Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 20 марта 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Дело техники - Урал" (далее - Заявитель) на действия Департамента земельных отношений администрации г.Перми (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на выполнение работ по расширению функциональных возможностей и осуществлению технической поддержки информационной системы управления землями на территории города Перми (извещение N 0156300001117000002),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156300001117000002 Заказчиком проводился открытый конкурс на выполнение работ по расширению функциональных возможностей и осуществлению технической поддержки информационной системы управления землями на территории города Перми.
По мнению Заявителя, нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Требования к выполняемым работам обозначены в Техническом задании документации о закупке.
Согласно п.1 ч.1 ст.50 Закона о закупках, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия, проанализировав требования Заказчика, полагает, что описание объекта закупки не соответствует приведенным выше нормам Закона о закупках.
Так, в частности, в п. п. 4.4.4 Технического задания "Требования к выполнению работ по расширению функциональных возможностей подсистемы документооборота" необходимо реализовать ресурс в сети Интернет, который обеспечивает возможность подать заявление в электронном виде в ДЗО, с последующим обменом информацией между ИСУЗом и ресурсом в сети Интернет, в том числе обеспечить возможность регистрации заявителей на ресурсе. При регистрации пользователей необходимо обеспечить обязательность заполнения следующих полей:
- принадлежность заявителя - физическое лицо или юридическое лицо
- ФИО физического лица или представителя юридического лица
- ФИО доверенного лица, в случае, если заявление подает доверенное лицо физического лица
- наименование организации, в случае, если заявление подает представитель организации
- паспортные данные физического лица
- место жительства физического лица
- контактный номер телефона заявителя
- почтовый адрес для направления корреспонденции
Вышеуказанная информация в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ является персональными данными. Данное обстоятельство подтверждено представителем Заказчика.
В соответствии с п. 1 статьей 19 Федерального закона "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ, оператор информационной системы при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.
Согласно п. 2 статьей 19 Федерального закона "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ Обеспечение безопасности персональных данных достигается, в частности:
- определением угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных;
- применением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, необходимых для выполнения требований к защите персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные Правительством Российской Федерации уровни защищенности персональных данных;
- применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации;
- оценкой эффективности принимаемых мер по обеспечению безопасности персональных данных до ввода в эксплуатацию информационной системы персональных данных;
- учетом машинных носителей персональных данных;
- обнаружением фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятием мер;
- восстановлением персональных данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним;
- установлением правил доступа к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе персональных данных, а также обеспечением регистрации и учета всех действий, совершаемых с персональными данными в информационной системе персональных данных;
- контролем за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных и уровня защищенности информационных систем персональных данных.
В соответствии с п.13 приказа ФСТЭК от 11 февраля 2013 г. N 17 для обеспечения защиты информации, содержащейся в информационной системе, проводятся следующие мероприятия:
формирование требований к защите информации, содержащейся в информационной системе;
разработка системы защиты информации информационной системы;
внедрение системы защиты информации информационной системы;
аттестация информационной системы по требованиям защиты информации (далее - аттестация информационной системы) и ввод ее в действие;
обеспечение защиты информации в ходе эксплуатации аттестованной информационной системы;
обеспечение защиты информации при выводе из эксплуатации аттестованной информационной системы или после принятия решения об окончании обработки информации.
для ввода в действие системы, содержащей персональные данные, требуется выполнить следующие виды работ:
Как указано выше, требования к выполняемым работам содержатся в Техническом задании.
Вместе с тем, в Техническом задании отсутствует требование к созданию системы защиты информации, включая требования к средствам защиты информации, требования к созданию технического проекта и организационно-распорядительной документации, регламентирующей работу ресурса.
Обратного не доказано.
При таких обстоятельствах Заказчиком нарушены положения п.1 ч.1 ст.50 Закона о закупках.
Единые требования к участникам закупки обозначены в ч.1 ст.31 Закона о закупках. В частности, в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках, при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п.п. "г" п.1 ч.2 ст.51 Закона о закупках заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В документации о закупке (Раздел 5) установлены требования к составу в заявки. При этом, требование о предоставлении какого-либо разрешительного документа не установлено.
Объектом закупки, как указано выше, является выполнение работ по расширению функциональных возможностей и осуществлению технической поддержки информационной системы управления землями на территории города Перми.
В соответствии с положением о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.02.2012 N 79 лицензированию подлежат следующие виды работ и услуг (п. 4 Положения):
а) контроль защищенности конфиденциальной информации от утечки по техническим каналам в:средствах и системах информатизации;
технических средствах (системах), не обрабатывающих конфиденциальную информацию, но размещенных в помещениях, где она обрабатывается;
помещениях со средствами (системами), подлежащими защите;
помещениях, предназначенных для ведения конфиденциальных переговоров (далее - защищаемые помещения);
б) контроль защищенности конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и ее модификации в средствах и системах информатизации;
в) сертификационные испытания на соответствие требованиям по безопасности информации продукции, используемой в целях защиты конфиденциальной информации (технических средств защиты информации, защищенных технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля защищенности информации);
г) аттестационные испытания и аттестация на соответствие требованиям по защите информации:
средств и систем информатизации;
помещений со средствами (системами) информатизации, подлежащими защите;
защищаемых помещений;
д) проектирование в защищенном исполнении:
средств и систем информатизации;
помещений со средствами (системами) информатизации, подлежащими защите;
защищаемых помещений;
е) установка, монтаж, испытания, ремонт средств защиты информации (технических средств защиты информации, защищенных технических средств обработки информации,технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных(программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля защищенности информации).
В рассматриваемом случае для выполнения работ, являющихся объектом закупки, необходима лицензия на деятельность по технической защите конфиденциальной информации, содержащая следующие виды работ и услуг: аттестационные испытания и аттестация на соответствие требованиям по защите информации: средств и систем информатизации; проектирование в защищенном исполнении: средств и систем информатизации; помещений со средствами (системами) информатизации, подлежащими защите; защищаемых помещений; установка, монтаж, испытания, ремонт средств защиты информации (технических средств защиты информации, защищенных технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля защищенности информации).
Представитель Заказчика не отрицала то обстоятельство, что для выполнения работ необходима соответствующая лицензия.
При указанных обстоятельствах Заказчиком нарушено положение, закрепленное в с п.п. "г" п.1 ч.2 ст.51 Закона о закупках.
Довод о том, что обладать соответствующей лицензией необходимо субподрядной организации, отклоняется как несостоятельный, поскольку в соответствии с нормами Закона о закупках соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющейся объектом закупки, должен непосредственно участник аукциона.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Дело техники - Урал" на действия Департамента земельных отношений администрации г.Перми при проведении открытого конкурса на выполнение работ по расширению функциональных возможностей и осуществлению технической поддержки информационной системы управления землями на территории города Перми (извещение N 0156300001117000002) обоснованной.
2. Признать в действиях Департамента земельных отношений администрации г.Перми нарушение п.1 ч.1 ст.50 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Признать в действиях Департамента земельных отношений администрации г.Перми нарушение п.п."г" п.1 ч.2 ст.51 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
4. В целях устранения нарушений требований Закона о закупках выдать предписание Департаменту земельных отношений администрации г.Перми, Комиссии по осуществлению централизованных закупок товаров, работ, услуг.
5. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 20 марта 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.03.2017