Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 14 марта 2017 г. N 49/17
Комиссия по контролю в сфере закупок управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: Пахомовой Ю.А. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии:
Хлебниковой А.Е. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Казанова Н.А. - специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области.
в присутствии представителей:
заявителя - не явился, извещен,
заказчика - Черновой Л.Е., доверенность от 13.03.2017 N 4;
- Бахчивановой Н.В., доверенность от 13.03.2017 N5,
рассмотрев жалобу ООО "АгроПремиум" на действия заказчика - Акционерного общества "Сахалинская нефтяная компания" по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Производство работ по строительству объекта "Газопровод (лупинг) от УПГ Восточно-Луговское до ГРП с. Таранай" (2 пусковой комплекс)" (извещение N 0461000000817000004).
УСТАНОВИЛА:
06.13.2017 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба ООО "АгроПремиум" (далее - заявитель, общество) на действия заказчика - Акционерного общества "Сахалинская нефтяная компания" (далее - заказчик) по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Производство работ по строительству объекта "Газопровод (лупинг) от УПГ Восточно-Луговское до ГРП с. Таранай" (2 пусковой комплекс)" (извещение N 0461000000817000004).
По мнению Заявителя, Заказчик нарушил требованияФедерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно:
Проектная документация размещена не в единой информационной системе, а на стороннем ресурсе в сети Интернет, что не позволяет участникам закупки судить о достоверности, содержащейся в проекте информации об объемах и характере работ, а также дает возможность заказчику бесконтрольно вносить изменения в данную часть аукционной документации на любом этапе закупки без соблюдения требования законодательства.
Представитель общества на заседании комиссии не явился, о дате, времени и месте извещен надлежащим образом.
Заказчик на заседание комиссии представил письменные возражения, согласно которым, считает, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе в связи с чем, просит признать жалобу ООО "АгроПремиум" необоснованной, при этом исходит из следующего.
Поскольку проектная документация по объекту "Производство работ по строительству объекта "Газопровод (лупинг) от УПГ Восточно-Луговское до ГРП с. Таранай" (2 пусковой комплекс)" (извещение N 0461000000817000004) имеет очень большой размер (около 450 МБ) и включает около 100 файлов, расформированных по папкам соответствующих разделов, технические возможности официального сайта единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) не позволяют разместить в полном объеме проектную документацию именно в прикрепленном виде.
В аукционной документации дана ссылка на интернет ресурс "Облако", который позволяет сказать проектную документацию в удобном для участника виде (сформированную по папкам с указанием соответствующих разделов проектной документации).
Комиссия Сахалинского УФАС России, проанализировав довод заявителя и письменные возражения заказчика, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
16.02.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок опубликовано извещение о проведении электронного аукциона по объекту: "Производство работ по строительству объекта "Газопровод (лупинг) от УПГ Восточно-Луговское до ГРП с. Таранай" (2 пусковой комплекс)" (извещение N 0461000000817000004).
Начальная (максимальная) цена контракта - 24 968 342 руб. 00 коп.
Дата и время окончание срока подачи заявок - 06.03.2017 в 12 час. 00 мин.
До окончания срока подачи заявок поступила одна заявка.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 07.03.2017 N 0461000000817000004-4 заявка ООО "Строительная компания "Вектор" признана соответствующей требованиям документации и Закону о контрактной системе.
Частью 9 статьи 3 Закона о контрактной системе установлено, что единая информационная система в сфере закупок - совокупность информации, указанной в части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона и содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт);
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционной в электронной форме понимается аукцион, при котором информация о закупки сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем.
Согласно части 1 статьи 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Кроме того в соответствии с пунктами 3, 4 "Правил функционирования Единой информационной системы в сфере закупок" (далее - Правила N 1414), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.12.2015 г. N 1414:
- информация, содержащаяся в ЕИС, размещается на официальном сайте ЕИС в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- официальный сайт имеет доменное имя www.zakupki.gov.ru.
В ходе внеплановой проверки Комиссий Сахалинского УФАС России установлено следующее.
В извещение о проведении электронного аукциона размещенного в ЕИС, а именно в перечне прикрепленных файлах указано: 1. АД СМР Таранай 2ПК; 2. Изменения в АД от 17.02.17г.; 3. Ведомость ТМЦ и оборудования приобретаемых Заказчиком; 4. Определение НМЦК; 5. Приложение 1 к обоснованию НМЦК.
Вместе с тем, согласно разделу 1 Извещение о проведении электронного аукциона аукционной документации в перечне прикрепленных документах указано: 1. Документация об открытом аукционе в электронной форме; 2. Приложение 1-Расчетов НМЦК; 3. Проект: https://cloud.mail.ru/public/4Zrg/wtbBSouaJ; 4 Ведомость материалов закупаемых Заказчиком.
Таким образом, нормы часть 1 статьи 59, часть 1 статьи 65 Закона о контрактной системе, с учетом Правил N1414 устанавливают обязанность Заказчика разместить проектную документацию в составе конкурсной документации на конкретном, определенном Правилами N 1414, официальном сайте www.zakupki.gov.ru, чего Заказчиком сделано не было.
Осуществление Заказчиком иных действий, а именно, размещение проектной документации в полном объеме не в ЕИС на официальном сайте, а в указанном "облачном хранилище данных mail.ru", не указывает на отсутствие нарушения части 1 статьи 59, части 1 статьи 65 Закона о контрактной системе, поскольку нормы Закона не предусматривают возможности размещения проектной документации (входящей в состав аукционной документации) иным образом, чем в ЕИС на официальном сайте, вместо размещения в ЕИС на официальном сайте, в том числе с учетом части 5 статьи 4 Закона о контрактной системе.
Таким образом, "облачное хранилище данных mail.ru" частью официального сайта www.zakupki.gov.ru не является, в связи с чем, довод ООО "АгроПремиум" Комиссия Сахалинского УФАС решила признать обоснованным, а заказчика нарушившим положения части 1 статьи 59, части 1 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Сахалинского УФАС России установлено следующее нарушение.
В пункте 29 Информационной карты аукционной документации Заказчиком установлены требования ко вторым частям заявок участников аукциона, в том числе: документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ: Участник закупки должен предоставить в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" копию свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией на виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.6 Объекты газоснабжения.
19.3.Укладка газопроводов с рабочим давлением от 0,3 МПа до 1,2 МПа включительно (для природного газа), до 1,6 МПа включительно (для сжиженного углеводородного газа)
19.4. Установка сборников конденсата гидрозатворов и компенсаторов на газопроводах
19.5. Монтаж и демонтаж газорегуляторных пунктов и установок
19.7. Ввод газопровода в здания и сооружения
19.8. Монтаж и демонтаж газового оборудования потребителей, использующих природный и сжиженный газ
19.9. Врезка под давлением в действующие газопроводы, отключение и заглушка под давлением действующих газопроводов
19.10. Очистка полости и испытание газопроводов
22.5. Работы по строительству переходов методом наклонно-направленного бурения
24.25. Пусконаладочные работы газовоздушного тракта.
3. Декларацию о соответствии участника закупки требованиям установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ, а именно:
- Непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
- Неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
- Отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
- Отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
- Участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- Обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма
- Отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, уполномоченного органа, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
- Участник закупки не является офшорной компанией.
Из указанно следует, что заказчик требует представить свидетельство СРО к определенным видам работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, а именно: 33.6. Объекты газоснабжения; 19.3.Укладка газопроводов с рабочим давлением от 0,3 МПа до 1,2 МПа включительно (для природного газа), до 1,6 МПа включительно (для сжиженного углеводородного газа); 19.4. Установка сборников конденсата гидрозатворов и компенсаторов на газопроводах; 19.5. Монтаж и демонтаж газорегуляторных пунктов и установок; 19.7. Ввод газопровода в здания и сооружения; 19.8. Монтаж и демонтаж газового оборудования потребителей, использующих природный и сжиженный газ; 19.9. Врезка под давлением в действующие газопроводы, отключение и заглушка под давлением действующих газопроводов; 19.10. Очистка полости и испытание газопроводов; 22.5. Работы по строительству переходов методом наклонно-направленного бурения; 24.25. Пусконаладочные работы газовоздушного тракта.
При этом Заказчик также устанавливает требование о наличии свидетельства о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
Физические или юридические лица, осуществляющие работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, вправе выполнять определенные виды работ самостоятельно при наличии у них соответствующего свидетельства о допуске саморегулируемой организации.
Учитывая указанные выше нормы и положения информационной карты, лицо осуществляющее строительство, выполняет указанные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно.
Таким образом, в документации и проектом государственного или муниципального контракта устанавливается обязанность подрядчика выполнить работы лично.
Вышесказанное совпадает с мнением Минстроя России, что в случае закупки работ по подготовке проектной документации требование о наличии свидетельства СРО о допуске к работам по организации такой подготовки обязательно. Дополнительное требование о наличии допуска к конкретным видам работ согласно Перечню (утв. Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N 624) правомерно, если документацией предусмотрена обязанность подрядчика выполнить работы лично.
Однако в документации имеются сведения, а именно, в разделе 5 Проекта контракта "Обязательства сторон" указано: 5.2.1. Подрядчик вправе привлекать Субподрядчиков, имеющие необходимые допуски к выполняемым видам работ, с заключением соответствующих договоров субподряда.
В этом случае Подрядчик выступает в роли Генерального подрядчика. Генеральный подрядчик несет ответственность перед Заказчиком за убытки и последствия, причиненные Субподрядчиком в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по Контракту.
На основании вышесказанного Комиссия решила, что согласно п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе участник закупки должен представить в составе заявки документы, подтверждающие его соответствие требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, которые осуществляют выполнение работ, являющихся объектом закупки. Участнику необходимо представить свидетельство СРО о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта. и по объектам газоснабжения.
Таким образом, лицо, осуществляющее строительство, то есть лицо, которое непосредственно, без привлечения иных физических или юридических лиц осуществляет комплекс работ по организации строительства, должно иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства. В случае привлечения для выполнения работ по организации строительства иных физических или юридических лиц свидетельство о допуске к таким работам должны иметь привлекаемые лица.
При этом лицо, осуществляющее строительство, может не иметь свидетельства о допуске к строительным работам, осуществляемым субподрядчиками. Лицо, осуществляющее строительство, должно иметь свидетельство о допуске к конкретным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту только в случае, если указанные работы выполняются им самостоятельно без привлечения иных лиц.
Следовательно, при проведении заказчиком закупки по строительству, реконструкции или капитальному ремонту объекта капитального строительства, в том числе объекта незавершенного строительства, участник такой закупки должен иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитальному ремонту, а свидетельства о допуске к конкретным видам работ должны иметь субподрядчики, привлекаемые в рамках исполнения соответствующего контракта, если данное право прописано в контракте.
Таким образом, в ходе внеплановой проверки в действиях Заказчика выявлены нарушения положений пункта 1 части 1 статьи 31 и части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении к участникам закупки дополнительного требования о наличии допуска к конкретным видам работ согласно Перечню (утв. Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N 624), а именно: 33.6. Объекты газоснабжения; 19.3.Укладка газопроводов с рабочим давлением от 0,3 МПа до 1,2 МПа включительно (для природного газа), до 1,6 МПа включительно (для сжиженного углеводородного газа); 19.4. Установка сборников конденсата гидрозатворов и компенсаторов на газопроводах; 19.5. Монтаж и демонтаж газорегуляторных пунктов и установок; 19.7. Ввод газопровода в здания и сооружения; 19.8. Монтаж и демонтаж газового оборудования потребителей, использующих природный и сжиженный газ; 19.9. Врезка под давлением в действующие газопроводы, отключение и заглушка под давлением действующих газопроводов; 19.10. Очистка полости и испытание газопроводов; 22.5. Работы по строительству переходов методом наклонно-направленного бурения; 24.25. Пусконаладочные работы газовоздушного тракта.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АгроПремиум" на действия заказчика - Акционерного общества "Сахалинская нефтяная компания" по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Производство работ по строительству объекта "Газопровод (лупинг) от УПГ Восточно-Луговское до ГРП с. Таранай" (2 пусковой комплекс)" (извещение N 0461000000817000004) -обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим положения части 1 статьи 59, части 1 статьи 65, пункта 1 части 1 статьи 31 и части 33 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание.
4. Передать должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Ю.А. Пахомова
Члены комиссии А.Е. Хлебникова
Н.А. Казанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 14 марта 2017 г. N 49/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.03.2017