Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 16 марта 2017 г. N А40-03-17
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ИП Черняк Г.Е. на действия государственного заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федеральный научный центр "Владикавказский научный центр Российской академии наук" (далее - ВНЦ РАН, Заказчик) при проведении электронного аукциона N0310100001516000022 на выполнение работ по капитальному ремонту зданий ВНЦ РАН (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
09 марта 2017 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ИП Черняк Г.Е. (далее - Заявитель) на действия - ВНЦ РАН при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. В жалобе указал, что Заказчик не использует при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, что нарушает п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, так как:
1. В приложении к аукционной документации (Техническая часть) "Требования к товарам (материалам), применяемым при выполнении работ по капитальному ремонту зданий ВНЦ РАН" в пункте "Подложка под паркет и ламинат" (стр. 59-60) указано: Великолепная теплоизоляция (за счет низкого коэффициента теплопроводности - 0,04 Вт/м*К); Коэффициент теплопроводности не ниже ,Вт/(м*К) 0,047. То есть, Заказчиком одновременно установлены два требования к показателю коэффициента теплопроводности с конкретным значением "0,04 Вт/м*К" и диапазонным "не ниже Вт/(м*К) 0,047", установление одновременно конкретного и диапазонного требований к показателю коэффициента теплопроводности подложки вводит участников закупки в заблуждение и позволяет указать в заявке противоречащие аукционной документации требования по данной характеристике.
2. В приложении к аукционной документации (Техническая часть) "Требования к товарам (материалам), применяемым при выполнении работ по капитальному ремонту зданий ВНЦ РАН" в пункте "Краска водоэмульсионная" (стр. 28) указано: Вязкость при температуре 20 С от 30. Укрывистость высушенной пленки 120 г/м. При этом, в требованиях к применяемым материалам и оборудованию установлено, что при подаче предложения в отношении описания объекта закупки, в частности - требуемых характеристик применяемых товаров, участниками должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей), соответствующие установленным заказчиком.
В случае, если Заказчиком единицы измерения не указаны считать, что они указаны в миллиметрах. Участник закупки в заявке в обязательном порядке указывает как конкретные значения параметров, так и единицы измерения.
Так как у показателя "Вязкость при температуре 20 С" отсутствует единица измерения, следовательно Заказчик подразумевает единицу измерения данного показателя миллиметр.
Однако, согласно действующего ГОСТ 8420-74 "Материалы лакокрасочные. Методы определения условной вязкости" единицей измерения показателя условной вязкости лакокрасочных материалов является секунда. А согласно действующего ГОСТ 8784-75 (СТ СЭВ 5904-75) "Материалы лакокрасочные. Методы определения укрывистости" единицей измерения показателя укрывистости высушенной пленки является "г/м2".
Таким образом, Заказчиком установлены неверные единицы измерения показателя вязкости при температуре 20 С "миллиметр" и показателя укрывистости высушенной пленки "г/м".
3. В приложении к аукционной документации (Техническая часть) "Требования к товарам (материалам), применяемым при выполнении работ по капитальному ремонту зданий ВНЦ РАН" в пункте "Ветошь" (стр. 27) указано: Полотно холстопрошивное хлопчатобумажное или смешанное обтирочное должно быть шириной: 64 см, 130 см, сто семьдесят пять сантиметров. Поверхностная плотность: 180 г/см2, 200 г/см2, 240 г/см2. Число петель на 50 мм по длине должно составлять: 25-1, 20-1, 15-1. Число петель на 50 мм по ширине должно составлять 20-1. Переплетение - трико. Вид прошивной нити: пряжа хлопчатобумажная, нить полиамидная, нить полиэфирная. Допускаемое предельное отклонение от ширины полотна должно быть не более 4 см. Допускаемое предельное отклонение от поверхностной плотности полотна должно составлять не более
11 г/см2. Влажность полотна должна составлять менее десяти процентов;
в пункте "Шкурка шлифовальная двухслойная с зернистостью 40/25" (стр. 26-27) указано: Должна быть изготовлена из электрокорунда (нормального (марки: 15А, 14А, 13А) или белого (марки: 25А, 24А, 23А) или карбида кремния (черного (марки: 55С, 54С, 53С) или зеленого (марки: 64С, 63С)). Для изготовления шлифовальной шкурки должны применяться ткани (по ГОСТ 3357-72): саржа специальная прочная (СП), саржа средняя N1 гладкокрашеная (С1Г), саржа утяжеленная (УГ), полудвунитка гладкокрашеная (П). Шлифовальный материал должен быть прочно связан с основой фенолоформальдегидной смолой марки СФЖ-3038\3039 по ГОСТ 20907-75 или лаком марки ЯН-153. Предельная суммарная площадь дефектов не должна превышать 1% площади рулона. Разрывная нагрузка: в продольном направлении не менее 980 Н; в поперечном не менее 230 Н. Коэффициент водостойкости должен быть не менее 0,75. Шкурка шлифовальная двухслойная должна соответствовать ГОСТ 13344-79.
Заявитель считает установление требований к ветоши и шкурке шлифовальной - избыточными требованиями. Данные материалы являются расходными материалами, не остаются у Заказчика и служат для производства работ. Предметом контракта является не поставка ветоши и шкурки шлифовальной, а капитальный ремонт зданий ВНЦ РАН.
При этом в соответствии с действующим законодательством и строительными нормами подрядчик не обязан использовать ветошь, а может применить современные материалы для уборки, очистки и мытья. Также и шкурка шлифовальная является не самым передовым абразивным материалом с точки зрения технологии выполнения строительных работ.
4. В приложении к аукционной документации (Техническая часть) "Требования к товарам (материалам), применяемым при выполнении работ по капитальному ремонту зданий ВНЦ РАН" в пункте "Раствор готовый кладочный цементный" (стр. 33-36) Заказчиком установлены требования к составным частям данного материала:
- характеристика гипсовых вяжущих, входящих в состав раствора (марка, вид по скорости твердения и по степени помола, индекс сроков твердения, сроки твердения, индекс степени помола, Максимальный остаток на сите с размерами ячеек в свету 0,2 мм, предел прочности образцов-балочек размерами 40х40х160 мм в возрасте 2 часов при сжатии и при изгибе);
- характеристика извести строительной, входящей в состав раствора (вид извести, время гашения извести, предел прочности образцов при изгибе и при сжатии через 28 суток твердения);
- характеристика портландцемента и шлакопортландцемента, входящих в состав раствора (Содержание активных минеральных добавок, предел прочности при изгибе и при сжатии в 28-суточном возрасте, тонкость помола цемента);
- характеристика цементов пуццолановые и сульфатостойкие, входящих в состав раствора (Потери при прокаливании, нерастворимый остаток и прочность на сжатие в возрасте 28 суток);
- характеристика цементов для строительных растворов (Предел прочности цемента при сжатии в 28-суточном возрасте, водоотделение цементного теста, тонкость помола цемента);
- характеристика глины, входящей в состав раствора (Содержание глинистых частиц разных размеров);
- а также к средней плотности затвердевших растворов в проектном возрасте.
Заявитель считает требования к составным частям раствора готового кладочного цементного (гипсовым вяжущим, портландцементу/цементу, извести и глине), а также к средней плотности затвердевших растворов в проектном возрасте избыточными требованиями. Более того, показатели "предел прочности образцов-балочек размерами 40х40х160 мм в возрасте 2 часов при сжатии и при изгибе", "предел прочности образцов при изгибе и при сжатии через 28 суток твердения", "Потери при прокаливании" прямо говорят о том, что значения данных показателей можно определить в процессе испытаний материала в лабораторных условиях на соответствующем оборудовании, которое отсутствует у поставщика.
Аналогично считает избыточными требования, установленные Заказчиком, в пункте "Раствор готовый отделочный тяжелый: цементно-известковый" (стр. 36): требования к компонентам раствора готового, то есть к сорту известкового вяжущего, содержанию глинистых, илистых и мелких пылевидных фракций в вяжущем величиной менее 0,05 мм, содержанию клинкера в цементе, количеству пластифицирующих добавок, виду извести, пределу прочности цемента при сжатии в 28-суточном возрасте, сроку схватывания цемента, наибольшей крупности зерен заполнителя, водоотделению цементного теста, пределу прочности на сжатие горной породы, числу циклов замораживания-оттаивания.
Заявитель считает, что в связи с данными нарушениями аукционной документации, у участников нет возможности объективно заполнить таблицу "Требования к товарам (материалам), применяемым при выполнении работ по капитальному ремонту зданий ВНЦ РАН" и предоставить достоверные сведения по товарам.
ВНЦ РАН в объяснении по существу жалобы указало, что считает жалобу необоснованной, в связи с тем, что пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Кроме того, документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании указанных норм Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При описании объекта закупки Заказчик руководствуется своими потребностями и принципом объективности.
1. Заказчиком одновременно установлены два требования к показателю коэффициента теплопроводности с конкретным значением "0,04 Вт/м*К" и диапазонным "не ниже, Вт/(м*К) 0,047", так как было описание подложки и далее указано требование на Коэффициент теплопроводности не ниже,Вт/(м*К) 0,047, а верхний показатель был указан не точно в связи с опечаткой.
2. По позиции Краска водоэмульсионная" Заказчиком установлены показатели в соответствии ГОСТ 28196-89, а в техническом задании указанно, что Характеристики отдельных товаров (материалов) должны соответствовать требованиям государственных стандартов -ГОСТов, в том числе ГОСТ 28196-89.
А указанная в Аукционной документации формулировка: "если Заказчиком единицы измерения не указаны считать, что они указаны в миллиметрах", относится к размерам. Кроме того, что заказчиком в позиции "Укрывистость высушенной пленки" указано "120 г/м", вместо "120 г/м2". Это орфографическая ошибка и она никак не влияет на закупку, так как показатель указан в соответствии с ГОСТом.
3. Требования к ветоши и шкурке шлифовальной установлены в связи с тем, что они присутствуют в перечне требуемых товаров для выполнения данных работ.
4. По позиции Раствор готовый кладочный цементный установлены требования в рамках действующих ГОСТов, которые определяют характеристики требуемого товара, а от состава зависят и его характеристики, при этом никто не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки и называть конкретные показатели, а достаточно указать их в рамках допустимых диапазонов, согласно инструкции, которая гласит, что к разряду показателей, которые не фиксируются однозначным образом, отнесены диапазонные значения, что указывается в описании объекта закупки с применением термина "диапазон", "в пределах" либо специальных символов "", "
". Таким образом, в случае, если показатель сопровождается термином "диапазон", "в пределах" либо символами "
", "
" участник также указывает диапазонное значение" и "Указание диапазонного значения допускается несмотря на применение слов и символов, отмеченных выше, если в описании присутствует фраза - допускается указание диапазонного значения показателя либо в случае, если наименование показателя сопровождается символом "*"."
Так приведенные Заказчиком показатели, требования, обозначения, терминологию, касающуюся технических и функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, предусмотрены техническими регламентами и документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации.
С учетом вышеизложенного, доводы заявителя считает не обоснованными, а жалобу не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
31 декабря 2016 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок ВНЦ РАН разместил извещение N0310100001516000022 о проведении Аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту зданий ВНЦ РАН и Аукционную документацию по указанному Аукциону, утвержденную приказом ВНЦ РАН N165а от 30.12.2016 года (далее - Аукционная документация).
16.01.2017 г., 21.01.2017 г., 19.02.2017 г. и 21.02.2017 г. Заказчиком были внесены изменения в Аукционную документацию, в том числе в техническую часть.
В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При составлении описания объекта закупки необходимо использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 6 Информационной карты Аукционной документации установлено, что поставщик обязан выполнить работу в соответствии с локально-сметной документацией, сводными сметными расчетами, объектными сметными расчетами, локальными сметными расчетами, приложенными к Аукционной документацией. В разделе 3 Аукционной документации "Техническое задание" установлены требования к работам, которые необходимо выполнить в ходе исполнения контракта, а в Технической части, приложенной к Аукционной документации, установлены требования к товарам (материалам), применяемым при выполнении работ, а также подробное описание значений символов, которые применяются при описании объекта закупки, в частности таких символов, как "/", "<", ">" и т.д., значение слов "не менее", "не более", "менее", "более", "уже", и т.д.
Согласно Технической части Аукционной документации, в ходе исполнения контракта необходимо использовать:
1) подложку под паркет и ламинат, которая имеет великолепную теплоизоляциию (за счет низкого коэффициента теплопроводности -0,04 Вт/м*К); долговечность (80-100 лет) при сохранении своих физико-химических свойств; материал не гниет, не плесневеет, масло- ензостоек; широкий температурный диапазон - от -60 до +80 градусов С. Основные характеристики: толщина, мм от 2.0; ширина, мм 1000 - 1250; или 1500, длина не менее 10000 мм; плотность кг/м3 25 5; Напряжение при сжатии (25%), МПа, не менее 0,045, коэффициент теплопроводности не ниже ,Вт/(м*К) 0,047. При этом, фраза "за счет низкого коэффициента теплопроводности -0,04 Вт/м*К" относится к описанию подложки, а фраза - "коэффициент теплопроводности не ниже ,Вт/(м*К) 0,047" содержит требование к показателю теплопроводности. То есть, требования к подложке под паркет и ламинат, установленные в Технической части Аукционной документации соответствуют требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе;
2) краску водоэмульсионную со следующими характеристиками: массовая доля нелетучих веществ 53-59 %; вязкость при температуре 20 С от 30; укрывистость высушенной пленки 120 г/м; стойкость краски к воздействию воды 12; степень перетира 30 мкм; морозостойкость не менее 5 циклов и т.д.
Вместе с тем, согласно ГОСТ 8420-74 "Материалы лакокрасочные. Методы определения условной вязкости" единицей измерения показателя условной вязкости лакокрасочных материалов является секунда, а согласно ГОСТ 8784-75 (СТ СЭВ 5904-75) "Материалы лакокрасочные. Методы определения укрывистости", единицей измерения показателя укрывистости высушенной пленки является "г/м2".
Однако, учитывая, что все вышеуказанные единицы измерения показателей качества краски, являются общеизвестными и общепринятыми, что подтверждает и Заявитель в жалобе, указание в Техническом задании указанных единиц измерения или их отсутствие является технической ошибкой, которая не могла повлиять на результаты осуществления закупки. Кроме того, запросов на разъяснение положений Аукционной документации, связанных с указанным вопросом, заказчику не поступало;
3) ветошь, которая должна соответствовать следующим характеристикам: полотно холстопрошивное хлопчатобумажное или смешанное обтирочное должно быть шириной: 64 см, 130 см, сто семьдесят пять сантиметров. Поверхностная плотность: 180 г/см2, 200 г/см2, 240 г/см2. Число петель на 50 мм по длине должно составлять: 25-1, 20-1, 15-1. Число петель на 50 мм по ширине должно составлять 20-1. Переплетение - трико и т.д.
4) шкурку шлифовальную двухслойную с зернистостью 40/25", которая должна быть изготовлена из электрокорунда (нормального (марки: 15А, 14А, 13А) или белого (марки: 25А, 24А, 23А) или карбида кремния (черного (марки: 55С, 54С, 53С) или зеленого (марки: 64С, 63С)). Для изготовления шлифовальной шкурки должны применяться ткани (по ГОСТ 3357-72): саржа специальная прочная (СП), саржа средняя N1 гладкокрашеная (С1Г), саржа утяжеленная (УГ), полудвунитка гладкокрашеная (П);
5) раствор готовый кладочный, цементный, составные части которого должны соответствовать установленным характеристикам: гипсовые вяжущие, входящие в состав раствора - по марке, виду по скорости твердения и по степени помола, индексу сроков твердения, сроку твердения, индексу степени помола, максимальному остатку на сите с размерами ячеек в свету 0,2 мм, пределу прочности образцов-балочек размерами 40х40х160 мм в возрасте 2 часов при сжатии и при изгибе; извести строительной, входящей в состав раствора - по виду извести, времени гашения извести, пределу прочности образцов при изгибе и при сжатии; портландцемент и шлакопортландцемент, входящих в состав раствора - по содержанию активных минеральных добавок, пределу прочности при изгибе и при сжатии в 28-суточном возрасте, тонкости помола цемента; цементов пуццолановых и сульфатостойких - по еотери при прокаливании, нерастворимый остаток и прочности на сжатие в возрасте 28 суток; цементов для строительных растворов - по пределу прочности цемента при сжатии в 28-суточном возрасте, водоотделению цементного теста, тонкости помола цемента; глины, входящей в состав раствора - по содержанию глинистых частиц разных размеров.
Закон о контрактной системе не содержит понятия "избыточные требования" к товарам, а анализ требований к товарам, установленных в Технической части Аукционной документации свидетельствует о соответствии указанных требований ч. 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, так как Техническая часть Аукционной документации содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых работ, с использованием товаров, установленным заказчиком требованиям.
То есть, Аукционная документация соответствует требованиям пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64, пунктов 1 и 2 части 1 и части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать частично обоснованной жалобу ИП Черняк Г.Е. на действия государственного заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федеральный научный центр "Владикавказский научный центр Российской академии наук" при проведении электронного аукциона N0310100001516000022 на выполнение работ по капитальному ремонту зданий ВНЦ РАН.
2. Ввиду того, что выявленные нарушения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок не могли повлиять на результаты определения исполнителя, Федеральному государственному бюджетному учреждению науки Федеральный научный центр "Владикавказский научный центр Российской академии наук" предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 16 марта 2017 г. N А40-03-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.03.2017