Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 14 марта 2017 г. N КС-25/2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии: |
Н.С. Ивановой |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
||
членов Комиссии: |
А.Г. Киселёвой
А.А. Кошкумбаевой |
старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; старшего специалиста первого разряда отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
||
с участием представителей:
Заказчика - Администрации муниципального образования "Зеленоградский городской округ" |
А.П. Котельникова
|
уполномоченного представителя;
|
в отсутствие представителей Заявителя - ООО "Стройинвест", уведомленных надлежащим образом о месте и времени заседания Комиссии;
рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест" (далее - Заявитель) (вх. N 1206 от 06.03.2017) на действия заказчика - Администрации муниципального образования "Зеленоградский городской округ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона (извещение N 0135300003817000014) на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по утеплению фасада и ограждение территории МАОУ ООШ п. Грачевка Зеленоградского района Калининградской области (далее - Аукцион), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 06.03.2017 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании документации об Аукционе.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
По мнению Заявителя при формировании конкурсной документации Заказчиком допущены нарушения Закона о контрактной системе, а именно:
1) Согласно пункту 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Срок приемки выполненных работ относится к существенным условиям контракта. Раздел 4 "Проект контракта" документации об Аукционе определяет порядок приемки выполненных работ. Однако положения данного раздела не содержат информацию о сроке приемки выполненных работ. Действия Заказчика нарушают положения, установленные в пункте 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, а также нарушают права и законные интересы Подрядчика, поскольку создают неопределенность в сроках исполнения обязательств со стороны Заказчика.
2) В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требовании или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Из толкования указанного положения законодательства о контрактной системе следует, что условия исполнения контракта в части соответствия выполняемых подрядчиком работ, возлагают на заказчика обязанность указать в документации об аукционе и проекте контракта исчерпывающий перечень нормативных актов, требованиям которых должны соответствовать работы.
Согласно пункту 4.1 проекта контракта, подрядчик обязуется выполнять работы в соответствии с требованиями действующих ГОСТ и СНиП. Однако из технического задания невозможно определить, каким именно требованиями действующих ГОСТ и СНиП, должны соответствовать выполненные подрядчиком работы.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования описания объекта закупки, что является нарушением требований пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3) В соответствии с положениями Закона о контрактной системе, заказчик обязан приложить к документации о закупке проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе, в случае просрочки исполнения сторонами обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами обязательств, предусмотренных контрактом, они уплачивают неустойку (штраф, пеню). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. При этом подпункты "а" - "г" пунктов 4 и 5 Правил устанавливают различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчикам должны устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта. В случае, когда величина штрафа не определена, условие о неустойке за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту признается несогласованным.
Однако в Разделе 4 "Проект контракта" документации об Аукционе данное условие, предписанное Правилами, не выполняется, указаны размеры штрафов для определенного порогового значения цены контракта (при этом цена контракта Заказчику не может быть известна до момента заключения контракта).
4) Статья 30 Закона о контрактной системе устанавливает следующее:
Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от иены контракта.
Таким образом, объем привлечения субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в качестве субподрядчиков (соисполнителей) по контракту должен быть определен в конкретном размере.
При этом в Разделе 4 "Проект контракта" документации об Аукционе указано следующее:
5.5.20. Генеральный подрядчик, не являющийся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, обязан привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - субподрядчики, соисполнители) в объеме не менее 5 процентов от цены контракта.
Отсутствие в проекте контракта конкретного значения объема привлечения к его исполнению субподрядчиков из числа СМП и СОНО является нарушением ч. 6 ст. 30 Закона о контрактной системе.
Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу, приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя), признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Заказчик, ознакомившись с жалобой Заявителя, считает ее необоснованной по следующим основаниям.
1) Отношения сторон по контракту на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд, в том числе, связанные с приемкой результата выполненных подрядчиком работ, регулируются положениями Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ). Наряду с этими нормами к отношениям сторон подлежат применению в зависимости от вида подрядных работ нормы ГК РФ о строительном подряде или подряде на выполнение проектных и изыскательских работ, а также общие положения о подряде и нормы Закона о контрактной системе.
Участники правоотношений нередко отождествляют сдачу и приемку результата выполненных по контракту работ, в то время как законодательство и правоприменительная практика проводят между этими этапами исполнения контракта достаточно четкие различия.
Сдача результата выполненных по контракту работ составляет обязанность подрядчика. Именно с фактом сдачи подрядчиком результата выполненных работ заказчику (а не с фактом его приемки заказчиком) законодательство связывает возникновение у заказчика обязательства по оплате выполненных работ.
Таким образом, основная обязанность подрядчика в данном случае состоит в том, чтобы, выполнив работы, известить заказчика о завершении работ и предъявить их результат к приемке заказчиком.
Заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных работ обязан немедленно приступить к его приемке. В соответствии с пунктом 2 статьи 753 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором, заказчик организует и осуществляет приемку результата работ за свой счет.
В главе 4 Проекта контракта определен порядок выполнения и приемки работ, пункт 4.5. устанавливает требование к генеральному подрядчику за пять дней обязан известить Заказчика и Заказчика-застройщика о готовности к сдаче выполненных Работ. Заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных работ, в силу пункта 1 статьи 753 ГК РФ обязан немедленно приступить к его приемке.
Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума ВАС РФ от 03.12.2013 N 10147/13, именно заказчик несет риски неисполнения обязанности по организации и осуществлению приемки результата выполненных работ, в связи с чем уклонение заказчика от принятия работ не должно освобождать его от их оплаты.
2) Согласно документации электронного аукциона сметная документация является приложением к техническому заданию и размещена отдельным файлом в ЕИС, локальным сметным расчетом определен исчерпывающий список работ и используемые материалы при производстве этих работ. Требования изложенные в п. 4.1. проекта контракта относятся к видам работ указанным в сметной документации.
Таким образом, все требования к товару указаны в строгом соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе при составлении описания объекта закупки Заказчик обязан использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии. Однако Законом не установлена обязанность заказчика включать конкретные требования по каждому виду работ.
ГОСТ и СНиП по указанным в сметной документации видам работ находятся в открытом доступе и приняты техническими Государственными техническими стандартами, национальными стандартами РФ.
Требования не ограничивают конкуренцию, соответствуют законодательству РФ.
3) В проект контракта включено обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, а также требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю).
Пунктами 5 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 34 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063 утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
Согласно пунктам 2 и 3 Правил размер штрафа, определённый с учетом положений законодательства Российской Федерации, устанавливается в контракте в фиксированном виде в соответствии с указанными Правилами. Размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Закона о контрактной системе.
Пункт 4 и 5 Правил содержит порядок (формулу) расчета фиксированной суммы штрафа в зависимости от цены контракта.
4) Пункт 5 статьи 30 Закона о контрактной системе устанавливает право заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Пунктом 5.5.20 Проекта контракта установлено требование к генеральному подрядчику, не являющийся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, обязан привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - субподрядчики, соисполнители) в объеме не менее 5 процентов от цены контракта.
Данное требование установлено на основании и согласно постановлению Правительства РФ от 23.12.2016 N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций", теперь в контракты, устанавливающие обязанность по привлечению к их исполнению СМП, СОНКО, в обязательном порядке должны, в частности, включаться следующие обязанности подрядчика (исполнителя):
- привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО в объеме не менее 5 % от цены контракта.
- в срок не более 5 раб. дней и.т.д.
Таким образом, при размещении документов закупки Заказчиком были учтены все требования Закона о контрактной системе и действующего законодательства.
На основании изложенного, Заказчик считает доводы Заявителя несостоятельными и просит признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
08 февраля 2017 года Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещено извещение N 0135300003817000014 о проведении Аукциона, а также аукционная документация (с внесением изменений 16.02.2017).
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 551 496,00 рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 13 вышеуказанной статьи Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Согласно пункту 2.1. Раздела 4 "Проект контракта" документации об Аукционе (с внесением изменений от 16.02.2017) контракт вступает в силу с даты его заключения и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств по Контракту.
В соответствии с пунктом 2.2 Раздела 4 "Проект контракта" документации об Аукционе (с внесением изменений от 16.02.2017) срок окончания выполнения работ - не позднее 31.08.2017.
Согласно пункту 4.5 Раздела 4 "Проект контракта" документации об Аукционе (с внесением изменений от 16.02.2017) Генеральный подрядчик за пять дней обязан известить Заказчика и Заказчика-Застройщика о готовности к сдаче выполненных работ. Приемка работ производится, с оформлением и подписанием акта о приемке выполненных работ (КС-2), либо распоряжения о выявлении дефектов с указанием даты повторной приемки. Генеральный подрядчик обязан представить справку КС-3. Основанием для оплаты является акт приема-сдачи выполненных Работ подписанный Заказчиком, Заказчиком-застройщиком и Генеральным подрядчиком.
В соответствии с пунктом 5.6.1 Раздела 4 "Проект контракта" документации об Аукционе (с внесением изменений от 16.02.2017) Генеральный подрядчик имеет право начать выполнение Работ ранее установленного срока (в случаях, когда Генеральный подрядчик по результатам закупки определен победителем (единственным участником) при его соответствии требованиям действующего законодательства) и завершить их в более короткий срок, чем предусмотрено настоящим Контрактом, при письменном согласовании с Заказчиком.
Согласно пункту 3.4 Раздела 4 "Проект контракта" документации об Аукционе (с внесением изменений от 16.02.2017) оплата выполненных работ производится по факту выполнения работ на основании подписанных Заказчиком, Заказчиком-застройщиком и Генеральным подрядчиком актов о приемке выполненных работ (по форме КС-2) и справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) с учетом применения понижающего коэффициента (процента снижения начальной цены), рассчитанного в соответствии с условиями п.п. 3.1.1. или 3.1.2 контракта, в срок до 30 декабря 2017 г.
Таким образом Комиссия приходит к выводу, что Разделом 4 "Проект контракта" документации об Аукционе (с внесением изменений от 16.02.2017) определены срок окончания работ, срок полного исполнения обязательств, порядок осуществления приемки выполненной работы. Также, исходя из вариативности срока приемки выполненной работы (возможность выполнения работ в более короткий срок, возможность выявления дефектов работы), с учетом известности вышеперечисленных сроков, у исполнителя работ имеется возможность определить и самостоятельно обозначить Заказчику дату приемки выполненной работы.
Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 70 Закона о контрактной системе у победителя электронного аукциона, в случае наличия разногласий по проекту контракта, присутствует возможность размещения протокола разногласий, в котором указываются замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.
На основании вышеизложенного Комиссия считает действия Заказчика, в данной части, соответствующими требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Пункт 24 "Описание объекта закупки_" Раздела 2 "Информационная карта" документации об Аукционе (с внесением изменений 16.02.2017) соответствующие требования указаны в разделе 3 "Техническое задание и обоснование начальной (максимальной) цены контракта" и разделе 4 "Проект контракта" настоящей документации.
В соответствии с Разделом 3 "Техническое задание (описание объекта закупки) и обоснование начальной (максимальной) цены контракта" документации об Аукционе (с внесением изменений 16.02.2017) Заказчик поручает, а Генеральный подрядчик принимает на себя обязательства на выполнение работ по утеплению фасада и ограждению территории МАОУ ООШ п.Грачевка Зеленоградского района Калининградской области в соответствии со сметной документацией, а также условиями контракта, действующими на территории РФ строительными нормами и правилами.
Сметная документация представлена отдельным файлом.
Пункт 4.1 Раздела 4 "Проект контракта" документации об Аукционе (с внесением изменений 16.02.2017) Генеральный подрядчик выполняет Работы в строгом соответствии со сметной документацией, согласованной в установленном порядке, требованиями действующих ГОСТ и СНиП, условиями настоящего Контракта.
Изучив сметную документацию, находящуюся в свободном доступе, Комиссией установлено наличие в сметной документации ГОСТ и СНиП по указанным видам работ, осуществляемых в рамках данной закупки.
Вместе с тем, Законом о контрактной системе не предусмотрено обязательное установление Заказчиком в документации ГОСТов и СНиПов. Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность указанного довода жалобы.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что соответствующий довод Заявителя своего подтверждения не нашел.
При проведении конкурентных способов определения поставщиков, в частности при проведении аукционов в электронной форме, в соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчик указывает в извещении начальную (максимальную) цену контракта - 5 551 496,00 рублей.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 6 указанной статьи Закона о контрактной системе определено, что в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
При этом, частями 5 и 8 статьи 34 данного закона установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиков обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации N 1063 от 25.11.2013 (далее - Правила).
Согласно пункту 5 Правил за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Пунктом 7.5.2. Раздела 4 "Проект контракта" документации об Аукционе (с внесением изменений 16.02.2017) установлено, что за ненадлежащее исполнение обязательств по Контракту Заказчик, Заказчик - застройщик уплачивают штраф в виде фиксированной суммы в размере ________ руб., определенной в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N1063, а именно 2,5 % от цены Контракта.
В соответствии с пунктом 4 статья 24 Закона о контрактной системе под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта, следовательно, поскольку на момент размещения документации об аукционе цена контракта еще не известна, то проект контракта Заказчика не может содержать фиксированную сумму штрафов.
Таким образом, Комиссия считает, что фиксированная сумма штрафов Заказчиком с учетом Правил может быть рассчитана только на стадии заключения контракта с участником, победившем в закупке. При этом, так как на момент формирования документации об аукционе заказчик не обладает сведениями о цене контракта, которую предложат на аукционе участники закупки, это обстоятельство обязывает Заказчика предусмотреть вариативный размер штрафа в отношении Заказчика. На основании вышеизложенного Комиссией установлено, что действия Заказчика, в данной части, не соответствуют требованиям частей 4,5 статьи 34 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с частью 6 вышеуказанной статьи Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
Часть 7 статьи 30 Закона о контрактной системе устанавливает, что типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 23.12.2016 N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" установлена обязанность привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 5 процентов от цены контракта.
Пунктом 18 Раздела 2 "Информационная карта" документации об Аукционе (с внесением изменений 16.02.2017) установлено требование к Генеральному подрядчику, не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Пунктом 5.5.20 Раздела 4 "Проект контракта" документации об Аукционе (с внесением изменений 16.02.2017) установлено, что Генеральный подрядчик, не являющийся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, обязан привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - субподрядчики, соисполнители) в объеме не менее 5 процентов от цены контракта.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что в данной части действия Заказчика соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, объем привлечения субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в качестве субподрядчиков (соисполнителей) определен.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос ведущего заседание Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств, не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" обоснованной.
2. Признать Заказчика - Администрации муниципального образования "Зеленоградский городской округ" нарушившим ч. 4, 5 ст. 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки - ЗАО "Сбербанк - АСТ" (в части имеющихся полномочий) предписание об устранении допущенного нарушения.
4. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушения Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Ведущий заседание Комиссии: |
|
Н.С. Иванова |
|
Члены комиссии: |
|
А.Г. Киселева
А.А. Кошкумбаева |
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 14 марта 2017 г. N КС-25/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.03.2017