Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 14 марта 2017 г. N КС-24/2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии: |
Н.С. Ивановой |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
||
членов Комиссии: |
А.Г. Киселёвой
А.А. Кошкумбаевой |
старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; старшего специалиста первого разряда отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
||
с участием представителей:
Заказчика - Администрации муниципального образования "Зеленоградский городской округ" |
А.П. Котельникова
|
уполномоченного представителя;
|
в отсутствие представителей Заявителя - ООО "Стройинвест", уведомленных надлежащим образом о месте и времени заседания Комиссии;
рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест" (далее - Заявитель) (вх. N 1205 от 06.03.2017) на действия заказчика - Администрации муниципального образования "Зеленоградский городской округ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона (извещение N 0135300003817000010) на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог муниципального значения (далее - Аукцион), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 06.03.2017 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании документации об Аукционе.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
По мнению Заявителя при формировании конкурсной документации Заказчиком допущены нарушения Закона о контрактной системе, а именно:
1) Пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе закреплено обязательное условие о том, что документация об электронном аукционе должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе. Таким образом, любой участник закупки, ознакомившись с опубликованной закупочной документацией на официальном сайте, в случае возникновения вопросов к ее отдельным пунктам вправе направить запрос о разъяснении положений документации об аукционе в сроки, указанные в документации об аукционе.
Срок, в течение которого участник закупки вправе направить запрос о разъяснении положений документации об электронном аукционе регламентирован частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Согласно информации официального сайта ЕИС в сфере закупок, дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 27.02.2017. Однако документация об Аукционе устанавливает дату окончания срока предоставления разъяснений - 22.02.2017. Таким образом, Заказчик установил неверный срок окончания предоставления разъяснений и нарушил положения части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
2) Согласно пункту 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Срок приемки выполненных работ относится к существенным условиям контракта. Раздел 4 "Проект контракта" документации об Аукционе определяет порядок приемки выполненных работ. Однако положения данного раздела не содержат информацию о сроке приемки выполненных работ. Действия Заказчика нарушают положения, установленные в пункте 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, а также нарушают права и законные интересы Подрядчика, поскольку создают неопределенность в сроках исполнения обязательств со стороны Заказчика.
3) Пунктами 1 и 2 статьи 37 Закона о контрактной системе установлено следующее:
"1. Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
2. Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи".
При этом Заказчиком не учтен вариант снижения начальной (максимальной) цены контракта на двадцать пять и более процентов и не указана необходимость предоставления участнику закупки обеспечения исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе. Таким образом, Заказчик допускает нарушение законодательства о контрактной системе.
Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу, приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя), признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Заказчик, ознакомившись с жалобой Заявителя, считает ее необоснованной по следующим основаниям.
1) Заказчиком при размещении извещения о проведении Аукциона, в следствии технической ошибки, действительно было допущено неверное указание срока окончания предоставления разъяснения положений документации об Аукционе, но 16.02.2017 Заказчиком самостоятельно были внесены изменения в документацию об Аукционе, а также внесены соответствующие поправки в сроках.
2) Отношения сторон по контракту на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд, в том числе, связанные с приемкой результата выполненных подрядчиком работ, регулируются положениями Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ). Наряду с этими нормами к отношениям сторон подлежат применению в зависимости от вида подрядных работ нормы ГК РФ о строительном подряде или подряде на выполнение проектных и изыскательских работ, а также общие положения о подряде и нормы Закона о контрактной системе.
Участники правоотношений нередко отождествляют сдачу и приемку результата выполненных по контракту работ, в то время как законодательство и правоприменительная практика проводят между этими этапами исполнения контракта достаточно четкие различия.
Сдача результата выполненных по контракту работ составляет обязанность подрядчика. Именно с фактом сдачи подрядчиком результата выполненных работ заказчику (а не с фактом его приемки заказчиком) законодательство связывает возникновение у заказчика обязательства по оплате выполненных работ.
Таким образом, основная обязанность подрядчика в данном случае состоит в том, чтобы, выполнив работы, известить заказчика о завершении работ и предъявить их результат к приемке заказчиком.
Заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных работ обязан немедленно приступить к его приемке. В соответствии с пунктом 2 статьи 753 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором, заказчик организует и осуществляет приемку результата работ за свой счет.
В главе 4 Проекта контракта определен порядок выполнения и приемки работ, пункт 4.5. устанавливает требование к генеральному подрядчику за пять дней обязан известить Заказчика и Заказчика-застройщика о готовности к сдаче выполненных Работ. Заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных работ, в силу пункта 1 статьи 753 ГК РФ обязан немедленно приступить к его приемке.
Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума ВАС РФ от 03.12.2013 N 10147/13, именно заказчик несет риски неисполнения обязанности по организации и осуществлению приемки результата выполненных работ, в связи с чем уклонение заказчика от принятия работ не должно освобождать его от их оплаты.
3) При размещении документов закупки Заказчиком были учтены все требования Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 4 статья 24 Закона о контрактной системе под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта, следовательно, поскольку на момент размещения документации об аукционе цена контракта еще не известна, а в случае если предложена цена контракта, которая на 25% и более ниже НМЦК Подрядчик самостоятельно должен определить необходимость предоставления обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона.
Таким образом, фиксированная сумма обеспечения исполнения контракта Заказчиком может быть рассчитана только на стадии заключения контракта с участником, победившем в закупке.
Таким образом, при размещении документов закупки Заказчиком были учтены все требования Закона о контрактной системе и действующего законодательства.
На основании изложенного, Заказчик считает доводы Заявителя несостоятельными и просит признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
07 февраля 2017 года Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещено извещение N 0135300003817000010 о проведении Аукциона, а также аукционная документация (с внесением изменений 16.02.2017).
Начальная (максимальная) цена контракта - 15 508 211,00 рублей.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, в том числе:
- порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
На основании положений части 4 вышеуказанной статьи Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Согласно документации об Аукционе (от 07.02.2017, до вносимых изменений) 27.02.2017 11 часов 00 минут - дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе.
Согласно пояснениям Заказчика, информации с ЕИС, представленной новой редакции документации об Аукционе, 16.02.2017 Заказчиком самостоятельно внесены изменения в документацию об Аукционе, в том числе, в части определения сроков предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации.
Согласно документации об Аукционе (с внесением изменений от 16.02.2017) 06.03.2017 11 часов 00 минут - дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, 13.03.2017 - дата проведения Аукциона. В соответствии с пунктом 9 Раздела 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации об Аукционе (с внесением изменений от 16.02.2017):
- дата начала срока предоставления участникам аукциона в электронной форме разъяснений положений документации об Аукционе: с момента размещения извещения о проведении Аукциона;
- дата окончания срока поступления запроса участника аукциона в электронной форме: 02.03.2017.
На основании вышеизложенного, Комиссией установлено, что действия Заказчика, в данной части, соответствуют положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 13 вышеуказанной статьи Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Согласно пункту 2.1. Раздела 4 "Проект контракта" документации об Аукционе (с внесением изменений от 16.02.2017) контракт вступает в силу с даты его заключения и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств по Контракту.
В соответствии с пунктом 2.2 Раздела 4 "Проект контракта" документации об Аукционе (с внесением изменений от 16.02.2017) срок окончания выполнения работ - не позднее 31.08.2017.
Согласно пункту 4.5 Раздела 4 "Проект контракта" документации об Аукционе (с внесением изменений от 16.02.2017) Генеральный подрядчик за пять дней обязан известить Заказчика и Заказчика-Застройщика о готовности к сдаче выполненных работ. Приемка работ производится, с оформлением и подписанием акта о приемке выполненных работ (КС-2), либо распоряжения о выявлении дефектов с указанием даты повторной приемки. Генеральный подрядчик обязан представить справку КС-3. Основанием для оплаты является акт приема-сдачи выполненных Работ подписанный Заказчиком, Заказчиком-застройщиком и Генеральным подрядчиком.
В соответствии с пунктом 5.6.1 Раздела 4 "Проект контракта" документации об Аукционе (с внесением изменений от 16.02.2017) Генеральный подрядчик имеет право начать выполнение Работ ранее установленного срока (в случаях, когда Генеральный подрядчик по результатам закупки определен победителем (единственным участником) при его соответствии требованиям действующего законодательства) и завершить их в более короткий срок, чем предусмотрено настоящим Контрактом, при письменном согласовании с Заказчиком.
Согласно пункту 3.4 Раздела 4 "Проект контракта" документации об Аукционе (с внесением изменений от 16.02.2017) оплата выполненных работ производится по факту выполнения работ на основании подписанных Заказчиком, Заказчиком-застройщиком и Генеральным подрядчиком актов о приемке выполненных работ (по форме КС-2) и справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) с учетом применения понижающего коэффициента (процента снижения начальной цены), рассчитанного в соответствии с условиями п.п. 3.1.1. или 3.1.2 контракта, в срок до 30 декабря 2017 г.
Таким образом Комиссия приходит к выводу, что Разделом 4 "Проект контракта" документации об Аукционе (с внесением изменений от 16.02.2017) определены срок окончания работ, срок полного исполнения обязательств, порядок осуществления приемки выполненной работы. Также, исходя из вариативности срока приемки выполненной работы (возможность выполнения работ в более короткий срок, возможность выявления дефектов работы), с учетом известности вышеперечисленных сроков, у исполнителя работ имеется возможность определить и самостоятельно обозначить Заказчику дату приемки выполненной работы.
Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 70 Закона о контрактной системе у победителя электронного аукциона, в случае наличия разногласий по проекту контракта, присутствует возможность размещения протокола разногласий, в котором указываются замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.
На основании вышеизложенного Комиссия считает действия Заказчика, в данной части, соответствующими требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно документации об Аукционе начальная (максимальная) цена контракта составляет 15 508 211,00 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Согласно пункту 7.4 Раздела 1 "Аукцион в электронной форме (общие условия проведения аукциона в электронной форме)" документации об Аукционе (с внесением изменений от 16.02.2017) в случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений пункта 9 настоящего Раздела.
В соответствии с пунктом 9.1 Раздела 1 "Аукцион в электронной форме (общие условия проведения аукциона в электронной форме)" документации об Аукционе (с внесением изменений от 16.02.2017) если при проведении аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Дополнительно выявлено, что по результатам проведения Аукциона 13.03.2011 минимальное предложение о цене контракта поступило от участника закупки, подавшего заявку с порядковым номером 1, а именно: 14 577 718,28 рублей. Снижение цены контракта составило 6,00 %.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что в документации об Аукционе присутствуют требования об обеспечении исполнения контракта, предусмотренные частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Заявителем не представлены доказательства, подтверждающие обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя своего подтверждения не нашел.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос ведущего заседание Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств, не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Стройинвест" необоснованной.
Ведущий заседание Комиссии: |
|
Н.С. Иванова |
Члены комиссии: |
|
А.Г. Киселева
А.А. Кошкумбаева |
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 14 марта 2017 г. N КС-24/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.03.2017