Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 22 марта 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ИП Кириллиной С.И. (далее - Заявитель) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку перчаток медицинских (извещение N 0356300228217000034),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356300228217000034 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку перчаток медицинских.
По мнению Заявителя, нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Объектом закупки, согласно Техническому заданию (Глава 5) документации о закупке, являются перчатки диагностические, смотровые, хирургические с указанными характеристиками.
Оценив представленные доказательства, документы, имеющиеся в деле, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений представителя Заказчика, Комиссия находит доводы жалобы на действия Заказчика подлежащими удовлетворению в части.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о закупках, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Требования к товару, являющемуся предметом поставки, как указано выше, установлены в Главе 5 "Техническое задание (Спецификация)".
Так, в п.1 Технического задания установлены требования к перчаткам, в частности, перчатки должны быть салатового или зеленого цвета, в п.11, п.12 - синего или голубого цвета, в п.2,п.3 - цвет перчатки должен быть ярким, п.п.4-8 контрастного цвета, п.17 - интенсивного цвета.
Комиссия отмечает, что цвет перчаток не является качественной и функциональной характеристикой товара (иного не доказано), более того, понятия, например, "яркий цвет", "интенсивный цвет" являются субъективными.
Также в п.п.1, 11, 12 установлено следующее требование: Поверхность перчаток (внутренняя и внешняя) должна быть без силиконовой (или эквивалентной) смазки, опудривания и любых полимерных покрытий. Внутренняя поверхности перчаток должна быть обработана веществом с компонентом натурального происхождения, например, Aloe Vera (или эквивалент). Информация о наличии компонента натурального происхождения обязательно должна быть в Регистрационном удостоверении Росздравнадзора на товар, должна быть указана на групповой упаковке изделия. Маркировка должна быть в соответствии с п. 8 ГОСТ Р 52239-2004(ИСО 11193-1:2002). Должны соответствовать ГОСТ Р 52239-2004 (ИСО 11193-1:2002).
Антимонопольный орган соглашается с доводом Заявителя о том, что параметры эквивалентности Aloe Vera Заказчиком не установлены.
При указанных обстоятельствах Заказчиком нарушено положение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
То обстоятельство, что нормативными актами не предусмотрено нанесение информации о внутреннем покрытии на упаковку, равно как и то, что в ГОСТ Р 52239-2004 не содержится требования о нанесении информации о компоненте натурального происхождения (покрытии) на групповую упаковку, не свидетельствует о нарушении Заказчиком требований Закона о закупках в данной части. В указании того, что поверхность перчаток должна быть без смазки, опудривания и т.д., что внутренняя поверхность перчаток должна быть обработана, Комиссия также нарушений не усматривает. В данном случае это является потребностью Заказчика на основании ст.33 Закона о закупках. Иного не доказано.
Довод о том, что в соответствии с правилами регистрации медицинских изделий на территории РФ заявитель медицинского изделия не обязан в наименовании медицинского изделия перечислять характеристики товара (аналогично по показателю - "Информация о наличии естественного уровня кислотного баланса рН 5,5 обязательно должна быть в Регистрационном удостоверении Росздравнадзора на товар, указанному в п.п.2-3 Технического задания), в рассматриваемом случае также подлежит отклонению, поскольку из представленных Заказчиком регистрационных удостоверений следует, что спорные показатели могут присутствовать в регистрационном удостоверении. Иного не доказано.
В п.п.2-3 Технического задания установлены, в том числе, следующие требования: Толщина двух стенок перчатки (133 мм от вершины среднего пальца) не менее 0,30 мм, в центре ладони не менее 0,24 мм., маркировка должна быть в соответствии с п. 8 ГОСТ Р 52239-2004 (ИСО 11193-1:2002). Должны соответствовать ГОСТ Р 52239-2004 (ИСО 11193-1:2002), поддерживать естественный уровень кислотного баланса рН 5,5.
Антимонопольный орган отмечает, что обоснованность установления требования - поддерживать естественный уровень кислотного баланса рН 5,5, Заказчиком не доказана. Кроме того, согласно упомянутому ГОСТ толщина перчаток "не менее 0,11 мм" для текстурированных участков", то есть спорный показатель - толщина двух стенок "не менее 0,22 мм", а не 133 мм, как указано Заказчиком. Обоснование применения нестандартных показателей отсутствует.
При указанных обстоятельствах Заказчиком нарушено положение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
Довод о том, что в нормативных документах (стандартах) отсутствует требование о наличии информации об уровне ph на упаковке и то, что в ГОСТ отсутствует требование о нанесении информации о наличии естественного уровня кислотного баланса рН 5,5 на групповую упаковку, отклоняется, поскольку не свидетельствует о нарушении Заказчиком требований Закона о закупках. В данном случае это является потребностью Заказчика на основании ст.33 Закона о закупках.
В п.п.4-8 Технического задания Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования: С внутренним синтетическим (полимерным) покрытием для облегчения надевания на руки и предотвращения контакта кожи с натуральным латексом и снижения риска аллергии на протеины белка натурального латекса, внутренняя поверхность перчатки полностью текстурирована для улучшенного захвата инструментов, на тыльной стороне перчатки указан номер размера, одна из сторон упаковки - прозрачная, что позволяет дополнительно получать информацию о размере перчатки указанного крупным шрифтом на внутреннем конверте, AQL - 1.0.
Согласно ГОСТ 52238-2004 допустимый уровень качества (AQL) составляет 1.5, а не 1.0, как указано в документации.
При указанных обстоятельствах Заказчиком нарушено положение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
Довод о том, что требование - внутренняя поверхность перчатки полностью текстурирована для улучшенного захвата инструментов, установлено незаконно, отклоняется Комиссией, так как доказательств, которые могли бы были быть приняты во внимание в обоснование данного довода, не представлено. В данном случае это является потребностью Заказчика на основании ст.33 Закона о закупках.
Касаемо указания номера размера на тыльной стороне перчатки и того, что одна из сторон упаковки - прозрачная, Комиссия отмечает, что отсутствие данных требований в ГОСТ 52238-2004 не свидетельствует о нарушении норм Закона о закупках. В данном случае это является потребностью Заказчика на основании ст.33 Закона о закупках.
В п.п.13-15 установлены, в том числе, следующие требования: Низкоаллергенные за счет внутреннего синтетического (полимерного) покрытия. Растяжимость не менее 650 % (до использования) и не менее 500 % (после использования).
В названном выше ГОСТ (п.6.3) указано следующее: Прочностные характеристики
Общие положения. Прочностные свойства перчаток определяют в соответствии с ГОСТ 270 не менее чем на трех образцах, вырубленных из каждой перчатки, принимая за результат среднеарифметическое значение. Образцы для испытания вырубают из пленки ладонной или тыльной стороны перчатки. При испытании в соответствии с ГОСТ 270 используют образец типа 2. Усилие и удлинение при разрыве должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 3, при уровне контроля и приемлемом уровне качества (AQL), приведенным в таблице 1.
Таблица 3 - Характеристики растяжения
|
|
|
|
Значение для перчатки типа |
|
|
1 |
2 |
1 Усилие при разрыве до ускоренного старения, Н, не менее |
7,0 |
7,0 |
2 Удлинение при разрыве до ускоренного старения, %, не менее |
650 |
500 |
3 Усилие при разрыве после ускоренного старения, Н, не менее |
6,0 |
6,0 |
4 Удлинение при разрыве после ускоренного старения, %, не менее |
500 |
400 |
То есть Заказчиком при описании объекта закупки в данной части использованы наименования показателей, отличные от установленных ГОСТ.
При указанных обстоятельствах Заказчиком нарушено положение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
Заявитель указывает, что перчатка может быть обработана (хлорирована) или на нее может быть нанесен полимер, считает, что, поскольку ни в одном нормативном акте нет указаний на преимущество одного из методов, спорное требование незаконно.
Однако, данный довод отклоняется как неподтвержденный доказательствами, в данном случае Комиссия учитывает потребность Заказчика. Иного не доказано (аналогично по спорному показателю, указанному в п.п.2, 3 Технического задания).
В п.17 установлены следующие требования: хлорированные с обеих сторон (двойная хлоринация), длина не менее 480 мм, толщина на ладони не менее 0,23 мм и не более 0,27 мм, толщина на пальцах не менее 0,24 мм и не более 0,28 мм. Допустимый уровень качества (AQL) не более 1,0 (указано на упаковке). Растяжимость не менее 860% (после надевания), 940% (перед надеванием). Полное соответствие ГОСТ 52238-2004.
Относительно допустимого уровня качества (AQL), показателей "Растяжимость до использования и после использования" выводы указаны выше (аналогично по спорному показателю, указанному в п.16 Технического задания).
При указанных обстоятельствах Заказчиком нарушено положение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
Довод об установлении незаконного требования - хлорированные с обеих сторон (двойная хлоринация), равно как и довод о том, что Заказчиком незаконно установлена длина перчатки, отклоняется, как не подтвержденный доказательствами. В данном случае это является потребностью Заказчика на основании ст.33 Закона о закупках.
В п.16 установлены, в частности, следующие требования: Перчатки смотровые стерильные латексные - длина не менее 250 мм, толщина на ладони не менее 0,17 мм и не более 0,20 мм, толщина на пальцах не менее 0,18 мм и не более 0,21 мм, анатомической формы.
Нарушений в данной части антимонопольный орган не усматривает, поскольку Заказчиком в силу требований, содержащихся в ч.2 ст.33 Закона о закупках, установлены минимальные и максимальные показатели товара. Иного не доказано.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Кириллиной С.И. на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку перчаток медицинских (извещение N 0356300228217000034) обоснованной в части необъективного описания объекта закупки (п.п.1, 11, 12, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 13, 14, 15, 16, 17 Технического задания).
2. Признать в действиях ГБУЗ ПК "Пермская районная больница" нарушение требований п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3.В целях устранения выявленных нарушений, выдать предписание Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 22 марта 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.03.2017