Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 16 марта 2017 г. N 236
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссии по рассмотрению жалоб) в составе: Председатель - заместитель руководителя управления О.П. Харченко, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - начальник отдела информатизации и контроля рекламы Т.М. Чудинова, специалист-эксперт А.А. Овчар (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "АгроПремиум" на действия заказчика - государственного предприятия Красноярского края "Центр развития коммунального комплекса" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ объекта "Строительство локальных очистных сооружений в п. Шапкино Енисейского района Красноярского края"", на электронной площадке АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0519500000117000004, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "АгроПремиум" на действия заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона "Выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ объекта "Строительство локальных очистных сооружений в п. Шапкино Енисейского района Красноярского края"" (далее - жалоба).
Жалоба подана в Красноярское УФАС в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику было также предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы присутствовали представители заказчика Аксютин Д.А. (доверенность N20 от 16.03.2017), Герасимов М.Ю. (доверенность N22 от 16.03.2017), Гончарова Е.В. (доверенность N21 от 16.03.2017), Недобиткова Е.М. (доверенность N24 от 16.03.2017),
ООО "АгроПремиум", уведомленное о времени и месте рассмотрения жалобы, своего представителя не направило.
Из содержания жалобы следует, что при формировании аукционной документации заказчиком были допущены нарушения положений Закона о контрактной системе. Во-первых, в аукционной документации отсутствуют даты начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе. Во-вторых, заказчик установил требование о наличии в составе второй части заявки копии свидетельства о допуске, выданное саморегулируемой организацией, не конкретизировав при этом, наличие допуска к каким именно видам работ будет сочтено заказчиком соответствующим требованиям аукционной документации. В-третьих, Проектно-сметной документацией, являющейся приложением к техническому заданию и входящей в состав аукционной документации, установлено использование в ходе исполнения контракта товаров конкретных производителей.
Представители заказчика не согласились доводами жалобы и представили письменные пояснения.
Рассмотрев жалобу, документы и сведения, представленные лицами, участвующими при рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Заказчиком совершены действия по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона "Выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ объекта "Строительство локальных очистных сооружений в п. Шапкино Енисейского района Красноярского края"", номер извещения 0519500000117000004.
В силу пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Порядок предоставления документации об электронном аукционе, разъяснений ее положений и внесение в нее изменений предусмотрен положениями статьи 65 Закона о контрактной системе.
Проанализировав положения аукционной документации, Комиссия установила, что согласно пункту "Порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об аукционе" извещения N 2-17 об электронном аукционе, пункта 2.2. аукционной документации, пункта "Порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об аукционе" информационной карты заказчиком предусмотрен порядок предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе, в том числе порядок исчисления начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона таких разъяснений, в соответствии с положениями статьи 65 Закона о контрактной системе.
Вместе с этим, анализ совокупности положений аукционной документации Комиссии показал отсутствие совершения действий со стороны заказчика в части включения в содержание рассматриваемой документации сведений о конкретных датах начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе, что является нарушением требований пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Таким образом, довод подателя жалобы в рассматриваемой части признается Комиссией обоснованным.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с частями 4 - 5.1 статьи 48, 2 - 3.1 статьи 52 ГрК РФ заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, а в закупках на выполнение работ по подготовке проектной документации - выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Следовательно, условием допуска к участию в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника размещения заказа свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (за исключением работ по организации строительства) не соответствует части 3 статьи 52 Грк Российской Федерации и является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В пункте "Требования к участникам закупки в соответствии с действующим законодательством РФ" извещения N 2-17 об электронном аукционе и пункта "Требования к участникам закупки в соответствии с действующим законодательством РФ" информационной карты заказчиком установлены, в том числе, требования: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, в частности: наличие свидетельства саморегулируемой организации о допуске к соответствующим видам работ.
Вместе с тем, учитывая что объектом закупки является выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ объекта "Строительство локальных очистных сооружений в п. Шапкино Енисейского района Красноярского края", следовательно, условием допуска к участию в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом Комиссией Красноярского УФАС России установлено, что заказчиком не установлено требование о наличии у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства, что не соответствует части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В части 15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что проектная документация при ее подготовке на основании договора утверждается заказчиком. Кроме того, в случаях, предусмотренных статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на государственную экспертизу. При этом проектная документация утверждается заказчиком при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации. Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий". В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации Муниципальный заказчик не имеет возможность внести какие-либо изменения в проектно-сметную документацию без согласования с проектировщиком.
Комиссией было установлено, что в соответствии с Техническим заданием материалы и оборудование, применяемые для производства работ должны быть применены в строгом соответствии с проектной документацией (Шифр 152-02.09). При производстве работ подрядчик обязан иметь на месте работ и хранить вместе с общим журналом работ журнал входного контроля материалов, заверенные копии технических паспортов и сертификатов (документов качества) на все примененные и применяемые материалы. Обеспечить надлежащие условия доставки и хранения применяемых материалов и оборудования согласно ТУ, регламентам, и рекомендациям заводов изготовителей.
Кроме того, приложением к техническому заданию является проектно-сметная документация объекта: "Строительство локальных очистных сооружений в п. Шапкино Енисейского района Красноярского края", Шифр 152-02.09.
Таким образом, использование в проектно-сметной документации товаров конкретных производителей (Альбом 152-02.09-ИОС7): Листы 7, 10, 12, 18, 35, 37, 38, 50, 53, 73, 89, 92 - станция очистки Alta Air Master PRO 200 (200 м3/сут); Листы 7, 94 - блок ультрафиолетового обеззараживания Alta Bio Clean 20; - станция обезвоживания осадка на базе Alta Tank 16 OS; Лист 7 - приёмный резервуар (аварийная буферная ёмкость) на базе Alta Tank 24 OS; Лист 94 - КНС Alta Plast с комплектующими; Накопительная ёмкость Alta Tank-24d-0S с комплектующими; специальный фильтрующий элемент с загрузкой Alta Sorbent; Листы 53, 77, 79 - Шкаф управления типа Alta Control KNS; Лист 8 - погружные насосы марки "SL1.80.80.22.4.50D.C", Листы 27, 28 - Погружные насосы Wilo-Drain MTC 40F16.15/7 Q=9 м/час, Н=10 м, N=1,2 кВт, предусмотрены проектной документацией Шифр 152-02.09. В указанной проектной документации отсутствует согласие проектной организации на возможность отступления заказчика от проектной документации в части установки оборудования иной марки и производителя. Таким образом, использование товара эквивалентного требуемому проектно-сметной документации повлечет невозможность получения Заказчиком заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации. На основании вышеизложенного, Комиссия по рассмотрению жалобы, считает довод жалобы необоснованными.
Таким образом, Комиссия Красноярского УФАС России приходит к выводу о нарушении со стороны заказчика требований статей 31, 64 Закона о контрактной системе, в действиях заказчика имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы ООО "АгроПремиум" по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО "АгроПремиум" частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статьи 31, 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в документацию об электронном аукционе.
4. Передать материалы должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
А.А. Овчар |
Овчар Александр Александрович (391) 211-24-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 16 марта 2017 г. N 236
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.03.2017