Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 16 марта 2017 г. N 03/ПА
Резолютивная часть объявлена 16.03.2017 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 21.03.2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Уполномоченного органа - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ООО "Строительные технологии" от 09.03.2017 N389-ж на действия Заказчика - МКУ "Управление капитального строительства города Урай", Уполномоченного органа - Администрация города Урай, в лице управления экономики, анализа и прогнозирования при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по объекту "Капитальный ремонт МБОУ СОШ N5 по адресу: Тюменская область, ХМАО-Югра, город Урай, микрорайон 3, дом 4" (извещение N0187300001917000004) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия аукционной Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя его права и интересы нарушены действиями Заказчика и Уполномоченного органа, сформировавшими аукционную документацию с нарушением Закона о контрактной системе.
1. Подпунктом 6.3 пункта 6 проекта контракта установлено следующее:
6.3. Качественно выполнить все работы собственными или привлеченными силами в объеме и сроки, предусмотренные настоящим контрактом, Графиком производства работ, проектной документацией, действующими нормами и правилами выполнения работ и техническими условиями, и предъявить Объект в полной готовности с комплексом исполнительной технической документации Муниципальному заказчику в состоянии, позволяющем нормальную эксплуатацию Объекта.
Таким образом, согласно подпункту 6.3 пункта 6 проекта контракта предусмотрено выполнение всех работ предусмотренных настоящем контрактом собственными силами, без привлечения субподрядных организаций.
Далее, подпунктом 16.1 пункта 16 установлено условие об обязанности подрядчик привлечь к исполнению контракта субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере 20% от цены контракта.
Таким образом, данная противоречивая информация не позволяет определить, может ли подрядчик выполнить все работы, предусмотренные настоящим контрактом самостоятельно, или же подрядчик обязан привлечь к исполнению контракта субподрядные организации.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в Извещении о проведении электронного аукциона, в том числе должна содержать предусмотренные статьей 66 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника электронного аукциона, к форме, составу заявки на участие в электронном аукционе и Инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников электронного аукциона или ограничение доступа к участию в электронном аукционе.
Заказчиком в Документации об электронном аукционе не установлена надлежащая Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.
Таким образом, отсутствие надлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 для аукциона Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 1 части 1 письма от 1 июля 2016 года N ИА/44536/16 Федеральной Антимонопольной службы об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке в целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, по мнению ФАС России, целесообразно:
1. указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках.
Изучив документацию о проведении настоящего электронного аукциона, нашей организацией не были найдены указания на раздел и (или) пункт документации, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно пункту 2 части 1 письма Федеральной Антимонопольной службы об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке Заказчик должен определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя).
Заказчиком в пункте 8 раздела 1 документации представлена следующая информация:
8. |
Порядок подачи и инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе |
1. Заявки на участие в электронном аукционе подаются только участниками аукциона, получившими аккредитацию на электронной площадке. 2. Участник аукциона вправе подать только одну заявку на участие в электронном аукционе. 3. Заявка на участие в электронном аукционе направляется участником аукциона оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, содержащих предусмотренные пунктом 7 настоящей части документации об электронном аукционе документы и сведения. Обе части заявок на участие в электронном аукционе подаются одновременно. 4. Заявка на участие в электронном аукционе, подготовленная участником аукциона, должна быть cоставлена на русском языке. Использование других языков для подготовки заявки на участие в электронном аукционе может быть расценено Единой комиссией как несоответствие заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным настоящей документацией. Входящие в состав заявки на участие в электронном аукционе документы, оригиналы которых выданы участнику аукциона третьими лицами на ином языке, могут быть представлены на этом языке при условии, что к ним будет прилагаться надлежащим образом заверенный перевод на русский язык. В случае противоречия оригинала и перевода преимущество будет иметь перевод 5. Сведения, которые содержатся в заявке на участие в электронном аукционе, не должны допускать двусмысленных толкований и должны содержать общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями действующих нормативных документов. 6. Применение в электронных документах скрытых листов, столбцов, строк, текста и т.п. не допускается. Единой комиссией будет рассматриваться только информация, содержащаяся в заявке на участие в электронном аукционе, которая отображается по умолчанию непосредственно при открытии электронного документа (т.е. не требует открытия других листов (неактивных или скрытых в формате MS Excel), скрытых столбцов и строк, изменения цвета текста на любой другой, обеспечивающий его читаемость и т.п.). 7. Все документы, входящие в состав заявки на участие в электронном аукционе, должны иметь четко читаемый текст. Несоблюдение указанных требований является основанием для принятия Единой комиссией решения о признании заявки участника аукциона не соответствующей требованиям, установленным настоящей документацией об электронном аукционе. |
Изучив документацию настоящего электронного аукциона, наша организация пришла к выводу, что Заказчиком не определены в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя).
Так же, в соответствии с пунктом 3 части 1 письма Федеральной Антимонопольной службы об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке Заказчик должен был в инструкции по заполнения заявки определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений.
При изучении документации настоящего аукциона, информации, согласно пункту 3 части 1 письма УФАС об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке обнаружено не было.
Таким образом, Заказчиком нарушены пункты: 1, 2, 3 части 1 письма Федеральной Антимонопольной службы об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке. Данное нарушение может привести к необоснованному отклонению первых частей заявок, так как и документация составлена с вышеуказанными нарушениями.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по объекту "Капитальный ремонт МБОУ СОШ N5 по адресу: Тюменская область, ХМАО-Югра, город Урай, микрорайон 3, дом 4" (извещение N0187300001917000004) размещены на официальном сайте единой информационной системы 10.02.2017.
В соответствии с положениями части 1 статьи 706 Гражданского Кодекса Российской Федерации, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Проектом контракта обязанность подрядчика выполнить работы лично не предусмотрена.
Более того, согласно пункту 6.3 проекта контракта подрядчик обязан качественно выполнить все работы собственными или привлеченными силами.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика и Уполномоченного органа отсутствуют.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе
В своем письме ФАС России от 01.07.2016 NИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" сообщает, что в целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, по мнению ФАС России, целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Изучив инструкцию по заполнению первой части заявки Комиссия Управления установила, что в ведомости материалов в отношении 14 товаров установлены минимальные и (или) максимальные показатели.
Инструкция по заполнению заявки порядка указания участниками минимальных и (или) максимальных показателей не содержит.
На основании вышеизложенного, в действиях Заказчика установлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
3.1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Из пояснений представителя Заказчика, данных в ходе рассмотрения жалобы ООО "Перспектива" от 07.03.2017 N376-ж следует, что плиты перекрытия, указанные в техническом задании, должны быть железобетонными.
Изучив ГОСТ 23009-2016 "Конструкции и изделия бетонные и железобетонные сборные. Условные обозначения (марки)" Комиссия Управления установила, что настоящий стандарт распространяется на сборные бетонные и железобетонные конструкции и изделия и устанавливает правила составления и применения условных обозначений (марок) этих конструкций и изделий в разрабатываемых стандартах, технических условиях и проектной документации.
Согласно главе 4 ГОСТ 23009-2016:
4.1.1 Марка должна содержать обозначения основных характеристик конструкций и изделий (по ГОСТ 13015).
4.1.2 Марка состоит из буквенно-цифровых групп, которые разделяются дефисами. Число групп должно быть не более трех.
4.1.3 Первая группа должна содержать:
- обозначение типа конструкции и изделия;
- определяющие габаритные размеры (пролет, длину, ширину, высоту, толщину, диаметр и т.д.) и/или обозначение типоразмера конструкции и изделия.
Таким образом, согласно пункту 4.1.3 ГОСТ 23009-2016 плиты перекрытия в техническом задании должны содержать пролет, длину, ширину, высоту, толщину, диаметр и т.д.) и/или обозначение типоразмера конструкции и изделия.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В нарушение части 3 статьи 7, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе плиты перекрытия в техническом задании не содержат указания на габаритные размеры.
Кроме того, Комиссия Управления отмечает, что описание иных товаров (канал водоотводной, шкаф пожарный и т. д.) также не содержат указания на габаритные размеры.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Строительные технологии" от 09.03.2017 N389-ж на действия Заказчика - МКУ "Управление капитального строительства города Урай", Уполномоченного органа - Администрация города Урай, в лице управления экономики, анализа и прогнозирования при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по объекту "Капитальный ремонт МБОУ СОШ N5 по адресу: Тюменская область, ХМАО-Югра, город Урай, микрорайон 3, дом 4" (извещение N0187300001917000004) частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - МКУ "Управление капитального строительства города Урай" нарушения части 3 статьи 7, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика - МКУ "Управление капитального строительства города Урай" нарушения пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику - МКУ "Управление капитального строительства города Урай", Уполномоченному органу - Администрация города Урай, в лице управления экономики, анализа и прогнозирования обязательное для исполнения предписание.
5. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
6. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Миронов А.Г.
Плеханов А.Н.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре ул. Мира, 27, г. Ханты-Мансийск, 628002 тел/факс (3467) 38-80-81 e-mail: to86@fas.gov.ru
2017 г. N 03/ПА- . |
Оператор электронной площадки: ЗАО "Сбербанк - АСТ" 119180, г.Москва, ул.Большая Якиманка, д.23 Тел.: (495) 787-29-99/97 доб. 369, Факс: (495) 787-29-98 e-mail: ko@sberbank-ast.ru Заявитель: ООО "Строительные технологии" 630132, Новосибирская область, г.Новосибирск, ул.Фабричная, 4, 25 Тел.: (3842) 772339 e-mail: stroytehnolog54@mail.ru Заказчик: МКУ "Управление капитального строительства города Урай" 628285, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г.Урай, мкрн. 2, д.59, 4 этаж Тел.: (34676) 26588 e-mail: uks-priem@yandex.ru Уполномоченный орган: Администрация города Урай, в лице управления экономики, анализа и прогнозирования 628285, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г.Урай, мкрн. 2, д.60 Тел.: (34676) 33364 e-mail: mzakaz@uray.ru |
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства
16.03.2017 г. г.Ханты-Мансийск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления.
на основании своего решения от 16.03.2017 о рассмотрении жалобы ООО "Строительные технологии" от 09.03.2017 N389-ж на действия Заказчика - МКУ "Управление капитального строительства города Урай", Уполномоченного органа - Администрация города Урай, в лице управления экономики, анализа и прогнозирования при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по объекту "Капитальный ремонт МБОУ СОШ N5 по адресу: Тюменская область, ХМАО-Югра, город Урай, микрорайон 3, дом 4" (извещение N0187300001917000004), руководствуясь положениями статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия Управления
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
В целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику - МКУ "Управление капитального строительства города Урай" и Уполномоченному органу - Администрация города Урай, в лице управления экономики, анализа и прогнозирования совершить следующие действия:
1. Отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по объекту "Капитальный ремонт МБОУ СОШ N5 по адресу: Тюменская область, ХМАО-Югра, город Урай, микрорайон 3, дом 4" (извещение N0187300001917000004).
2. С учетом принятого решения от 16.03.2017 г. по рассмотрению жалобы ООО "Строительные технологии" от 09.03.2017 г. N389-ж:
- внести изменения в документацию электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по объекту "Капитальный ремонт МБОУ СОШ N5 по адресу: Тюменская область, ХМАО-Югра, город Урай, микрорайон 3, дом 4" (извещение N0187300001917000004) и привести документацию электронного аукциона в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе;
- продлить срок подачи заявок на участие в закупке таким образом, чтобы со дня размещения изменений в документацию электронного аукциона до даты окончания срока подачи заявок этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней;
- разместить информацию об отмене протоколов и внесении изменений в документацию электронного аукциона в сети "Интернет" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и сайте оператора электронной площадки.
3. В срок до 03.04.2017 исполнить п.1 и п.2 данного предписания.
4. В срок до 05.04.2017 представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре информацию об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов.
5. Оператору электронной площадки совершить следующие действия:
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
6. Официальному сайту www.zakupki.gov.ru и Оператору электронной площадки обеспечить исполнение Заказчиком, Уполномоченным органом пунктов 1, 2 и 3 настоящего предписания.
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Миронов А.Г.
Плеханов А.Н.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Примечание: настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 16 марта 2017 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.03.2017