Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 1 марта 2017 г. N 2-57-1936/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнега,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Бруева,
при участии представителей:
Администрации поселения Щаповское: Галича С.В.,
в отсутствие представителей ООО "Евросервис", уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России исх. NМГ/8622 от 22.02.2017.
рассмотрев жалобу ООО "Евросервис" (далее - Заявитель) на действия Администрации поселения Щаповское (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по благоустройству территории парка расположенного в поселении Щаповское (Закупка N 0148300015916000091) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия аукционной комиссии Заказчика при проведении вышеуказанного Аукциона.
Заявитель обжалует неправомерный отказ в допуске к участию в Аукционе.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх. NМГ/8622 от 22.02.2017 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0148300015916000091 от 14.02.2017, Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе по причине несоответствия заявки N 6 требованиям Аукционной документации, в частности, по п. 16 "Раствор".
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в технической части Аукционной документации установлены требования к товару по п. 16 "Раствор": "содержание добавок в цементе: от 0 до 20 % по массе".
Вместе с тем, в соответствии с пп. 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании комиссии установлено, что в инструкции по заполнению заявки, указано, следующее: "Указание значения показателя с использованием знака ">" или слов "более", "больше", "выше", "свыше", "св.", "превышает" и аналогичных слов означает требование значения превышающего указанного, то есть указание значения равного указанному не допускается", а также "Под аналогичными словами для знака ">" подразумеваются следующие слова и словосочетания: "более", "больше", "от", "выше", "свыше", "св.".
В соответствии с пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ: согласие, предусмотренное п.2 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара..
Согласно ч.1 ст.67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В составе первой части заявки Заявителя представлены сведения товаров необходимых при оказании услуг, в частности по: п. 16 "Раствор": "содержание добавок в цементе: 0 % по массе", что не соответствует требованиям аукционной документации и инструкции по заполнению заявки.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации, а также несоответствия информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что у Аукционной комиссии Заказчика имелись основания для отказа в допуске Заявителю, и решение Аукционной комиссии Заказчика в части отказа в допуске заявки Заявителя к участию в вышеуказанной закупке является правомерным.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
1. На основании п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На основании ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Комиссией Управления установлено, что в инструкции по заполнению заявки указаны следующие положения: В случае указания в настоящем техническом здании в единице измерения диакритических знаков, надстрочных и подстрочных символов участнику закупки в своей заявке не допускается искажать написание единицы измерения. Например, если требуется "м2", то во избежание неоднозначного трактования предлагаемой в заявке характеристики товара не допускается указания искаженной единицы измерения "м2". В случае необходимости указания нескольких значений для одного конкретного показателя с указанием нескольких единиц измерения (внесистемной единицы величины и единицей СИ), эти значения должны соотноситься друг с другом в соответствии с положениями постановления Правительства РФ от 31.10.2009 N 879. При этом в данном случае и во всех иных случаях округление дробных частей конкретных значений показателей, указываемых участником (в случае возможности) осуществляется до 6-го разряда после запятой. Указание участником закупки единиц измерения в первой части заявки обязательно для каждого показателя. При этом в случае отсутствия указания единиц измерения в требованиях к материалам по отношению к показателям такой установленной единицей измерения следует считать "мм".
При указании заказчиком диапазона требуемых значений, участник обязан дать конкретное значение показателя, входящее в множество значений, заданных диапазоном требуемых значений, установленное заказчиком в соответствии с настоящим техническим заданием, если настоящей инструкцией не предусмотрено исключений, в соответствии с которыми участник обязан указать диапазонное значение показателя. Единственное конкретное значение показателя - значение показателя, не являющееся множеством, записанное (предложенное) участником в соответствии с требованиями настоящей инструкции, с учетом всех нормативных документов, требования о соответствии которым заданы настоящей инструкцией, документацией о проведении закупки и правилами, установленными законодательством. Диапазонное значение показателя - множество значений, ограниченных не равными крайними (граничными) значениями, к каждой паре которых применима операция сравнения. При указании диапазонного значения показателя участник указывает оба крайних (граничных) значения, в соответствии с настоящим техническим заданием, с учетом всех нормативных документов, требования о соответствии которым заданы настоящей инструкцией, документацией о проведении закупки и правилами, установленными законодательством.
Требуемое значение показателя с использованием знака "" или слов "не более", "не больше", "не выше", "не превышает" и аналогичных слов означает требование значения, не превышающего или равного указанному. Требуемое значение показателя с использованием знака "
" или слов "не менее", "не ниже", "не ранее" и аналогичных слов означает требование значения, превышающего или равного указанному. Указание значения показателя с использованием знака ">" или слов "более", "больше", "выше", "свыше", "св.", "превышает" и аналогичных слов означает требование значения превышающего указанного, то есть указание значения равного указанному не допускается. Указание значения показателя с использованием знака "<" или слов "менее", "меньше", "ниже" и аналогичных слов означает требование значения менее указанного, то есть указание значения равного указанному не допускается.
Указание в качестве значения показателя отрицательного числа с использованием знака "" или слов "не более", "не больше", "не выше", "не превышает" и аналогичных слов означает требование указания значения, не превышающего (находящегося левее на числовой прямой, ниже на температурной шкале) или равного указанному. Указание в качестве значения показателя отрицательного числа с использованием знака "
" или слов "не менее", "не меньше", "не ниже" и аналогичных слов означает требование значения, превышающего (находящегося правее на числовой прямой, выше на температурной шкале) или равного указанному. Указание в качестве значения показателя отрицательного числа с использованием знака ">" или слов "более", "больше", "выше" и аналогичных слов означает требование значения, превышающего (находящегося правее на числовой прямой, выше на температурной шкале), то есть указание значения равного указанному не допускается. Указание в качестве значения показателя отрицательного числа с использованием знака "<" или слов "менее", "меньше", "ниже" и аналогичных слов означает требование значения менее указанного (находящегося левее на числовой прямой, ниже на температурной шкале), то есть указание значения равного указанному не допускается.
Под аналогичными словами для знака "" подразумеваются следующие слова и словосочетания: "не более", "не больше", "не выше", "не превышает". Под аналогичными словами для знака "
" подразумеваются следующие слова и словосочетания: "не менее", "не меньше", "не ниже". Под аналогичными словами для знака ">" подразумеваются следующие слова и словосочетания: "более", "больше", "от", "выше", "свыше", "св.". Под аналогичными словами для знака "<" подразумеваются следующие слова и словосочетания: "менее", "меньше", "до", "ниже". Под знаками "-" (дефис) и "-" (тире) в случае указания их между двумя крайними числовыми значениями показателя, а также под знаком "_" (многоточие) подразумевается словосочетание "от _ до _", где значение слева от такого знака относится к словосочетанию "от", а значение справа от знака "-" или "-" или "_" относится к словосочетанию "до". В случае указания знаков "-" (дефис) и "-" (тире) с сопровождением допустимого значения показателя только справа от числа, при это слева от такого знака пробел (например "не менее -10"), такие знаки следует трактовать как "минус" (отрицательное значение). В случае указания знака "-" (дефис) слева от числа и справа от буквы без пробелов между ними (например "Р-4", "ГФ-021"), то указанный знак следует трактовать как дефис. Требования к интерпретации знака ";" не применяются, если этот знак употребляется для разделения различных наименований показателей вместе с их требуемыми значениями. Требования к интерпретации знака "/" не применяются, если этот знак употребляется в обозначении единиц измерения, используется в качестве дроби в написании дробного числа или если его употребление по отношению к значению показателя предусмотрено нормативно-технической документацией. При одновременном использовании знаков "," и ";" (или "/"), предпочтительным знаком следует считать ";" (или "/"), то есть, например, для интерпретации требования "10; 15, 20; 30" участнику необходимо выбрать между тремя вариантами: "10" или "15, 20" или "30". При одновременном использовании слова "и" (или знака ",") и слова "или", предпочтительным словом следует считать "и" (или знак ","), то есть, например, для интерпретации требования "10 или 15, 20 или 30" участнику необходимо сделать два выбора между вариантами "10" или "15" и вариантами "20" или "30" и дать два конкретных значения, например, "10, 20". Если слово "или" используется между текстовыми значениями показателя, смысл допустимых значений которого выражает отсутствие тех или иных значений (например, "должны отсутствовать царапины или потеки"), то участнику аукциона следует заменить слово "или" на "и" (или ",") (например, "отсутствуют царапины и потеки"). Если в отношении значения характеристики, в названии которой отсутствует слово "отклонение", применяется знак "
", то указываемое в заявке значение должно быть конкретным и не должно содержать знаки "
" или "+". Если одно из альтернативных друг другу (взаимоисключающих) значений указано в скобках сразу после другого значения показателя, например так: "значение 1 (значение 2)", то участнику необходимо выбрать одно из этих значений. Если два указанных значения не являются взаимоисключающими (альтернативными друг другу), то в заявке следует оставить оба этих значения в случае выбора участником именно этой группы значений показателя.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что инструкция по заполнению заявки составлена в нарушение п. 2 ч. 1 и ч.2 ст. 64 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком в аукционной документации установлены излишние, неправомерные требования к товарам, так например:
- п. "Гвозди": установлены следующие требования "отклонение от соосности головки относительно стержня: не более 0,3 мм", "отклонения от круглости головок не более 0,4 мм",
- п. "Камни бортовые": "максимальное отклонение от прямолинейности профиля верхней поверхности по всей длине не более 6 мм",
- п. "Пиломатериалы": "максимальное отклонение скоса пропила от перпендикулярности торца к пласти от ширины пиломатериала до 5 %",
- "Песок природный": "удельная эффективность активности естественных радионуклидов до 1500 Ки/кг",
Вместе с тем, характеристика "удельная эффективность активности естественных радионуклидов" регламентируется по ГОСТ 8736-2014 "Песок для строительных работ", при этом, согласно п. 5.4 данного ГОСТ периодический контроль удельной эффективной активности естественных радионуклидов проводят в специализированных лабораториях, аккредитованных в установленном порядке на право проведения гамма-спектрометрических испытаний или в радиационно-метрических лабораториях органов надзора.
Кроме того, согласно ГОСТ 8736-2014 удельная эффективность активности естественных радионуклидов измеряется в Бк/кг.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация составлена таким образом, что в нарушение п.1, 2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе может вводить в заблуждение участников закупки, а также может повлечь ограничение участников закупки, поскольку требования, установлены таким образом, что могут препятствовать корректному сформированию заявки в соответствии с требованиями аукционной документации.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Евросервис" на действия Администрации поселения Щаповское , Аукционной комиссии необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 и ч.2 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии Е.А. Дейнега
Д.С. Бруев
Исп. Бруев Д.С.
1. Администрация поселения Щаповское
142144, Москва, Щаповское п, Щапово п, 2
2. OOO "Евросервис"
143033, Московская область, Одинцовский район, с.Лайково д. 171
3. ЗАО "Сбербанк-АСТ"
119180, г. Москва, ул. Большая Якиманка, д. 23
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-1936/77-17 об устранении нарушений
законодательства об осуществлении закупок
01.03.2017 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнега,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Бруева,
на основании решения Комиссии от 01.03.2017 по делу N2-57-1936/77-17, по итогам рассмотрения жалобы ООО "Евросервис" (далее - Заявитель) на действия Администрации поселения Щаповское (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по благоустройству территории парка расположенного в поселении Щаповское (Закупка N 0148300015916000091) (далее - Аукционы), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Аукционной комиссии отменить Протокол подведения итогов, Протокол рассмотрения заявок на участие в Аукционе (далее - Протоколы).
2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- отменить протокол проведения Аукциона;
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, Протокола проведения Аукциона, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
3. Заказчику:
- привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 01.03.2017 по делу N2-57-1936/77-17 и разместить соответствующую документацию в единой информационной системе;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить в единой информационной системе информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена в соответствии с ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе.
4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- назначить время проведения Аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.
5. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 01.03.2017 по делу N2-57-1936/77-17.
6. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки в срок до 25.04.2017 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: predpisanie44fz@fas.gov.ru.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с п. 7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии Е.А. Дейнега
Д.С. Бруев
Исп. Бруев Д.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 1 марта 2017 г. N 2-57-1936/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.03.2017