Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 марта 2017 г. N 2-57-2439/77-17
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
при участии представителей ГБУЗ "ПКБ N 4 ДЗМ": Н.М. Грачева, И.А. Рогоза,
в отсутствие представителей ООО "СтройМонтаж", уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России NМГ/10995 от 10.03.2017,
рассмотрев жалобу ООО "СтройМонтаж" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ПКБ N 4 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на техническое обслуживание системы автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ), персональных устройств оповещения (ОПУ) в ГБУЗ ПКБ N 4 ДЗМ (Закупка N0373200122117000008) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/10995 от 10.03.2017.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
1. В своей жалобе Заявитель указывает на то, что в Форме 2 аукционной документации установлены требования к 10 типам досок (пп. 2, 51 92, 97,108, 117, 120, 140, 154, 155 Формы 2), а так же в Форме 2 установлены требования к 12 типам гофрированных труб (пп. 89, 116, 123, 142, 146, 162, 14, 16, 23, 34, 36, 61 Формы 2), к 5 типам шкурки шлифовальной (пп. 148, 26, 47, 84,113 Формы 2), тогда как предметом контракта является техническое обслуживание системы автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ), персональных устройств оповещения (ОПУ), а также в ресурсной ведомости данные товары указаны только один раз.
В силу п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
На основании п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст.33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить при выполнении каких работ, предусмотренных сметной документацией необходимы в том числе 10 типов досок, а также в каком объеме и при выполнении каких работ необходимо использовать все 10 типов досок, а также каким образом участники закупки на этапе подачи заявки и формирования ценового предложения могут определить требуемое количество товаров, требования к которым установлены в Форме 2 аукционной документации, с учетом отсутствия в аукционной документации полной ресурсной ведомости с указанием на необходимое количество и объем всех материалов, а также указания на то, при каких работах такие материалы используются.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 и п.2 ст.42 Закона о контрактной системе при формировании положений аукционной документации.
2. По мнению Заявителя жалобы, Заказчиком, в аукционной документации неправомерно не установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии МЧС России на выполнение работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
Заявитель в своей жалобе указывает на то, что сметной документацией определены виды работ, относящиеся к монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, то есть попадающими под действие соответствующей лицензии МЧС России.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в частности, требование к участникам закупки о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе
На основании п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п.1 ч.1, ч.2 и 2.1 ст.31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п. 3 - 9 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления установлено, что согласно Извещению о проведении электронного аукциона закупка проводится техническое обслуживание системы автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ), персональных устройств оповещения (ОПУ) в ГБУЗ ПКБ N 4 ДЗМ.
На основании п.15 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит, в частности деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, при этом в аукционной документации не установлено требование о наличии у участника закупки вышеуказанной лицензии.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в аукционной документации требование к участникам закупки, а также требование о предоставлении во второй части заявки на участие в аукционе копии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений нарушают положения п.1 ч.1 ст.31, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Заявитель в своей жалобе указывает на то, что в п.6.2 проекта контракта указано, что гарантийный срок определен в Техническом задании; в п.6.3 проекта контракта устанавливается обязанность Исполнителя устранить недостатки, выявленные в период гарантийного срока. При этом, в Техническом задании не установлен период гарантийного срока, что не позволяет участникам закупки определить такой срок, что также влечет за собой невозможность однозначного определения сроков выполнения всех обязательство по контракту.
На основании ч.4 ст.33 Закона о контрактной системе требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчик пояснил, что гарантийный срок не предусмотрен в рамках исполнения обязательств по данному контракту, вместе с тем, указанное условие не отображено в Техническом задании, что, в нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, может вводить участников закупки в заблуждение, так как статьей 6 проекта контракта устанавливается обязанность Исполнителя устранить недостатки в период гарантийного срока.
4. Согласно доводам жалобы, согласно п.4 Информационной карты период выполнения работ составляет с 20.03.2017 по 30.09.2017, при этом, согласно Извещению о проведении закупки дата проведения электронного аукциона установлена на 13.03.2017.
В соответствии с положениями ст. 70 Закона о контрактной системе контракт может быть заключен не ранее чем через 10 дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона, таким образом, контракт может быть заключен не ранее 24.03.2017.
Таким образом, согласно доводам жалобы, срок исполнения обязательств, предусмотренных по контракту является неисполнимым.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы.
Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 и п.2 ст.42 Закона о контрактной системе при установлении неисполнимого срока оказания услуг, выполнения работ.
5. В своей жалобе Заявитель указывает на то, что в аукционной документации не установлен запрет на участие в аукционе организаций находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики.
Согласно п.7 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 Закона о контрактной системе, указываются, в частности, условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
На основании ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
В силу ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" установлен перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г.
В п.5 указанного перечня установлен запрет на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
На заседании Комиссии Управления установлено, что закупка проводится на техническое обслуживание системы автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ), персональных устройств оповещения (ОПУ) в ГБУЗ ПКБ N 4 ДЗМ , при этом, Заказчиком, в нарушение п.7 ч.5 ст.63, ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе не установлен запрет на участие в закупке организаций находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики.
6. Согласно доводам жалобы, Заказчиком в Извещении и в Информационной карте аукционной документации указан такой способ обеспечения исполнения контракта как залог денежных средств в форме вклада (депозита), который не предусмотрен Законом о контрактной системе.
На основании ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст.45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в Извещении о проведении аукциона в электронной форме, а так же п. 5.1 Раздела IV "Размер и порядок внесения денежных средств, в качестве обеспечения заявок на участие в закупке и обеспечения контракта" указано, что обеспечение исполнения контракта может быть представлено в виде безотзывной банковской гарантии выданной банковскими или кредитными организациями, имеющими соответствующие разрешения, залога денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита).
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, так как Заказчиком в аукционной документации указан способ обеспечения исполнения контракта, не предусмотренный ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "СтройМонтаж" на действия ГБУЗ "ПКБ N 4 ДЗМ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений п.1 ч.1 ст.31, п.2 ч.1 ст.64, п.1-2 ч.1, ч.2 ст.33, п.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, так как предписание выдано ранее в рамках рассмотрения жалобы ООО "Агат" по делу N2-57-2188/77-17 от 09.03.2017
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии Е.В. Гридина
Члены Комиссии Е.А. Дейнега
Д.А. Сологов
исп. Е.А. Дейнега тел. 8-495-784-75-05, доб. 192
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 марта 2017 г. N 2-57-2439/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.03.2017