Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 20 марта 2017 г. N 2-57-2660/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Г.А. Радочинского,
при участии представителей:
ФГКУ "ГИВЦ Росрезерва": А.Г. Доценко, М.Н. Дегтяревой,
АО "Стратегия информационной безопасности": А.В. Габрусенка,
рассмотрев жалобу АО "Стратегия информационной безопасности" (далее - Заявитель) на действия ФГКУ "ГИВЦ Росрезерва" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг в области информационных технологий по сопровождению Официального сайта и внутреннего корпоративного портала Федерального агентства по государственным резервам (Закупка N0373100054417000007) (далее - конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении конкурсной документации в нарушение положений Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/11946 от 15.03.2017.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель в своей жалобе указывает на то, что предметом закупки является оказание услуг в области информационных технологий по сопровождению Официального сайта и внутреннего корпоративного портала Федерального агентства по государственным резервам, при этом, Заказчиком в Техническом задании установлено требование, что Исполнителем, в процессе должно быть осуществлено функционирование системы защиты информации, а также в ходе оказания услуг должны быть сформированы: организационно распорядительные документы; технический проект; эксплуатационные документы; должностные инструкции и журналы учета.
Заявитель полагает, что услуги по разработке организационно-распорядительных документов и иных локальных актов, технических документов и услуги по техническому проектированию подсистемы защиты информации в государственной информационной системе персональных данных ни технологически, ни функционально не связаны с услугами, являющимися предметом конкурса, а именно с услугами по сопровождению (обеспечению функционирования) официального сайта и внутреннего корпоративного портала Росрезерва.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении закупки, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в п.2.2 Технического задания указано, что в рамках оказания услуг Исполнителем должны быть решены следующие задачи:
- техническое сопровождение функционирования Сайта;
- техническое сопровождение функционирования Портала;
- выполнение организационных услуг в процессе функционирования Сайта;
- выполнение организационных услуг по обеспечению функционирования Портала.
Заказчик также пояснил, что включение в Технические требования услуги по разработке организационно-распорядительных документов и иных локальных актов правомерно, так как данные документы напрямую относятся к сайту и между услугами по предмету контракта и вышеуказанными услугами существует прямая технологическая и функциональная связь.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
При этом, на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя, а также в составе жалобы не представлено доказательств и сведений, подтверждающих обоснованность доводов Заявителя жалобы, в том числе свидетельствующих о том, что в один лот включены функционально и технологически не связанные услуги, что влечет за собой ограничение количества участников закупки и нарушает законные права и интересы Заявителя жалобы на подачу заявки на участие в конкурсе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. Заявитель в своей жалобе указывает на то, что Заказчиком в п.8 Информационной карты установлены неправомерные требования к составу заявки на участие в конкурсе о предоставлении лицензии ФСБ России на осуществление разработки, производства, распространения шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнения работ, оказания услуг в области шифрования информации, технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, позволяющая осуществлять: монтаж, установку (инсталляцию) наладку шифровальных (криптографических) средств; работы по обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, предусмотренные технической и эксплуатационной документацией на эти средства.
Согласно п.2 ч.3 ст.49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса Заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с ч.1.1 (при наличии такого требования) ст.31 Закона о контрактной системе.
На основании пп. "г" п.1 ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с п.3-9 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
На основании ч.5 ст.51 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Установлено, что в Техническом задании установлены, в том числе следующие требования:
Исполнителем должно быть обеспечено сопровождение (в том числе восстановление работоспособности) средств криптографической защиты информации - электронной подписи (ЭП), которая используется в системе управления.
Оказание услуг, связанное со средствами криптографической защиты информации осуществляются Исполнителем на основании действующей лицензии на разработку, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выданной ФСБ России (см. п. 8 Информационной карты настоящей документации).
При этом, Комиссией Управления установлено, что конкурсная документация предполагает возможность привлечения субподрядных организаций для выполнения работ, оказания услуг по данному конкурсу.
Предметом конкурса является оказание услуг в области информационных технологий по сопровождению Официального сайта и внутреннего корпоративного портала Федерального агентства по государственным резервам, при этом, Техническим заданием предусмотрен комплекс услуг, выполняемый в рамках контракта. При этом, лицензия ФСБ России необходима только для выполнения части услуг, предусмотренных Техническим заданием.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч.5 ст.51 и ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе при установлении требования к участникам закупки о наличии вышеуказанной лицензии, что ограничивает количество участников закупки, которые могут осуществить иные работы по данному конкурсу, не требующие указанных лицензий, и привлечь соисполнителей для выполнения работ, требующих наличие лицензий.
3. Заявитель также в своей жалобе указывает на то, что Заказчиком в п.8 Информационной карты установлены неправомерные требования к составу заявки на участие в конкурсе о предоставлении лицензии ФСТЭК на деятельность по технической защите конфиденциальной информации.
Установлено, что согласно Техническому заданию, в рамках сопровождения системы защиты информации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2012 г. N 79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации" Исполнитель оказывает услуги на основании лицензии ФСТЭК на деятельность по технической защите конфиденциальной информации (см. п.8 Информационной карты настоящей документации).
Также на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что поскольку на официальном сайте и внутреннем корпоративном портале, в отношении которых должно быть обеспечено оказание услуг в области информационных технологий по сопровождению, происходит обработка персональных данных, то, следовательно, такая информация должна быть защищена в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N152-ФЗ "О персональных данных".
В свою очередь, осуществление указанных работ предполагает наличие лицензии ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя, а также в составе жалобы не представлено доказательств и сведений, подтверждающих обоснованность доводов Заявителя жалобы, в том числе свидетельствующих о том, что требование о предоставлении в составе заявки лицензии ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации не относится к объекту закупки, а также неправомерно ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
4. Заявитель обжалует отсутствие в аукционной документации требований к участникам закупки, предусмотренных п.7 и п.7.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.7 и п.7.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации; (п. 7 в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 489-ФЗ)
7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; (п.7.1 введен Федеральным законом от 28.12.2016 N 489-ФЗ)
При этом, установлено, что начало действия Федерального закона от 28.12.2016 N489-ФЗ установлено на 09.01.2017, при этом, Извещение о проведении закупки размещено Заказчиком 21.02.2016.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком требований ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе, так как в конкурсной документации отсутствуют требования к участникам закупки, предусмотренные ч.7 и ч.7.1 Закона о контрактной системе.
5. По мнению Заявителя жалобы описание объекта закупки, приведенное в Технических требованиях, не содержит ряд показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации. Так, в частности, не приведены показатели, предусмотренные Федерального закона от 09.02.2009 N8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" - Заявитель указывает на то, что Заказчиком искажено определение термина "сайт".
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в п.2.1 Технических требований первая цель оказания услуг сформулирована как "обеспечение функционирования официального сайта Федерального агентства по государственным резервам (сайт). Таким образом, в Технических требованиях приведено название официального сайта в соответствии с Федеральным законом от 09.02.2009 N8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". При этом, в Технических требованиях термин "сайт" используется как технический (вводится в п.1.1 Технических требований), что позволяет однозначно определить термин "сайт" как объект сопровождения - совокупности технологических компонентов.
При этом, на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя, а также в составе жалобы не представлено доказательств и сведений, подтверждающих обоснованность доводов Заявителя жалобы, в том числе свидетельствующих о том, что конкурсная документация в части описания объекта закупки составлена в нарушение положений Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу АО "Стратегия информационной безопасности" на действия ФГКУ "ГИВЦ Росрезерва" обоснованной в части установления неправомерных требований к составу заявки на участие в конкурсе, а также к участникам закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.5 ст.51 и ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии Е.В. Гридина
Члены Комиссии: Е.А. Дейнега
Г.А. Радочинский
исп. Е.А. Дейнега. тел. 8-495-784-75-05, доб. 192
1. ФГКУ "ГИВЦ Росрезерва"
109012, Москва, Б. Черкасский пер., д.6/7
2. АО "Стратегия информационной безопасности"
143983, Московская область, Балашиха, мкр. Керамик, ул. Керамическая, д. 1, корп. 1
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-2660/77-17 об устранении нарушении
Законодательства об осуществлении закупок
20.03.2017 Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Г.А. Радочинского,
на основании решения Комиссии от 20.03.2017 по делу N2-57-2660/77-17, по итогам рассмотрения жалобы АО "Стратегия информационной безопасности" (далее - Заявитель) на действия ФГКУ "ГИВЦ Росрезерва" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг в области информационных технологий по сопровождению Официального сайта и внутреннего корпоративного портала Федерального агентства по государственным резервам (Закупка N0373100054417000007) (далее - конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Конкурсной комиссии отменить Протокол рассмотрения и оценки конкурсных заявок, Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в Конкурсе, разместить на Официальном сайте информацию об отмене указанных протоколов, а также вернуть участникам закупки ранее поданные ими заявки на участие в Конкурсе с уведомлением о прекращении действия указанных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Конкурсе.
2. Заказчику не позднее 5 рабочих дней со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания вернуть участникам закупки, подавшим заявки на участие в Конкурсе, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе.
3. Заказчику:
- привести Конкурсную документацию в соответствие с требованиями Законодательства об осуществлении закупок и с учетом решения от 20.03.2017 по делу N2-57-2660/77-17, а также разместить соответствующую документацию на Официальном сайте;
- назначить новую дату вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в Конкурсе, дату рассмотрения заявок на участие в Конкурсе и дату подведения итогов Конкурса, а также разместить на Официальном сайте информацию об указанных датах. При этом срок подачи заявок на участие в Конкурсе должен быть продлен так, чтобы со дня размещения на Официальном сайте соответствующей Конкурсной документации до даты окончания подачи заявок на участие в Конкурсе такой срок составлял не менее чем десять рабочих дней.
4. Заказчику, Конкурсной комиссии в срок до 15.05.2017 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: predpisanie44fz@fas.gov.ru.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч.7.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей в соответствии с ч.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии Е.В. Гридина
Члены Комиссии: Е.А. Дейнега
Г.А. Радочинский
исп. Е.А. Дейнега тел. 8-495-784-75-05, доб. 192
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 20 марта 2017 г. N 2-57-2660/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.03.2017