Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 14 марта 2017 г. N 2-57-2416/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Бруева,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
при участии представителей:
ФКУ "ОДЕЗ ФНС РОССИИ": Теплухиной А.А., Евсеенковой Е.В., Мелешкина М.В., в отсутствие представителей ООО "Монтажспецстрой сервис", уведомлены письмом Московского УФАС России от 09.03.2017 NМГ/10776,
рассмотрев жалобу ООО "Монтажспецстрой сервис" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "ОДЕЗ ФНС РОССИИ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта: "Спальный корпус на 300 мест ФБЛПУ "Санаторий "Эллада"" ФНС России, г. Анапа, Пионерский проспект, 45 (Закупка N 0373100061217000001) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 09.03.2017 NМГ/10776 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, используемым при выполнении работ.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В Форме 2 Заказчиком установлены требования к необходимым для выполнения работ товарам, например, таким как:
- п. 1 "Армированная цементно-минеральная плита": Модуль упругости: не менее 2500 МПа;
- п. 3 "Балансировочный клапан (ручной) Danfoss или эквивалент": Пропускная
- способность: не менее 1,6 (Kvs) мЗ/ч;
- п. 6 "Балансировочный клапан (ручной)": Пропускная способность: более 300 (Kvs) мЗ/ч;
- п. 58, 59 "Гибкая вставка Danfoss или эквивалент": Максимальное давление: не менее 1,6 Мпа;
- п. 139 "Камни бортовые": Отклонение камней от линейного размера по длине: не более +/- 6, по высоте, мм, не более +/- 5, по ширине (по верхней кромке), мм, не более +/- 4 по ширине (по основанию) мм, не более +/- 6;
- п. 53 "Выключатель автоматический": электрическая/механическая износостойкость, циклов В-О, не менее 6000/20000.
- п. 17, 21, 22, 24, 25, 26 "Воздуховоды ISOAFS-ALU или эквивалент": Материал изоляции: стекловолокно; плотность изоляции, кг/мЗ не менее 16;
- п. 64, 65 "Горячекатаная арматурная сталь гладкая": Марка стали С'тЗкп или СтЗпс или СтЗсп;
- п. 101 "Кабель силовой": Изоляция кабеля из поливинилхлоридной композиции пониженной пожарной опасности. Номинальная толщина изоляции жилы, мм не более 0,8;
- - п. 139 "Камни бортовые": Класс бетона должен быть В30;
- - п. 140 "Камни бортовые": Не ниже В22,5.
По мнению Заявителя вышеуказанные требования к характеристикам товаров и материалов являются излишне завышенными. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика представлены сведения производителей и поставщиков товаров, подтверждающие возможность представления значений показателй требуемых характеристик товаров. Кроме того, по некоторым позициям Заказчиком указаны товарные знаки, позволяющие участнику закупки выразить только согласие на поставку данного товара, а также Заказчиком к каждому из товаров указаны его основные характеристики, содержащиеся на упаковках товара.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о конатрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявитель в составе жалобы не предоставляет доказательств, подтверждающих неправомерность и избыточность данных требований, а также подтверждающих ограничение количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. Согласно доводам жалобы, Заказчиком неправомерно установлены требования к участникам закупки.
Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Комиссией Управления установлено, что в п.7 Информационной карты установлено следующее: участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Также, в п.7 Информационной карты установлено, что при осуществлении закупки Заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, а именно: наличие выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к видам работ по строительству, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии со ст.49 Гражданского кодеска Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Таким образом, согласно п.4 ст.3 Закона о о контрактной системе, участником закупки может быть любое лицо, соответствующее требованиям, устновленным ст.31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в аукционной документации установлен запрет на оказание услуг, но при этом не установлен запрет на выполнение работ организациями находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, поскольку объектом закупки является выполнение работ.
В силу ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Комиссией Управления установлено, что в п.9 Информационной карты установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено.
Таким образом, в аукционной документации установлен запрет на выполнение работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком нарушены порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В силу п.11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о порядке, датах начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Комиссией Управления установлено, что соглано п.14 Информационной карты разъяснения положений документации об аукционе предоставляются по запросам, поступившим Заказчику в период с "16" февраля по "02" марта 2017 года. Вместе с тем, извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте 17.02.2017.
Также, в соответствии с п.2.2.3 документации об аукционе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в п 2.2.2 аукционной документации запроса Государственный заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об Аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого Аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил Государственному заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На Заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что при формировании аукционной документации допущена техническая ошибка, вместе с тем по данному вопросу Заказчику поступил запрос о даче разъясений, на который были дан развернутый ответ от 03.03.2017 NММ-12-214/03.17.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционая документация составлена в нарушение п.11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, вместе с тем согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе подано 2 заявки, таким образом, выявленные нарушения не повлияли на рузультат закупки.
5. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в проекте контракта не указана сумма обеспечения исполнения обязательств по контракту.
В соответствии с ч.1 ст.96 Закона о контрактной системе Заказчиком в Извещении об осуществлении закупки, Документации о закупке, Проекте контракта, Приглашении принять участие в определении Поставщика (Подрядчика, Исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.96 Закона о контрактной системе.
Согласно п.8 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в Извещении о проведении такого аукциона, должна содержать также размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
На заседании Комиссии Управления устнавнолено, что в п.15 Информационной карты устновлен размер обеспечения контракта - 246 293 031,00 рублей руб. (30% от НМЦ контракта).
Таким образом Комиссия Управления пришла к выводу о том, что данный довод не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
6. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении нового обеспечения исполнения контракта, на случай если банковская гарантия перестает действовать.
Комиссией Управления установлено, что в п.7.3 проекта контаркта указано следующее: в случае, если по каким - либо причинам обеспечение исполнения обязательств по настоящему Контракту перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Генподрядчиком своих обязательств по настоящему Контракту, Генподрядчик обязуется в течение 10 (Десяти) рабочих дней предоставить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения обязательств по настоящему Контракту.
Вместе с тем, в силу ч.7 ст.96 Закона о контрактной системе, в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.
Таким образом Комиссия Управления пришла к выводу о том, что данный довод не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Монтажспецстрой сервис" на действия ФКУ "ОДЕЗ ФНС РОССИИ" обоснованной в части установлено даты начала и окончания срока предоставления разъяснений положений документации об аукционе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли не результат закупки.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии: Д.С. Бруев
Д.А. Сологов
Исп. Сологов Д.А. (495) 784-75-05 доб. 180
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 14 марта 2017 г. N 2-57-2416/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.03.2017