Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 15 марта 2017 г. N 03/ПА
Резолютивная часть объявлена 15.03.2017 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 20.03.2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Базанов М.Е. - Ведущий специалист-эксперт отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Уполномоченного органа - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ООО "Современные технологии" от 07.03.2017 N373-ж на действия Заказчика - БУ "Сургутский клинический перинатальный центр", Уполномоченного органа - КУ "Центр лекарственного мониторинга" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка расходных материалов для клинико-диагностической лаборатории (извещение N0387200009117000090) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя его права и интересы нарушены действиями Заказчика и Уполномоченного органа, сформировавшими аукционную документацию с нарушением Закона о контрактной системе.
В доводах жалобы Заявитель указал, что согласно Технического задания (приложение N 2 к документации о закупке), объектом закупки являются медицинские изделия по 53 позициям указанного Технического задания, которые технологически и функционально не связанные между собой.
Согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Между тем, в техническом задании к Аукциону указаны расходные материалы для КДЛ, а именно, вакуумные пробирки для взятия венозной крови и расходные материалы для анализаторов Liason, ABL 835, Access 2, СА-1500, IQ 200, AU 400, МЕК, Гематек, Evolis Twin Plus.
При этом по данным классификатора ОКП данные позиции соответствуют разным группам товаров: 1. Пробирки для взятия венозной крови ОКП 946465 (соответственно ОКПД 22.29.29.000 - Изделия пластмассовые прочие) 2. Принадлежности для анализаторов ОКП 944310 (соответственно ОКПД 26.60.12.119 - аппараты электрические прочие).
Помимо этого, все вышеперечисленные анализаторы (указанные в п.п. 10-52 технического задания) являются "закрытыми" системами, а значит, данные позиции не имеют аналогов на территории РФ и поставляются в рамках реагентных поставок, что подразумевает необходимость их выделения в отдельную закупку. Объединение таких дорогостоящих "закрытых" позиций с вакуумными системами и пробирками, которые поставляются широким кругом поставщиков, заведомо ограничивает количество участников закупки.
Поскольку поставка расходных материалов к анализаторам с "закрытыми" системами подразумевает поставку товаров только определенного производителя и тем самым ограничивает конкуренцию.
Так, например, согласно технического описания анализатора свертывания крови СА (в том числе модификации СА-1500), тип анализатора утвержден с техническими и метрологическими характеристиками, приведенными в описании типа, и метрологически обеспечен в эксплуатации в соответствии с Государственной поверочной схемой.
Также, согласно сравнительной характеристики автоматов HEMA-TEK, аппарат допускает использование только НЕМА-ТЕК сет (комплект) трубок насоса с НЕМА-ТЕК аппаратом для окрашивания предметных стекол. Никакая замена трубок не допустима. Использование другой трубки может кончиться неправильным измерением объема жидкости и, соответственно, неправильным окрашиванием, забуфериванием и споласкиванием.
Дополнительно, согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
Таким образом, Заказчик указал разный товар по своим характеристикам в части совместимости:
- п.п. 1-5 - товар, который не привязан к совместимости с оборудованием, имеющимся у Заказчика;
- п.п. 6-53 - товар, который должен быть совместим с оборудованием, имеющимся у Заказчика (при этом включены товары, необходимые к совместимости с несколькими моделями оборудования, имеющегося у Заказчика).
Таким образом, ООО "Современные технологии" считает, что включение вышеуказанных пунктов в Документацию противоречит положениям ст. 17 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ, а также п. 1 ч. 1 ст. 33 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка расходных материалов для клинико-диагностической лаборатории (извещение N0387200009117000090) размещены на официальном сайте единой информационной системы 20.02.2017.
В соответствии с требованиями пункта 1 и пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Предметом закупки является поставка расходного материала для клинико-диагностической лаборатории.
Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей Заказчика, не запрещает формировать техническое задание с указанием сведений о товарах (материалах), подлежащих поставке в рамках одной закупки и не свидетельствует об объединении в один лот товаров и услуг, ведущих к ограничению количества участников.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссия Управления отмечает, что доводы и документы, подтверждающие ограничение количества участников и, как следствие, невозможность участия Заявителя в электронном аукционе (извещение N0387200009117000090), Заявителем не представлены.
Кроме того, на участие в указанном аукционе было подано три заявки, все заявки допущены к участию электронном аукционе.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушений законодательства о контрактной системе.
Доводы Заявителя, в части наличия в действиях участников Заказчика признаков нарушения Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" не подлежат рассмотрению в рамках Закона о контрактной системе, ввиду отсутствия у Комиссии Управления полномочий.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Современные технологии" от 07.03.2017 N373-ж на действия Заказчика - БУ "Сургутский клинический перинатальный центр", Уполномоченного органа - КУ "Центр лекарственного мониторинга" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка расходных материалов для клинико-диагностической лаборатории (извещение N0387200009117000090) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Миронов А.Г.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Базанов М.Е.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 15 марта 2017 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.03.2017