Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 21 марта 2017 г. N 248
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ЮНИТИ" на действия аукционной комиссии по осуществлению закупок муниципального заказчика - Муниципального бюджетного учреждения культуры "Центральная городская библиотека им. М. Горького" (далее - аукционная комиссия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту (Наружные работы. Планировочная организация земельного участка и архитектурно-строительные решения по водоотводным мероприятиям) нежилого здания МБУК ЦГБ им. М. Горького, расположенного по адресу: Красноярский край, город Железногорск, улица Крупской, дом 8" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 15.03.2017 поступила жалоба ООО "ЮНИТИ" (далее - податель жалобы) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0319300165917000001.
Существо жалобы: принятие аукционной комиссией неправомерного решения о допуске к участию в электронном аукционе участников закупки, подавших заявки с порядковыми номерами 1, 3 - 17; принятие аукционной комиссией неправомерного решения о признании заявок с порядковыми номерами 7, 9, 12, 16 соответствующими требованиям документации о проведении электронного аукциона.
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, аукционной комиссии, муниципального заказчика - Муниципального бюджетного учреждения культуры "Центральная городская библиотека им. М. Горького" (далее - заказчик), оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Аукционной комиссии было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовали:
- директор подателя жалобы Рудаков Алексей Александрович (решение единственного участника N 2/2016 от 19.09.2016, удостоверение личности);
- представитель аукционной комиссии Никонова Наталья Геннадьевна (протокол рассмотрения заявок от 06.03.2017, протокол подведения итогов электронного аукциона от 14.03.2017, удостоверение личности).
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, участниками закупки, подавшими заявки с порядковыми номерами 1, 3 - 17, не были представлены сведения о новизне предлагаемых товаров (материалов), их соответствии ГОСТам, месту выполнения работ, срокам выполнения работ, объёму и срокам гарантии на работы в соответствии с требованиями аукционной документации. Также податель жалобы сообщает о том, что, по его мнению, в указанных заявках предложены товары (материалы), не соответствующие требованиям ГОСТов, а в описании товаров (материалов) указаны не конкретные значения их показателей, хотя аукционная документация содержит требование о соответствии материалов ГОСТам, и указании конкретных значений показателей товаров (материалов). Таким образом, по мнению подателя жалобы, таким участникам закупки надлежало отказать в допуске к участию в электронном аукционе.
Также податель жалобы подвергает сомнению факты соответствия требованиям документации об электронном аукционе и требованиям Закона о контрактной системе вторых частей заявок участников под номером 7, 9, 12, 16, поскольку ими не была представлена в полном объеме информация и документы, предусмотренные Законом о контрактной системе и документацией об электронном аукционе.
От аукционной комиссии поступили письменные пояснения, в которых она не согласилась с доводами, заявленными подателем жалобы, поскольку в результате рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе аукционной комиссией было принято обоснованное и законное решение о допуске к участию в электронном аукционе всех участников закупки, подавших заявки на участие в таком аукционе под номерами 1 - 17, признании соответствующими требованиям аукционной документации заявок, поданных участниками закупки с порядковыми номерами 7, 9, и признании несоответствующими требованиям аукционной документации, заявок, поданных участниками закупки с порядковыми номерами 12, 16, в связи с чем аукционная комиссия ходатайствовала о признании жалобы необоснованной.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные на заседание Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту (Наружные работы. Планировочная организация земельного участка и архитектурно-строительные решения по водоотводным мероприятиям) нежилого здания заказчика, расположенного по адресу: Красноярский край, город Железногорск, улица Крупской, дом 8 (извещение о проведении электронного аукциона от 13.02.2017 N0319300165917000001).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе.
Аналогичное требование содержится в пункте 2 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе. Инструкция по заполнению заявки" части 1 документации об электронном аукционе.
Исследовав содержание первых частей заявок участников закупки (заявки NN 1, 3 - 17), Комиссия установила, что указанными участниками закупки было представлено их согласие на выполнение работ, являющихся объектом закупки, на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе.
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Часть 4 статьи 67 Закона о контрактной системе предусматривает следующие основания для отказа в допуске участнику электронного аукциона к участию в нем:
1) непредоставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В результате сопоставления сведений аукционной документации, первых частей заявок, поданных участниками закупки (заявки NN 1, 3 - 17), протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 06.03.2017, Комиссия пришла к выводу о том, что аукционной комиссией было принято обоснованное решение о допуске участников закупки, подавших заявки на участие в таком аукционе с порядковыми номерами 1, 3 - 17, к участию в нем и признании этих участников закупки участниками такого аукциона, поскольку у аукционной комиссии отсутствовали основания, предусмотренные частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, для отказа в допуске к участию в электронном аукционе указанным участникам закупки.
Требования к содержанию и составу второй части заявки на участие в электронном аукционе регламентированы частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, пунктом 2 которой предусмотрено предоставление в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
В пунктах 2 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе. Инструкция по заполнению заявки" и 16 "Требования, предъявляемые к участникам электронного аукциона и перечень документов, которые должны быть предоставлены на участие в электронном аукционе" части 1 документации об электронном аукционе были установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, в том числе в составе второй части заявки участникам закупки надлежало представить следующие документы в подтверждение соответствия требованиям к участникам, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99, в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно требованию о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в электронном аукционе (при этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится закупка): копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ.
Так же в указанных положениях аукционной документации к участникам закупки было установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки копии действующего свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией (в соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ N624 от 30.12.2009) с видом работ группы 33 "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)" пункт 33.3. "Жилищно-гражданское строительство".
Анализ вторых частей заявок на участие в электронном аукционе с порядковыми номерами 12 и 16 показал Комиссии, что указанными участниками закупки в составе заявок не были представлены копии действующих свидетельств о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданных саморегулируемой организацией (в соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ N624 от 30.12.2009) с видом работ группы 33 "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)" пункт 33.3. "Жилищно-гражданское строительство". Следовательно, в таких заявках отсутствует документ, предусмотренный частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, что не позволяет признать такие заявки соответствующими требованиям, установленным документацией об электронном аукционе (пункты 2 и 16 части 1).
Изучив содержание второй части заявки на участие в электронном аукционе с порядковым номером 9, Комиссия установила, что указанным участником закупки не был представлен в надлежащем объеме комплект документов, предусмотренный пунктами 2 и 16 части 1 аукционной документации и свидетельствующий о наличии у такого участника закупки опыта исполнения контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в электронном аукционе (при этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) должна была составить не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится закупка). Таким образом, в указанной заявке отсутствуют документы, предусмотренные частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, что не позволяет признать такую заявку соответствующей формальным требованиям, установленным документацией об электронном аукционе (пункты 2 и 16 части 1).
В результате изучения состава второй части заявки на участие в электронном аукционе с порядковым номером 7 Комиссия выявила наличие в ней документов и сведений, предусмотренных пунктами 2 и 16 части 1 аукционной документации, а также частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В силу части 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Сопоставив сведения аукционной документации, заявки на участие в электронном аукционе N 7, протокола подведения итогов электронного аукциона от 14.03.2017, Комиссия пришла к выводу о том, что аукционной комиссией было принято правомерное решение о признании указанной заявки соответствующей требованиям аукционной документации, поскольку у аукционной комиссии отсутствовали основания, предусмотренные частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, для признания такой заявки несоответствующей требованиям такой документации. Вместе с этим, Комиссия установила, что аукционной комиссией были обоснованно признаны несоответствующими требованиям аукционной документации заявки на участие в электронном аукционе с порядковыми номерами 12, 16 на основании пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
Одновременно с вышеизложенным, Комиссия выявила принятие аукционной комиссией необоснованного решения о признании соответствующей требованиям аукционной документации заявки на участие в электронном аукционе с порядковым номером 9, поскольку в составе такой заявки не был представлен в надлежащем объеме комплект документов, предусмотренный частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, пунктами 2 и 16 части 1 аукционной документации и свидетельствующий о наличии у такого участника закупки определенного опыта исполнения контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных. Таким образом, указанные действия аукционной комиссии не соответствуют требованиям части 2 статьи 69 Закона о контрактной системе.
Также Комиссией была проведена внеплановая проверка определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, в результате проведения которой были установлены следующие нарушения, допущенные заказчиком при формировании положений аукционной документации.
Документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению (пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе). Частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе установлены требования к содержанию первой части заявки в случае проведения электронного аукциона на выполнение работы или оказание услуги (пункт 2), а также в случае заключения контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар (пункт 3).
Анализ пункта 2 части 1 аукционной документации показал Комиссии, что в указанном положении участникам закупки было сообщено следующее: "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию: согласие участника аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, при проведении аукциона на выполнение работы или оказание услуги". Далее по тексту заказчик сформировал инструкцию по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, в содержании которой заказчик неоднократно сообщал участникам закупки о необходимости соответствия информации (конкретных показателей) о предлагаемых к использованию товаров (материалов) значениям показателей, установленным в части 2 "Техническая часть" аукционной документации, а также указал о том, что "при описании товара, предлагаемого к использованию при выполнении работ, а также при описании конкретных показателей такого товара, в соответствии с требованиями, предусмотренными в технической части документации об аукционе, участник аукциона должен применять общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями действующих нормативно-правовых актов и технических документов".
Таким образом, положения инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе и требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе, установленные в пункте 2 части 1 аукционной документации, вступают с друг другом в противоречие относительно необходимого содержания первой части заявки на участие в электронном аукционе, не позволяя участникам закупки однозначно определить необходимость наличия/отсутствия предоставления в первой части заявки конкретных показателей товаров, предлагаемых к использованию при выполнении работ, в соответствии со значениями, установленными аукционной документацией (часть 2 "Техническая часть").
На основании части 3 статьи 14, пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе с учетом Перечня отдельных видов работ Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 в документации о проведении электронного аукциона заказчиком был установлен запрет на участие в электронном аукционе организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
При этом, частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе не допускается требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации.
Комиссия отмечает, что ни Закон о контрактной системе, ни Постановление Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457, ни иной нормативно-правовой акт, образующий законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, не поименовывают документ (документы), которые бы в составе заявки на участие в электронном аукционе являлись подтверждением соответствия участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги запретам, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В связи с этим Комиссией была принята во внимание следующая правовая позиция, изложенная в письме Министерства экономического развития РФ и Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2016 NN 12589-ЕЕ/Д28и, АЦ/28993/16 "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу о запрете осуществления закупок работ, услуг, выполняемых организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики":
"Соответствие участника закупки установленным в документации о закупке требованиям Постановления N 1457 подтверждается сведениями, содержащимися в выписке из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписке (для юридического лица), выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписке (для индивидуального предпринимателя), копиях документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенном переводе на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица), копиях учредительных документов участника закупки (для юридического лица).
При этом в соответствии с нормами Закона о контрактной системе уже предусмотрено представление указанных документов участником в составе заявки при проведении конкурса, запроса предложений, закрытого аукциона или направление оператором электронной площадки заказчику вместе со второй частью заявки на участие в электронном аукционе.
Действующее законодательство Российской Федерации не содержит порядок подтверждения отсутствия контроля над организацией иностранных граждан Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, в том числе не содержит указания на вид подтверждающего документа.
При этом факт подачи участником заявки на участие в закупке является согласием на условия исполнения контракта, определенные документацией о закупке, в том числе подтверждением соответствия установленным в документации о закупке требованиям к участникам закупки в части запрета на участие в закупке организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Учитывая вышеизложенное, дополнительного представления участником закупки в составе заявки прочих документов, в том числе декларации о том, что он не является организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, не требуется".
Комиссией было установлено, что в подпункте 7 пункта 2 части 1 аукционной документации заказчиком было установлено требование о необходимости предоставления участниками закупки в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе в качестве документа, подтверждающего соответствие участника электронного аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, декларации о непринадлежности участника электронного аукциона к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики.
На основании системного анализа норм Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457, приняв во внимание правовую позицию, изложенную в письме Министерства экономического развития РФ и Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2016 NN 12589-ЕЕ/Д28и, АЦ/28993/16 "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу о запрете осуществления закупок работ, услуг, выполняемых организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики", Комиссия пришла к выводу о том, что действия заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации требования о необходимости предоставления участниками закупки в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе в качестве документа, подтверждающего соответствие участника электронного аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, декларации о непринадлежности участника электронного аукциона к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, противоречат требованиям пункта 2 части 1 статьи 64 и части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, поскольку указанная декларация не предусмотрена нормами законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в качестве документа, установленного пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов (пункт 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
В целях реализации требований Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление N99), в котором в том числе установило, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными этим приложением к данному постановлению.
Согласно позиции 2 приложения N 1 к Постановлению N99 к участникам закупки выполнения работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн рублей, установлено дополнительное требование, а именно наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе.
Комиссией было установлено, что в пунктах 2 и 16 части 1 аукционной документации заказчиком на основании части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и Постановления N99 было установлено требование к участникам закупки о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе, с приложением в составе второй части заявки подтверждающих документов.
Вместе с этим, согласно сведениям извещения и документации о проведении электронного аукциона начальная (максимальная) цена контракта не превышает 10 млн рублей (составляет 5 631 690,00 рублей), что исключает возможность установления к участникам рассматриваемого электронного аукциона дополнительных требований о наличии вышеуказанного опыта на основании случая, предусмотренного позицией 2 приложения N 1 к Постановлению N99.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с этим, пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в качестве единого требований к участникам закупки предусмотрено требование о том, чтобы участник закупки не являлся офшорной компанией. При этом, согласно части 8.1. статьи 31 Закона о контрактной системе соответствие участника электронного аукциона требованию, указанному в пункте 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, проверяет оператор электронной площадки при аккредитации участника на электронной площадке.
Законом о контрактной системе не предусмотрена для участника закупки необходимость предоставления в составе заявки на участие в электронном аукционе декларации о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Анализ пунктов 2 и 16 части 1 аукционной документации показал Комиссии, что заказчиком было установлено требование к участникам закупки о необходимости предоставления в составе заявки на участие в электронном аукционе декларации о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что противоречит требованиям части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Совокупность установленных выше обстоятельств позволяет Комиссии придти к выводу о том, что указанные выше действия заказчика по формированию в аукционной документации требований к участникам электронного аукциона и к составу, содержанию заявки на участие в электронном аукционе не подлежат признанию надлежащим исполнением требований частей 1 и 3 статьи 64, частей 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, в результате рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "ЮНИТИ" обоснованной в части принятия аукционной комиссией неправомерного решения о признании соответствующей требованиям аукционной документации заявки N 9.
2. Признать аукционную комиссию нарушившей требования части 2 статьи 69 Закона о контрактной системе
3. Признать заказчика нарушившим требования частей 1 и 3 статьи 64, частей 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в аукционную документацию.
5. Передать материалы по жалобе ООО "ЮНИТИ" уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
Е.М. Хоменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 21 марта 2017 г. N 248
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.03.2017