие в аукционе в электронной форме N 0321300001116000495 не учитывать требования установленные в позициях:
- по позиции "Бетон (вид 13)"
- позиции "Профильные детали из древесины".
2. Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения по данному делу.
Срок исполнения предписания - в течение 10 дней с момента его размещения на официальном сайте для размещения информации о размещении заказа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.zakupki.gov.ru, об исполнении которого в обязательном порядке сообщить в Ставропольское УФАС России в течение 7 дней с момента его исполнения.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Неисполнение настоящего предписания в соответствии со ст. 107 Федерального закона о размещении заказов, влечет применение мер ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии И.Ю. Неботова
Б.Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 17 марта 2017 г. N рз-370-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.03.2017