Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 9 марта 2017 г. N 2-57-2177/77-17
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Специалиста первого разряда обжалования государственных закупок А.В. Кочеткова,
при участии представителей:
Филиала N6 ФГБУ "3 ЦВКГ им. А.А. Вишневского" Минобороны России: Л.В. Жижнова,
ООО "РусТендеры": М.А. Шилова,
рассмотрев жалобу ООО "РусТендеры" (далее - Заявитель) на действия Филиала N6 ФГБУ "3 ЦВКГ им. А.А. Вишневского" Минобороны России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по эксплуатационно- техническому содержанию, обслуживанию и ремонту инженерных систем, помещений и строительных конструкций объектов (зданий) (Закупка N0373100122417000025) (далее - Аукцион), в соответствии со ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/9753 от 03.03.2017 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. По мнению Заявителя, в аукционной документации установлены требования, которые не предусмотрены Законом о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Заказчиком в аукционной документации установлено:
- п.25 Информационной карты: "Победитель электронного аукциона, или иной участник электронного аукциона, с которым заключается Договор, признается уклонившимся от заключения Договора в случае, если в сроки, предусмотренные Законодательством, он не направил Заказчику проект Договора, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя электронного аукциона, или иного участника электронного аукциона, с которым заключается Договор, или направил протокол разногласий, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе, или не исполнил требования, предусмотренные 44-ФЗ от 05.04.2013 г., а также раздела 5.4 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд филиала N 6 ФГБУ "3 ЦВКГ им. А.А. Вишневского" Министерства обороны РФ, в соответствии с требованиями ФЗ от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в случае снижения при проведении электронного аукциона цены Договора на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены Договора)".
Согласно ч.13 ст.70 Закона о контрактной системе победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 ст.70 Закона о контрактной системе, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
- п.27 Информационной карты: "Возможность одностороннего отказа от исполнения Договора. Установлена в соответствии с положениями частей 8 - 26 ст. 95 44-ФЗ от 05.04.2013 г., а также раздела 11.5 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд филиала N 6 ФГБУ "3 ЦВКГ им. А.А. Вишневского" Министерства обороны РФ, в соответствии с требованиями ФЗ от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и проектом договора документации об электронном аукционе".
При этом, ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе установлены случаи изменения существенных условий контракта при его исполнении по соглашению сторон.
- п.28 Информационной карты: "Условия отстранения участника от участия в электронном аукционе. В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с ч.3 и 5, ст.66 44-ФЗ от 05.04.2013 г. и п.2.8. Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд филиала N 6 ФГБУ "3 ЦВКГ им. А.А. Вишневского" Министерства обороны РФ, в соответствии с требованиями ФЗ от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Единая комиссия отстраняет такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения".
В ч.5 ст. 67 Закона о контрактной системе установлено, что отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе, не допускается.
-п.17 Информационной карты: "Размер обеспечения исполнения Договора, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения Договора" указывает "В течение указанного срока участник закупки, осуществляемой Заказчиком в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", обязан предоставить Заказчику оригинал банковской гарантии, обеспечивающей исполнение договора. Передача оригинала банковской гарантии Заказчику производится уполномоченным представителем участника закупки, имеющим доверенность на совершение действий от имени юридического лица, по Акту приема-передачи".
При этом, в ст.70 Закона о контрактной системе установлен порядок заключения контракта по результатам электронного аукциона.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что в аукционной документации установлены положения, не предусмотренные нормами Закона о контрактной системе, что может вводить участников закупки в заблуждение и повлечь за собой ограничения количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что в действиях Заказчика присутствуют нарушения п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. По мнения Заявителя, в п.12.3.3 проекта контракта установлены положения, нарушающие положения ст.95 Закона о контрактной системе, которой предусмотрены случаи изменения условий контракта.
При этом, ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе установлены случаи изменения существенных условий контракта при его исполнении по соглашению сторон, которые по свой сути составляют закрытый перечень случаев, который не подлежит расширению и изменению.
Заказчиком в п.12.3.3 проекта контракта установлено: "Изменение существенных условий Договора при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению Сторон в следующих случаях: в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования п.12.3.3 проекта контракта установлены в нарушение ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе.
3. Заявитель в своей жалобе указывает на то, что Заказчиком установлены противоречивые требования к режиму выполнения работ, а именно:
- п.8.1.Плановое техническое обслуживание и работы должны проводиться по заявкам Заказчика: в рабочее время - ежедневно, по рабочим дням с 08-00 до 17-00, либо с 09-00 до 18-00, исходя из 8-ми часового рабочего дня и 5-ти дневной рабочей недели, учитывая график работы объекта.
- п.8.2. Внеплановые работы по аварийным вызовам Заказчика должны проводиться круглосуточно, включая выходные и праздничные дни"
При этом, в п. 12 Раздела 3 "Техническое задание" установлено: "Интенсивность выполнения работ - круглосуточно при 7-ми дневной рабочей недели при техническом обслуживании. В ночное время техническое обслуживание зданий и сооружений осуществляет дежурный технический персонал исполнителя, время прибытия на устранение аварийных ситуаций не более чем тридцать минут".
В соответствии с п.2 ст.42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст.33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что предусмотрено ежедневное и круглосуточное обслуживание, при этом, установлена 5-дневная рабочая неделя для сотрудников, которые будут находиться на объекте Заказчика, а в остальное время техническое обслуживание должно осуществляться при возникновении внеплановых работ по аварийным вызовам, то есть круглосуточно 7 дней в неделю.
Также, Заявитель в своей жалобе указывает на то, что в Извещении о проведении электронного аукциона указаны сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг - ежедневно. При этом, в Информационной карте указано, что срок оказания услуг - с 1 мая 2017 (но не ранее даты подписания Договора) по 31 декабря 2017 года, что не позволяет Заявителю жалобы определить срок оказания услуг.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что срок оказания услуг указан в Информационной карте - с 01.05.2017 по 31.12.2017, а также в проекте государственного контракта, при этом в Извещении о проведении закупке указан график оказания услуг - ежедневно.
На основании вышеизложенного, Исполнитель должен оказывать услуги ежедневно в период с 01.05.2017 по 31.12.2017 года.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
4. Согласно доводам жалобы, Заказчиком неправомерно не установлено требование к участникам закупки о наличии свидетельства СРО и лицензии МЧС России на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, так как аукционной документацией предусмотрены работы, требующие наличие свидетельства СРО и лицензии МЧС России.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в частности: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
На основании ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления установлено, что объектом закупки является оказание услуг по эксплуатационно-техническому содержанию, обслуживанию и ремонту инженерных систем, помещений и строительных конструкций объектов (зданий), при этом, Техническим заданием аукционной документации предусмотрено выполнение как работ, требующих свидетельство СРО (например - замена участков труб водоснабжения и канализации), а также лицензии МЧС России на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности, а также иные работы, не требующие специальных допусков и разрешений.
При этом, в случае если в один лот со строительными работами включены иные работы или услуги, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии и которые могут выполняться (оказываться) посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией (например, услуги по сбору, транспортировке отходов; услуги по монтажу пожарной сигнализации), то установление требования о выполнении таких работ или услуг лицом, осуществляющим строительство, лично, и, соответственно, установление требования о предоставлении в составе заявки на участие в торгах копии соответствующей лицензии является нарушением Закона о контрактной системе.
Кроме того, установлено, что аукционной документацией предусмотрена возможность привлечения субподрядных организаций, обладающих необходимыми квалификационными качествами.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными, так как установление требования к участникам закупки о наличии свидетельства СРО и лицензии МЧС России являлось бы нарушением ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе, так как ограничивало бы круг потенциальных участников аукциона.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "РусТендеры" на действия Филиала N6 ФГБУ "3 ЦВКГ им. А.А. Вишневского" Минобороны России обоснованной в части установления неправомерных требованиях в аукционной документации, в том числе в проекте государственного контракта.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33 и ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председателя Комиссии Е.В. Гридина
Члены Комиссии: Е.А. Дейнега
А.В. Кочетков
исп. Е.А. Дейнега, 8-495-784-75-05, доб.192
1. Филиал N6 ФГБУ "3 ЦВКГ им. А.А. Вишневского" Минобороны России
125167, Москва, ул. Планетная, д.3/3
2. ООО "РусТендеры"
129343, город Москва, пр-д Серебрякова, д.14
3. ЗАО "Сбербанк-АСТ"
119180, Москва, ул. Б. Якиманка, д. 23
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-2177/77-17 об устранении нарушений
законодательства об осуществлении закупок
09.03.2017 Москва
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Специалиста первого разряда обжалования государственных закупок А.В. Кочеткова,
на основании решения Комиссии от 09.03.2017 по делу N2-57-2177/77-17, по итогам рассмотрения жалобы ООО "РусТендеры" (далее - Заявитель) на действия Филиала N6 ФГБУ "3 ЦВКГ им. А.А. Вишневского" Минобороны России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по эксплуатационно- техническому содержанию, обслуживанию и ремонту инженерных систем, помещений и строительных конструкций объектов (зданий) (Закупка N0373100122417000025) (далее - Аукцион), в соответствии со ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Аукционной комиссии отменить Протокол подведения итогов, Протокол рассмотрения заявок на участие в Аукционе (далее - Протоколы).
2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- отменить протокол проведения Аукциона;
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, Протокола проведения Аукциона, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
3. Заказчику:
- привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 09.03.2017 по делу N2-57-2177/77-17 и разместить соответствующую документацию в единой информационной системе;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить в единой информационной системе информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена в соответствии с ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе.
4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- назначить время проведения Аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.
5. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 09.03.2017 по делу N2-57-2177/77-17.
6. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки в срок до 17.04.2017 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: predpisanie44fz@fas.gov.ru.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч.7.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с ч.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание от 09.03.2017 по делу N2-57-2177/77-17 может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии Е.В. Гридина
Члены Комиссии: Е.А. Дейнега
А.В. Кочетков
Исп. Дейнега Е.А.
8-495-784-75-05, доб. 192
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 9 марта 2017 г. N 2-57-2177/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.03.2017