Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Недвижимость" на действия государственного заказчика - Краевого государственного казенного учреждения "Дирекция по комплексному развитию Нижнего Приангарья" (далее - заказчик) и уполномоченного органа - Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса N ОК 0099/17 "На завершение выполнения комплекса кадастровых, геодезических, землеустроительных и лесоустроительных работ для эксплуатации Объектов схемы выдачи мощности Богучанской ГЭС" (далее - конкурс), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 09.03.2017 поступила жалоба ООО "Недвижимость" (далее - податель жалобы) на действия заказчика и уполномоченного органа при проведении конкурса, извещение N 0119200000117000084.
Существо жалобы: составление документации о проведении конкурса, предоставление разъяснения положений указанной документации с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалоб по существу присутствовали:
- представитель заказчика Маягачев Виктор Владимирович (доверенность N 12 от 18.05.2016, удостоверение личности);
- представитель заказчика Глазков Альберт Степанович (доверенность N 13 от 18.05.2016, удостоверение личности);
- представитель заказчика Федюшкин Евгений Сергеевич (доверенность N 22 от 14.07.2016, удостоверение личности);
- представитель заказчика Курандо Полина Викторовна (доверенность N 7 от 15.03.2017, удостоверение личности);
- представитель уполномоченного органа Шерпак Егор Викторович (доверенность N 14 от 09.01.2017, удостоверение личности).
Явку своего представителя с документами, подтверждающими полномочия, податель жалобы не обеспечил.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании документации о проведении конкурса, заказчиком, уполномоченным органом были допущены следующие нарушения положений Закона о контрактной системе.
Податель жалобы обращает внимание на то обстоятельство, что график выполнения и оплаты работ, предусмотренный конкурсной документацией, содержит перечень работ, выполненных ранее подателем жалобы в рамках договора субподряда N 02 от 15.08.2016, заключенного с Государственным предприятием Красноярского края "Красноярский технический центр":
- по Объекту N 4 "Подстанция Ангара 500/220 кВ" необходимо провести работы по уточнению сведений объектов капитального строительства, оформлению технических планов, внесению изменений в государственный кадастровый учет, исправлению кадастровой ошибки ОКС 24:07:5101001:1880. Податель жалобы указывает на то, что исправление кадастровой ошибки ОКС 24:07:5101001:1880 им было выполнено, о чем свидетельствует кадастровый паспорт сооружения от 01.12.2016 N 99/2016/10102987.
- по Объекту N 8 "Высоковольтные линии электропередачи (10 кВ)" необходимо выполнить работы по формированию земельных/лесных участков под опорами ВЛ, необходимых для эксплуатации Объекта по каждому землепользователю (земельному участку) и постановке земельных участков, необходимых для эксплуатации Объектов, на государственный кадастровый учет (количество опор - 62 шт.), из них по землям лесного фонда выполнить подготовку и обеспечение утверждения актов натурного технического обследования лесных участков, подготовку межевых планов по разделу земельных участков 24:07:5101001:1639, 24:07:5101001:1686, 24:07:5101001:1662, 24:07:5101001:1634. Податель жалобы сообщает о том, что по 57 (пятидесяти семи) опорам по землям лесного фонда и землям сельскохозяйственного назначения указанные работы им были выполнены, о чем свидетельствуют акт натурного технического обследования лесного участка от 30.09.2016, кадастровый паспорт земельного участка от 29.12.2016 N 24/16-930622, кадастровый паспорт земельного участка от 03.11.2016 24/16-859082, кадастровый паспорт земельного участка от 15.11.2016 N 24/16-885307, кадастровый паспорт земельного участка от 15.11.2016 N 24/16-885310.
Также податель жалобы отмечает, что, исходя из содержания пунктов 6.3 и 6.4 Технического задания конкурсной документации, заказчиком, уполномоченным органом не сформировано точного описания выполняемых работ (перечня и наименования) и результата работ. По мнению подателя жалобы, участник закупки по Техническому заданию не имеет возможности однозначно идентифицировать предмет закупки, вследствие чего возникают риски в результате исполнения контракта не удовлетворить потребность заказчика в работах.
Вместе с этим, подателем жалобы были направлены в уполномоченный орган запросы о предоставлении разъяснений положений конкурсной документации: внесены ли соответствующие изменения в проектную документацию на строительство объектов в связи с тем, что объекты построены с отклонением от проектной документации (письма от 28.02.2017 исх. N 02/02-2017, от 02.03.2017 исх. NN 05/03-2017, 06/03-2017). По мнению подателя жалобы, ответы уполномоченного органа не содержат сведений о том, что внесены ли указанные изменения в проектную документацию на строительство объектов. Информация о наличии утвержденной проектной документации с внесенными изменениями необходима для оценки возможности выполнения работ, предусмотренных конкурсной документацией, в установленные сроки. Однако, уполномоченный орган не предоставил разъяснений по данному вопросу.
С вышеуказанными доводами подателя жалобы в письменных пояснениях заказчик, уполномоченный орган не согласились, ходатайствовали о признании жалобы необоснованной, т.к., по их мнению, положения документации о проведении конкурса являются однозначными и не противоречат требованиям Закона о контрактной системе. В свою очередь, разъяснения положений конкурсной документации, которые были предоставлены по запросам от 28.02.2017 исх. N 02/02-2017, от 02.03.2017 исх. NN 05/03-2017, 06/03-2017, по своему содержанию так же не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью у заказчика уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса на завершение выполнения комплекса кадастровых, геодезических, землеустроительных и лесоустроительных работ для эксплуатации Объектов схемы выдачи мощности Богучанской ГЭС (извещение о проведении конкурса от 17.02.2017 N0119200000117000084).
В силу пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из пункта 2 "Выполнение работ" раздела "Информационная карта" конкурсной документации Комиссия установила, что функциональные, технические и качественные характеристики выполняемых работ установлены заказчиком, уполномоченным органом в Приложении N 1 к указанному разделу конкурсной документации (далее - Описание объекта закупки). В Описании объекта закупки участникам закупки сообщены нормативно-правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, действующие в области строительного контроля, геодезических изысканий в строительстве, подготовки исполнительной документации, в том числе геодезической исполнительной документации, проведению контрольных геодезических съемок, межевания, рекультивации, проведения кадастровых работ и осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости, установления границ охранных зон объектов электросетевого хозяйства, также указаны сроки, объекты, объем, состав и содержание работ, являющихся объектом закупки. Так же из Описания объекта закупки следует необходимость обратиться к содержанию Технического задания (приложение N1 к проекту государственного контракта).
В Техническом задании участникам закупки были сообщены цели работ и общие сведения, основания для производства работ, требования к исполнителю, состав работ по оформлению прав на земельные участки, раскрыто содержание работ по оформлению прав на земельные участки, указаны особые условия, материалы по оформлению прав на земельные участки, предоставляемые заказчику, требования к оформлению документации, передаваемой исполнителем заказчику, перечислены материалы, предоставляемые заказчиком, установлены технические требования к выполнению работ (оказанию услуг).
Из пунктов 1.1, 1.2, 2.1, 2.3, 4.1 проекта контракта следует, что работы, являющиеся предметом контракта, должны быть выполнены в полном объеме и результат работ, указанный в техническом задании (Приложение N 1), представлен заказчику в соответствии с Графиком выполнения и оплаты работ (Приложение N 2).
В Графике выполнения и оплаты работ (Приложение N 2 к контракту) в отношении объекта N 4 "Подстанция Ангара 500/220 кВ" указан вид (этап) работ "Проведение работ по уточнению сведений объектов капитального строительства, оформление технических планов, внесение изменений в государственный кадастровый учет", в отношении которого указано о необходимости исправления кадастровой ошибки ОКС 24:07:5101001:1880. В отношении объекта N 8 "Высоковольтные линии электропередачи (10 кВ)", состоящего из 62 (шестидесяти двух) опор, указан вид (этап) работ "Формирование земельных/лесных участков под опорами ВЛ, необходимых для эксплуатации Объекта по каждому землепользователю (земельному участку). Постановка земельных участков, необходимых для эксплуатации Объектов, на государственный кадастровый учет, в том числе по землям лесного фонда", в отношении которого указано о необходимости подготовки и обеспечения утверждения актов натурного технического обследования лесных участков, подготовки межевых планов по разделу земельных участков 24:07:5101001:1639, 24:07:5101001:1686, 24:07:5101001:1662, 24:07:5101001:1634, постановки их на ГКУ.
Комиссия обращает внимание на то, что указание заказчиком, уполномоченным органом характеристик и требований к работам, которые являются объектом закупки, в том виде и объеме, в которых оно изложено в вышеуказанном Описании объекта закупки, не свидетельствует об их необоснованности объективными потребностями заказчика, поскольку пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено указание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки заказчиком при необходимости.
При этом пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет исключительное право заказчику при необходимости излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность.
Следовательно, формирование заказчиком, уполномоченным органом объекта закупки в том виде и объеме, в которых оно изложено в Описании объекта закупки, проекте контракта, свидетельствует о наличии у заказчика такой потребности в обозначенном им объеме, в связи с чем заказчиком и уполномоченным органом производится совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке и направленных на обеспечение указанной государственной нужды путем проведения закупки, которая была начата с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (извещение от 17.02.2017 N 0119200000117000084 о проведении конкурса) и подлежит завершению путем исполнения обязательств сторонами контракта, заключенного от имени субъекта Российской Федерации (государственный контракт) заказчиком для обеспечения государственной нужды в завершении выполнения комплекса кадастровых, геодезических, землеустроительных и лесоустроительных работ для эксплуатации Объектов схемы выдачи мощности Богучанской ГЭС. Таким образом, у Комиссии отсутствуют правовые основания и полномочия подвергать сомнению наличие потребности у заказчика в выполнении предусмотренных Графиком выполнения и оплаты работ (Приложение N 2 к контракту) в отношении объекта N 4 "Подстанция Ангара 500/220 кВ" и объекта N 8 "Высоковольтные линии электропередачи (10 кВ)".
В разделе "Особые условия" Технического задания конкурсной документации Комиссией были установлены следующие условия:
"6.3. Цена увеличению не подлежит, работы, не предусмотренные техническим заданием, возникающие при оформлении земельно-правовых отношений, осуществляются в пределах цены согласованного и подписанного договора.
6.4. Подрядчик обязуется выполнить не предусмотренные работы техническим заданием (необходимость которых возникла после заключения Договора) в целях исполнения обязательств по Договору в части завершения оформления земельно-имущественных отношений для эксплуатации объектов СВМ БоГЭС".
Комиссия отмечает, что содержание вышеуказанных пунктов в Техническом задании конкурсной документации не противоречит положениям Закона о контрактной системе, поскольку подпунктом б) пункта 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, пунктом 6 раздела "Информационная карта" конкурсной документации, пунктом 12.19 проекта контракта предусмотрена возможность изменения существенных условий контракта в ходе его исполнения в случае увеличения или уменьшения по предложению заказчика объема работ, но не более чем на 10%. Следовательно, вышеуказанные пункты Технического задания конкурсной документации не свидетельствуют об отсутствии точного описания выполняемых работ и результата таких работ, поскольку в Описании объекта закупки, проекте контракта заказчиком, исходя из его потребности, были сформулированы функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики работ, являющихся объектом закупки, позволяющих участникам закупки в полном объеме определить потребность заказчика, что не противоречит требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе.
Частями 7 и 8 статьи 50 Закона о контрактной системе предусмотрено, что любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
В течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
Из содержания жалобы Комиссия установила, что подателем жалобы в адрес уполномоченного органа были направлены 3 (три) запроса о предоставлении разъяснений положений конкурсной документации: запрос от 28.02.2017 исх. N 02/02-2017 поступил в уполномоченный орган 01.03.2017, запросы от 02.03.2017 исх. NN 05/03-2017, 06/03-2017 поступили в уполномоченный орган 02.03.2017).
Анализ сведений единой информационной системы в отношении процедуры проведения конкурса, письменных пояснений заказчика и уполномоченного органа показал Комиссии, что разъяснения положений конкурсной документации в ответ на запрос от 28.02.2017 исх. N 02/02-2017 были направлены и размещены в единой информационной системе 03.03.2017 (РДN1) с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Вместе с этим, такие разъяснения положений конкурсной документации не изменили ее суть. Разъяснения положений конкурсной документации в ответ на запросы от 02.03.2017 исх. NN 05/03-2017, 06/03-2017 были направлены и размещены в единой информационной системе 07.03.2017 (РД N2 и N3) с указанием предмета запросов, но без указания лица, от которого поступили запросы. Вместе с этим, такие разъяснения положений конкурсной документации не изменили ее суть. Иных требований к содержанию, оформления и порядку предоставления разъяснений положений документации о проведении конкурса Закон о контрактной системе не содержит.
Таким образом, действия заказчика, уполномоченного органа по предоставлению разъяснений положений документации о проведении конкурса не подлежат признанию нарушающими требования Закона о контрактной системе.
Вместе с этим, Комиссией принято во внимание содержание протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 13.03.2017 NПВК1, согласно которому подателем жалобы была подана заявка на участие в конкурсе, что свидетельствует о выражении им согласия на выполнение работ, являющихся объектом закупки, на условиях документации о проведении конкурса.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение о признании жалобы ООО "Недвижимость" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Е.М. Хоменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 15 марта 2017 г. N 218
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.03.2017