Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 15 марта 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобуАО "Гипроздрав" (далее - Заявитель) на действия ГКУ ПК "УКС Пермского края" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на выполнение проектно-изыскательских работ по разработке проектно-сметной документации на строительство объекта капитального строительства "Пермская клиническая инфекционная больница N1, г. Пермь" (изв. N 0156200009916000688),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, в связи с тем, что Заказчик необоснованно признал АО "Гипроздрав" уклонившимся от заключения контракта.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156200009916000688, Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган) проводился электронный аукцион на выполнение проектно-изыскательских работ по разработке проектно-сметной документации на строительство объекта капитального строительства "Пермская клиническая инфекционная больница N1, г. Пермь"(далее - Конкурс).
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 07.12.2016 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная максимальная цена контракта - 24 012 953,01 руб.;
4) на участие в Конкурсе подано 4 заявкиот участников закупки;
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок от 30.01.2017 г. заявка АО "Гипроздрав" признана единственной соответствующей требованиям конкурсной документации.
Согласно ч.6 ст.53 Закона о закупках в случае, если по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия отклонила все такие заявки или только одна такая заявка соответствует требованиям, указанным в конкурсной документации, конкурс признается несостоявшимся.
В соответствии с ч.10 ст.53 Закона о закупках результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок, в котором должна содержаться следующая информация:
1) место, дата, время проведения рассмотрения и оценки таких заявок;
2) информация об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были рассмотрены;
3) информация об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были отклонены, с указанием причин их отклонения, в том числе положений настоящего Федерального закона и положений конкурсной документации, которым не соответствуют такие заявки, предложений, содержащихся в заявках на участие в конкурсе и не соответствующих требованиям конкурсной документации;
4) решение каждого члена комиссии об отклонении заявок на участие в конкурсе;
5) порядок оценки заявок на участие в конкурсе;
6) присвоенные заявкам на участие в конкурсе значения по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок на участие в конкурсе;
7) принятое на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе решение о присвоении таким заявкам порядковых номеров;
8) наименования (для юридических лиц), фамилии, имена, отчества (при наличии) (для физических лиц), почтовые адреса участников конкурса, заявкам на участие в конкурсе которых присвоены первый и второй номера.
В ч.12 ст.53 Закона о закупках указано, что протоколы, указанные в частях 10 и 11 настоящей статьи, составляются в двух экземплярах, которые подписываются всеми присутствующими членами конкурсной комиссии. К этим протоколам прилагается информация, предусмотренная пунктом 2 части 2 статьи 51 настоящего Федерального закона. Один экземпляр каждого из этих протоколов хранится у заказчика, другой экземпляр в течение трех рабочих дней с даты его подписания направляется победителю конкурса или участнику конкурса, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе, с приложением проекта контракта, который составляется путем включения в данный проект условий контракта, предложенных победителем конкурса или участником конкурса, подавшим единственную заявку на участие в конкурсе. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокол рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе с указанными приложениями размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанных протоколов.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.55 Закона о закупках Заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в случаях, если конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотреннымчастью 6 статьи 53 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе только одна заявка признана соответствующей требованиям настоящего Федерального закона и конкурсной документации.
Согласно п.25 ч.1 ст.93 Закона о закупках признание несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений в соответствии с частями 1 и 7 статьи 55, частями 1 - 3.1 статьи 71, частями 1 и 3 статьи 79, частью 18 статьи 83 настоящего Федерального закона.Согласование заключения контракта в указанных случаях, за исключением случаев заключения контрактов в соответствии с частями 4 и 5 статьи 15, частями 1 - 3.1 статьи 71, частями 1 и 3 статьи 79 настоящего Федерального закона, проводится при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок. В соответствии с настоящим пунктом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт. Такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, предложенную в заявке соответствующего участника закупки, или цену контракта, предложенную соответствующим участником закупки при проведении электронного аукциона. Обращение заказчика о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) направляется в контрольный орган в сфере закупок в срок не позднее чем в течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся. При этом срок согласования не должен быть более чем десять рабочих дней с даты поступления указанного обращения. Контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заключается в срок не более чем двадцать дней с даты получения заказчиком такого согласования, или в случаях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона, в срок не более чем двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся, или вслучаях, предусмотренных частями 1 - 3.1 статьи 71, частями 1 и 3 статьи 79 настоящего Федерального закона, в сроки, установленные соответственно статьей 70 и частью 13 статьи 78 настоящего Федерального закона. Порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) устанавливается федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно ч.4 ст.96 Закона о закупках контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В ч.5 ст.96 Закона о закупках указано, что в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно п.1 Раздела 14информационной карты конкурсной документации размер обеспечения исполнения контракта составляет 20% от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 4 802 590 (четыре миллиона восемьсот две тысячи пятьсот девяносто) рублей 60 копеек.
В п.4 Раздела 14 информационной карты конкурсной документации указано, что способ обеспечения исполнения контракта определяется участником конкурса, с которым заключается контракт, самостоятельно:
- банковская гарантия, выданная банком;
- внесение денежных средств на расчетный счет заказчика.
Так, в ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.
13.02.2017 г. Заказчиком получено решение Министерства финансов Пермского края о согласовании заключения контракта от 13.02.2017 г.
Таким образом, в силу п.25 ч.1 ст.93 Закона о закупках, контракт может быть заключен не позднее 06.03.2017 г.
16.02.2017 г. Заказчиком в адрес АО "Гипроздрав" направлен протокол рассмотрения и оценки заявок от 30.01.2017 г., а также два экземпляра проекта Контракта.
17.02.2017 г. АО "Гипроздрав" получены указанные выше документы.
21.02.2017 г. АО "Гипроздрав" в адрес Заказчика направлен подписанный экземпляр контракта. Кроме того, в сопроводительном письме N 304 от 21.02.2017 г. указано, что банковская гарантия N ЭБГ-(А)-0305-2017-0133 от 21.02.2017 г. будет направлена в адрес Заказчика напрямую Казанским филиалом АО "Солид Банк".
22.02.2017 г. указанный выше контракт получен Заказчиком.
Также, 22.02.2017 г. АО "Солид Банк", выдавшее АО "Гипроздрав" банковскую гарантию N ЭБГ-А92)-0305-2017-0133 от 21.02.2017 г., в адрес Заказчика направило указанную банковскую гарантию, в качестве обеспечения исполнения контракта. В материалах жалобы имеются соответствующие документы.
22.02.2017 г. в реестре банковских гарантий на официальном сайте ЕИС была размещена указанная выше банковская гарантия.
28.02.2017 г. банковская гарантия получена Заказчиком, помимо этого, в материалах жалобы имеются документы, подтверждающие выезд курьера по адресу Заказчика 27.02.2017 г.
Однако, 28.02.2017 г. Заказчиком принято решение о признании АО "Гипроздрав" уклонившимся от заключения контракта, поскольку в срок до 27.02.2017 г. общество не предоставило надлежащим образом оформленный документ об обеспечении исполнения контракта, согласно ч.3 ст.54 Закона о закупках.
Вместе с тем, Комиссия полагает, что в данном конкретном случае у Заказчика отсутствовали основания для применения спорной нормы Закона о закупках.
Так, согласно ч.3 ст.54 Закона о закупках в течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола победитель конкурса обязан подписать контракт и представить все экземпляры контракта заказчику. При этом победитель конкурса одновременно с контрактом обязан представить заказчику документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта в размере, который предусмотрен конкурсной документацией или частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона. В случае, если победителем конкурса не исполнены требования настоящей части, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.
Комиссия отмечает, что в данном случае, требования, установленные, в том числе в ч.3 ст.54 Закона о закупках, определяют порядок заключения контракта с участником закупки признанным победителем закупки.
Вместе с тем, поскольку заявка АО "Гипроздрав" признана единственной соответствующей требованиям конкурсной документации, оценка заявок не производилась, соответствующие номера заявкам также не присваивались, следовательно, АО "Гипроздрав" не является победителем конкурса по смыслу ч.8 ст.53 Закона о закупках.
Таким образом, в данном случае сторонам необходимо руководствоваться требованиями, указанными в п.25 ч.1 ст.93 Закона о закупках, согласно которым, в том числе, срок заключения контракта не должен составлять более чем двадцать дней с даты получения заказчиком согласования.
В силу ст. 191 ГК РФ, течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определяется его начало.
В соответствии с ч.1 ст. 194 ГК РФ, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.
На основании указанного, Комиссия приходит к выводу, что 28.02.2017 г. у Заказчика не имелось оснований для признаний АО "Гипроздрав" уклонившимся от заключения контракта. Следовательно, в действиях Заказчика имеется нарушение ч.5 ст.96 Закона о закупках.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.7.32 КоАП РФ.
Согласно ч.7 ст.106 Закона о закупках контрольный орган в сфере закупок вправе приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, направив заказчику, оператору электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию, комиссию по осуществлению закупок требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, которое является для них обязательным. В случае принятия решения о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу. При этом срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы по существу. В случае, если вследствие приостановления определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт не может быть заключен в предусмотренные документацией о закупке сроки, в решении о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) устанавливается возможность продления предусмотренных контрактом сроков исполнения обязательств по контракту с указанием новых сроков исполнения этих обязательств.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "Гипроздрав" на действия Заказчикапри проведении открытого конкурса на выполнение проектно-изыскательских работ по разработке проектно-сметной документации на строительство объекта капитального строительства "Пермская клиническая инфекционная больница N1, г. Пермь" (изв. N 0156200009916000688)обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.5 ст.96 Закона о закупках.
3. В целях устранения нарушения требований Закона о закупках, выдать Заказчику предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 15 марта 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.03.2017