Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 17 марта 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "ДСК "Арсенал" (далее - Заявитель) на действия Управления ресурсов и инфраструктуры администрации Сивинского муниципального района (далее - Заказчик) при проведении запроса предложений на реконструкцию автодороги Мерзляна-Буб-Кониплотино км 4+000-км 7+000 в Сивинском районе Пермского края (изв. N 0356300107817000001),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356300107817000001 Заказчиком проводился запрос предложений на реконструкцию автодороги Мерзляна-Буб-Кониплотино км 4+000-км 7+000 в Сивинском районе Пермского края.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС Россииот 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Под запросом предложений понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд в товаре, работе или услуге сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении запроса предложений и победителем запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге (ч.1 ст.83 Закона о закупках).
Согласно ч.3 ст.83 Закона о закупках извещение о проведении запроса предложений размещается заказчиком в единой информационной системе не позднее чем за пять дней до даты проведения такого запроса. Наряду с размещением извещения о проведении запроса предложений заказчик вправе направить приглашения принять участие в запросе предложений лицам, способным осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок. В этом случае заказчик обязан направить приглашения принять участие в запросе предложений лицам, с которыми в течение восемнадцати месяцев, предшествующих проведению запроса предложений, заказчиком заключались контракты в отношении тех же объектов закупок, при условии, что указанные контракты не были расторгнуты в связи с нарушением поставщиками (подрядчиками, исполнителями) условий указанных контрактов в соответствии с положениями настоящего Федерального закона. В случае проведения запроса предложений в соответствии с пунктом 6 части 2 настоящей статьи заказчик обязан направить приглашения принять участие в запросе предложений только лицам, которые являлись участниками закупок на право заключения контракта, расторжение которого осуществлено в соответствии с положениями части 9 статьи 95 настоящего Федерального закона, и в отношении заявок которых при осуществлении данных закупок не принято решение об отклонении в связи с несоответствием таких заявок требованиям настоящего Федерального закона, не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения запроса предложений.
Комиссией установлено, что 07.03.2017 г. Заказчик опубликовал в ЕИС извещение о проведении запроса предложений, при этом окончание срока подачи заявок установлено 13.03.2017 г., что не противоречит ч.3 ст.83 Закона о закупках.
Довод Заявителя подтверждения не нашел.
В соответствии с п.п.2, 3 ч.6 ст.83 Закона о закупках одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений заказчик размещает в единой информационной системе документацию о проведении запроса предложений, которая должна содержать наименование и описание объекта закупки, условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, в том числе составу, форме заявок на участие в запросе предложений и инструкция по их заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников запроса предложений или доступа к участию в запросе предложений.
В п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В состав документации входит Приложение N 1 к Техническому заданию "Показатели, характеризующие товар, используемый при выполнении работы", которое содержит показатели товаров, используемых при выполнении работ.
Довод Заявителя о том, что при установлении требований к товарам Заказчиком нарушены нормы Закона о закупках, в данном случае, удовлетворению не подлежит, поскольку доказательства того, что Заказчиком установлены показатели, в частности, щебня, горячей плотной мелкозернистой асфальтобетонной смеси, которые не являются показателями наивысшего порядка, а являются второстепенными и зависимыми, а также установлены требования об указании показателей материалов, из которых изготовлен товар, Заявителем не представлены.
Кроме того, Комиссия отмечает, что ООО "ДСК "Арсенал" была подана заявка на участие в закупке, участник был отстранен от участия в запросе предложений, поскольку опись документов, входящих в состав заявки, не вшита в том заявки (протокол от 13.03.2017 г.).
Согласно протоколу проведения запроса предложений от 13.03.2017 г., Единая комиссия, осуществляющая функции по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запроса котировок, запроса предложений (далее - Комиссия по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений) в результате рассмотрения заявок признала только одну заявку соответствующей требованиям Федерального закона N 44-ФЗ и требованиям к товарам, работам, услугам в соответствии с извещением. Условия исполнения контракта единственной заявкиN1: ООО "Первая консалтинговая компания". Все участники запроса предложений отказались направить окончательные предложения. Все заявки, соответствующие требованиям признаны окончательными предложениями (согласно ч.14 ст. 83 Федерального закона 44-ФЗ).
В соответствии с итоговым протоколом от 13.03.2017 г. Комиссия рассмотрела единственную заявку N 1, которая признана соответствующей требованиям Федерального закона N 44-ФЗ и требованиям к товарам, работам, услугам в соответствии с извещением, с окончательным предложением участника ООО "Первая консалтинговая компания". Решение Комиссии: Комиссия в результате рассмотрения заявок признала только одну заявку соответствующей требованиям Федерального закона N 44-ФЗ и требованиям к товарам, работам, услугам в соответствии с извещением. Заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона 44-ФЗ.
Согласно п.3.5 Раздела 3 документации о закупке описание поставляемого товара (выполняемых работ, оказываемых услуг) в заявках на участие в запросе предложений производится участниками запроса предложений в соответствии с требованиями, указанными в настоящем подпункте, в Разделе 2. "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАПРОСА ПРЕДЛОЖЕНИЙ", а также в других разделах настоящей документации о запросе предложений по соответствующей форме Раздела 3. При отсутствии или неполном предоставление участником запроса предложений в заявке на участие в запросе предложений сведений, перечисленных в настоящем пункте, соответствующая заявка на участие в запросе предложений не оценивается, участник запроса предложений, подавший заявку, не соответствующую требованиям, установленным документацией о запросе предложений, отстраняется.
3.5.2. В случае если из содержания заявки на участие в запросе предложений и прилагаемых к ней документов следует, что предлагаемый(-ые) участником запроса предложений товар(ы) (работы, услуги) или условия его (их) поставки (выполнения, оказания), не отвечают одному или группе требований, указанных в Разделе 2. "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАПРОСА ПРЕДЛОЖЕНИЙ" и Разделе 4. "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ", такая заявка на участие в запросе предложений не оценивается, участник запроса предложений, подавший заявку, не соответствующую требованиям, установленным документацией о запросе предложений, отстраняется.
Заявки на участие в запросе предложений, представляемые участниками запроса предложений, должны содержать предложение о поставке (выполнении, оказании) всех наименований товара (работ, услуг), в количестве (объеме), предусмотренном в Разделе 4. "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" в соответствии с настоящей документацией о запросе предложений. В случае, если представленная участником запроса предложений заявка на участие в запросе предложений содержит предложение о поставке (выполнении, оказании) не всего количества (объема) товаров (работ, услуг), в соответствии с настоящей документацией о запросе предложений, такая заявка на участие в запросе предложений не оценивается, участник запроса предложений, подавший заявку, не соответствующую требованиям, установленным документацией о запросе предложений, отстраняется.
В п.25 Раздела 2 Информационная карта запроса предложений установлены требования к документам, входящим в состав заявки. Так, в частности, в п.п.4 установлено следующее требование: Предложение участника запроса предложений в отношении объекта закупки (по форме "ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ В ЗАПРОСЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ" Раздела 3). Предложение участника запроса предложений в отношении объекта закупки должно включать все положения Раздела 4 "Техническое задание".
Раздел 4 "Техническое задание" включает в себя, как указано выше, Приложение N 1 "Показатели, характеризующие товар, используемый при выполнении работы".
В Разделе 3 содержится форма, по которой участник закупки должен предоставить предложение в отношении объекта закупки.
Согласно ч.10 ст.83 Закона о закупках Комиссией по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений вскрываются поступившие конверты с заявками на участие в запросе предложений и открывается доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений. Участники запроса предложений, подавшие заявки, не соответствующие требованиям, установленным документацией о проведении запроса предложений, отстраняются, и их заявки не оцениваются. Основания, по которым участник запроса предложений был отстранен, фиксируются в протоколе проведения запроса предложений. В случае установления факта подачи одним участником запроса предложений двух и более заявок на участие в запросе предложений заявки такого участника не рассматриваются и возвращаются ему.
Комиссией антимонопольного органа исследована заявка ООО "Первая консалтинговая компания", которая, как указано выше, признана Комиссией по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений соответствующей требованиям к товарам, работам, услугам в соответствии с извещением.
Так, установлено следующее.
В п. 10 подраздела 1.2 "Земляные работы" Заказчиком установлены требования к раствору строительному, в частности, соответствие ГОСТ 28013-98, по основному назначению: штукатурный накрывочного слоя или штукатурный (кроме накрывочного слоя), вяжущее вещество: цемент или смесь цемента и извести, заполнитель - песок для строительных работ по ГОСТ 8736-2014, наибольшая крупность зерен песка должна быть не более 2,5 мм.
В заявке ООО "Первая консалтинговая компания" указаны следующие показатели: раствор строительный, соответствие ГОСТ 28013-98, по основному назначению штукатурный накрывочного слоя, заполнитель - песок для строительных работ по ГОСТ 8736-2014, наибольшая крупность зерен песка 2,5 мм.
Вместе с тем, согласно упомянутому ГОСТ, которому, как указано в заявке, соответствует раствор строительный, наибольшая крупность зерен заполнителя штукатурного накрывочного слоя должна быть не более 1,25 мм. Содержание зерен песка размером более 2,5 мм для штукатурных растворов и более 1,25 мм для облицовочных и штукатурных накрывочных растворов не допускается.
Комиссия отмечает, что предложенный товар не соответствует требованиям ГОСТ.
Аналогично в п. 11 подраздела 2.4 "Земляные работы".
При указанных обстоятельствах заявка ООО "Первая консалтинговая компания" в данной части не соответствовала требованиям, установленным документацией о проведении запроса предложений и должна была быть отстранена.
В действиях Комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений, признавшей заявку соответствующей, имеется нарушение ч.10 ст.83 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "ДСК "Арсенал" на действия Управления ресурсов и инфраструктуры администрации Сивинского муниципального района (далее - Заказчик) при проведении запроса предложений на реконструкцию автодороги Мерзляна-Буб-Кониплотино км 4+000-км 7+000 в Сивинском районе Пермского края (изв. N 0356300107817000001) необоснованной.
2. Признать в действиях Комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений нарушение ч.10 ст.83 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
3. В целях устранения выявленных нарушений, выдать предписание Заказчику, Комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении членов Комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 17 марта 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.03.2017