Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 20 марта 2017 г. N 243
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу Автономной некоммерческой организации содействия юридическому просвещению "Центр юридического мониторинга" (далее - АНО "Центр юридического мониторинга") на действия государственного заказчика - Краевого государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства" (далее - заказчик) и уполномоченного органа - Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона N ЭА 0282/17 "Выполнение комплекса строительно-монтажных и пусконаладочных работ, приобретение монтируемого оборудования по объекту "Спортивно-тренировочный комплекс "Академия зимних видов спорта", Октябрьский район, г. Красноярск. Многофункциональный спортивный комплекс "Сопка"" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 14.03.2017 поступила жалоба АНО "Центр юридического мониторинга" (далее - податель жалобы) на действия заказчика и уполномоченного органа при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0119200000117000282.
Существо жалобы: документация о проведении электронного аукциона составлена с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику и уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовали:
- представитель уполномоченного органа Кузнецов Роман Владимирович (доверенность N 3 от 11.01.2017, удостоверение личности);
- представитель заказчика Полосина Александра Олеговна (доверенность N 14 от 10.01.2017, удостоверение личности).
Явку своего представителя на вышеуказанное заседание Комиссии надлежащим образом уведомленный податель жалобы не обеспечил.
Из содержания жалобы (исх. N 14-01/17 от 14.03.2017) следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком и уполномоченным органом были допущены следующие нарушения требований Закона о контрактной системе.
Во-первых, аукционная документация, по мнению подателя жалобы, не содержит функциональных, технических и качественных характеристики приобретаемого оборудования и оборудования, в отношении которого подрядчику надлежит выполнять работы, что делает невозможным подготовку заявки на участие в закупке надлежащим образом и надлежащее исполнение контракта.
Во-вторых, податель жалобы отмечает, что проект контракта не содержит надлежащего условия о порядке и сроках оплаты выполненных работ, поскольку содержит условия, которые могут привести к ситуации, когда надлежащим образом выполненные работы не будут оплачены.
В-третьих, податель жалобы обращает внимание на то обстоятельство, что аукционная документация содержит неправомерное требование о представлении в составе второй части заявки копии лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
К моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу подателем жалобы были представлены дополнения к ранее поданной жалобе (исх. N 01-15/03-17 от 15.03.2017), в которых податель жалобы ходатайствует об оставлении без рассмотрения заявленных им доводов в части ненадлежащего, по его мнению, описания объекта закупки и в части установления ненадлежащего, по его мнению, условия о порядке и сроках оплаты выполненных работ в проекте контракта, поскольку указанные доводы утратили свою актуальность, после внесения заказчиком, уполномоченным органом изменений в извещение и аукционную документацию. При этом податель жалобы просит Комиссию проверить на предмет соответствия требованиям Закона о контрактной системе действия заказчика, уполномоченного органа в части внесения изменений в извещение и аукционную документацию фактически за 1 (один) день до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, что образует, по мнению подателя жалобы, состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
Поступившее в дополнениях к ранее поданной жалобе (исх. N 01-15/03-17 от 15.03.2017) от подателя жалобы ходатайство было удовлетворено Комиссией.
На вышеуказанные доводы подателя жалобы заказчиком и уполномоченным органом были представлены в письменной форме возражения, содержащие мнение о том, что положения аукционной документации, а также действия по внесению изменений в аукционную документацию не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью у заказчика уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение комплекса строительно-монтажных и пусконаладочных работ, приобретение монтируемого оборудования по объекту "Спортивно-тренировочный комплекс "Академия зимних видов спорта", Октябрьский район, г. Красноярск. Многофункциональный спортивный комплекс "Сопка" (извещение о проведении электронного аукциона с изменениями от 15.03.2017 N 0119200000117000282).
В соответствии с частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Анализ сведений, размещенных в единой информационной системе в отношении процедуры проведения электронного аукциона, показал Комиссии, что в соответствии с информацией печатной формы извещения и документации о проведении электронного аукциона в редакции от 28.02.2017 срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе истекал 16.03.2017 в 09 часов 00 минут (по местному времени).
Согласно информации печатной формы извещения о проведении электронного аукциона в редакции от 15.03.2017 решение о внесении изменений в извещение и документацию о проведении электронного аукциона было принято заказчиком 13.03.2017, т.е. не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом Комиссией было установлено, что заказчиком не был изменен объект закупки и не был увеличен размер обеспечения заявок на участие в электронном аукционе. В соответствии с информацией печатной формы извещения о проведении электронного аукциона в редакции от 15.03.2017 изменения, внесенные в документацию о таком аукционе на основании решения заказчика, были размещены в единой информационной системе должностным лицом уполномоченного органа 14.03.2017 в 18 часов 53 минуты (по местному времени), т.е. в течение одного дня с даты принятия заказчиком решения о внесении соответствующих изменений. Вместе с этим, Комиссия установила, что срок подачи заявок на участие в электронном аукционе был продлен таким образом, что с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (31.03.2017 в 09 часов 00 минут (время местное)) этот срок составил не менее чем 15 (пятнадцать) дней.
На основании вышеизложенных обстоятельств Комиссия пришла к выводу о том, что вышеуказанные действия заказчика, уполномоченного органа не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчику необходимо установить, в том числе, единое требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе.
Анализ положений аукционной документации, регламентирующих требования к участникам закупки, а также к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, показал Комиссии, что заказчиком и уполномоченным органом было установлено требование о необходимости наличия и предоставления участниками закупки в составе второй части заявки копии лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну (Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 08.03.2015) "О государственной тайне").
Согласно статье 2 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации; перечень сведений, составляющих государственную тайну - совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" государственную тайну, в том числе, составляют:
- сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму и в области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты: - о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности и деятельности по противодействию терроризму, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения.
В соответствии с пунктом 13 части III (Мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий)) Требований к антитеррористической защищенности объектов спорта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.03.2015 N 202, антитеррористическая защищенность объектов спорта обеспечивается путем осуществления мероприятий в целях:
а) воспрепятствования неправомерному проникновению на объекты спорта, что достигается посредством:
- установления и осуществления на объектах спорта пропускного и внутриобъектового режимов;
- организации и осуществления охраны объектов (территорий);
- оснащения объектов (территорий) охранными инженерными средствами - инженерными заграждениями, конструкциями, другими инженерными средствами защиты от противоправных посягательств;
- обеспечения оснащенности объектов (территорий) техническими средствами охраны.
Согласно пункту 3 Приложения к Распоряжению Губернатора Красноярского края от 28.06.2016 N 337-рг "Об обеспечении безопасности спортивных объектов XXIX Всемирной зимней Универсиады 2019 года в г. Красноярске" Министерству строительства и жилищно- коммунального хозяйства Красноярского края, Министерству спорта Красноярского края, заказчикам строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов Универсиады (приложение N 2 к мероприятиям) совместно с застройщиками предписано обеспечить особый режим охраны объектов спорта Универсиады согласно Перечню N 2 объектов Универсиады, обеспечение безопасности которых требует установления особого режима их охраны в период их строительства и реконструкции, утвержденному 25.12.2014 руководителем рабочей группы по безопасности Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта С.М. Смирновым, в соответствии с Требованиями к установлению особого режима охраны объектов универсиады в период строительства и реконструкции, утвержденными 15.10.2015 руководителем рабочей группы по безопасности Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической Культуры и спорта С.М. Смирновым.
На основании указанных нормативных актов заместителем губернатора Красноярского края, председателем рабочей группы по координации исполнения распоряжений Губернатора Красноярского края и Правительства Красноярского края по обеспечению безопасности и реализации мероприятий Межведомственного комплексного плана по обеспечению безопасности в периоды подготовки и проведения XXIX Всемирной зимней Универсиады 2019 года утвержден порядок обеспечения вышеуказанных Требований к установлению особого режима охраны объектов XXIX Всемирной зимней Универсиады 2019 года в г. Красноярске в период их строительства и реконструкции. Согласно данному Порядку, ответственность за организацию и финансовое обеспечение особого режима охраны объекта Универсиады несет застройщик.
Также Порядком установлено, что Застройщик обязан заключить договор с охранной организацией любой формы собственности, имеющей право в соответствии с действующим законодательством обеспечивать особый режим охраны объекта Универсиады - 2019. Соответствующее требование включено в государственные контракты по строительству указанных объектов, в том числе объектов кластера "Сопка".
Вместе с этим Порядком утверждены требования к охранным организациям, мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов.
Помимо названного Порядка, во исполнение распоряжения Губернатора Красноярского края от 28.06.2016 N 337-рг утвержден порядок контроля материалов, оборудования, изделий и конструкций, поставляемых для строительства и реконструкции объектов Универсиады.
Комиссией приняты во внимание пояснения заказчика, уполномоченного органа о том, что комплекс работ, являющийся объектом закупки, фактически является строительством "периметра безопасности" объектов кластера "Сопка", в который входят такие объекты, как Спортивно-тренировочный комплекс "Академия зимних видов спорта", Октябрьский район, г. Красноярск. Многофункциональный спортивный комплекс "Сопка"; Спортивно-тренировочный комплекс "Академия зимних видов спорта": Спортивно-тренерский блок "Снежный", г. Красноярск, Октябрьский район, Николаевская Сопка; Спортивно-тренировочный комплекс "Академия зимних видов спорта": Хаф-пайп комплекс, г. Красноярск, Октябрьский район, Николаевская Сопка; Спортивно-тренировочный комплекс "Академия зимних видов спорта": Комплекс горнолыжных трасс, г. Красноярск, Октябрьский район, Николаевская сопка, 2 очередь; Спортивно-тренировочный комплекс "Академия зимних видов спорта": Административно-тренерский блок "Фристайл", г. Красноярск, Октябрьский район, Николаевская сопка.
Необходимость устройства указанного периметра установлена вышеперечисленными федеральными нормативными актами и нормативными актами субъекта РФ - Красноярского края. Анализ совокупности положений описания объекта закупки (3-01, 3-02) показал Комиссии, что в рамках выполнения работ, являющихся объектом закупки, входят работы по устройству указанного периметра безопасности путем организации контрольно-пропускных пунктов (КПП), монтажа оборудования охранного освещения, системы охранной телевизионной и т.д. Территория периметра замыкает территорию перечисленных объектов, следовательно, при выполнении работ на данном объекте будет осуществляться взаимодействие с организациями, ответственными за охрану объектов в период строительства. Кроме того, оборудование, подлежащее приобретению, установке, пусконаладке и вводу в эксплуатацию в рамках исполнения обязательств по контракту, является оборудованием, установка которого предусмотрена в соответствии с приведенными выше нормативными актами в целях обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов.
Следовательно, при выполнении работ, являющихся объектом закупки, подрядчик будет иметь доступ к сведениям о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах деятельности по противодействию терроризму.
На основании вышеизложенных обстоятельств Комиссия пришла к выводу о том, что действия заказчика, уполномоченного органа по установлению требования к участникам закупки о необходимости наличия и предоставления в составе второй части заявки копии лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну (Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 08.03.2015) "О государственной тайне"), не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что аукционная документация составлена заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение о признании жалобы Автономной некоммерческой организации содействия юридическому просвещению "Центр юридического мониторинга" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
Е.М. Хоменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 20 марта 2017 г. N 243
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.03.2017