Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 16 марта 2017 г. N РЗ-60/17
Резолютивная часть решения оглашена "16" марта 2017 года.
В полном объеме решение изготовлено "21" марта 2017 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель - врио руководителя управления Мазаева С.В.,
члены комиссии:
заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
в присутствии представителей:
Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва-Волгоград Федерального дорожного агентства" - <_>,
ООО "Дормост" - <_>
рассмотрев жалобу ООО "Дормост" (далее - Заявитель) на действия единой комиссии Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва-Волгоград Федерального дорожного агентства" при проведении электронного аукциона на ремонт моста через реку Челновая (правая) на км 440+372 автомобильной дороги Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань, Тамбовская область (извещение N 0364100001817000005), и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку
УСТАНОВИЛА:
Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Москва-Волгоград Федерального дорожного агентства" 10.02.2017 года опубликовало на сайте Единой информационной системы в сфере закупок извещение N0364100001817000005 о проведении электронного аукциона на ремонт моста через реку Челновая (правая) на км 440+372 автомобильной дороги Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань, Тамбовская область (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 40 265 080,00 руб.
Заказчик - Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Москва-Волгоград Федерального дорожного агентства".
Дата и время окончания подачи заявок - 27.02.2017 в 07:00 часов.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 03.03.2017 N 10 по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступили заявки участников закупки NN: 1, 2. Допущен к участию в электронном аукционе и признан участником электронного аукциона участник закупки, подавший заявку под N1. Этим же протоколом оформлено решение единой комиссии Заказчика об отказе в допуске к участию в аукционе участнику закупки, подавшему заявку N 2, на основании п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, а именно: представление недостоверной информации, предусмотренной частью 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Не согласившись с вышеуказанным решением единой комиссии о недопуске к участию в электронном аукционе, ООО "Дормост" (заявка N2) обратилось с жалобой в антимонопольный орган. В качестве доводов указано, что заявка Общества соответствует требованиям документации об электронном аукционе и Закону о контрактной системе.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, считая их необоснованными.
Первое заседание по рассмотрению жалоб состоялось 15.03.2017, после перерыва заседание продолжилось 16.03.2017.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, доводы заявителя, возражения Заказчика, установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
На основании части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе или предоставления недостоверной информации; несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Рассмотрев заявку N2 ООО "Дормост", единая комиссия Заказчика отказала ему в допуске к участию в Аукционе по следующему основанию:
"Заказчик в Приложении N 2 к документации об электронном аукционе в Требованиях к техническим характеристикам материалов (товаров), предлагаемых к использованию при выполнении работ в позиции N36 "Горячая пористая крупнозернистая асфальтобетонная смесь марки I по ГОСТ 9128-2013" установил показатели:
Остаточная пористость*: свыше 5,0 % до 10,0 %.
Пористость минеральной части*: не более 23 %.
Водонасыщение образцов*: свыше 4,0 % до 10,0 %.
В заявке участник размещения заказа по данной позиции указал следующие значения показателей:
Остаточная пористость*: 5,5 %.
Пористость минеральной части*: 23 %.
Водонасыщение образцов*: 6,0 %.
Значение показателя водонасыщения образцов 6,0 % больше значения показателя остаточной пористости 5,5%.
В соответствии с разделом 3.5. "Свойства и способы испытания дорожно-строительных материалов" справочника дорожных терминов:
Пористость остаточная - количество пор в покрытии после уплотнения смеси; выражается в процентах по объему.
Водонасыщение - величина, характеризующая пористость материала или горной породы. За величину водонасыщения принимают количество воды, поглощенное образцом в вакууме (полное заполнение пор водой) и выраженное в процентах от его первоначального объема или массы.
Исходя из изложенного, значение показателя водонасыщения образцов не может быть больше значения показателя остаточной пористости, так как оно всегда меньше или равно (в идеальных условиях) остаточной пористости.
Следовательно, участник закупки предоставил недостоверные сведения по показателям материала (товара) "Горячая пористая крупнозернистая асфальтобетонная смесь марки I по ГОСТ 9128-2013" в позиции N36".
ООО "Дормост" не согласно с причиной отказа в допуске его заявки на участие в электронном аукционе N 0364100001817000005 на ремонт моста через реку Челновая (правая) на км 440+372 автомобильной дороги Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань, Тамбовская область, считая достоверными все сведения в заявке на участие в электронном аукционе N 0364100001817000005. Общество и его законный представитель указывают, что все сведения о технических характеристиках материалов (товаров), предлагаемых к использованию при выполнении работ, указаны в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, обязательной при выполнении дорожных работ (Приложение N 6 к Государственному контракту), а также документации об аукционе в электронной форме.
Также ООО "Дормост" представило письмо ЗАО "СОЮЗДОРНИИ" (исх. N 46 от 16.03.2017 на N13 от 15.03.2017), адресованное генеральному директору ООО "Дормост" <_>, в котором указано следующее:
"На Ваш запрос о возможном превышении соотношений показателей водонасыщения асфальтобетона (6%) над остаточной пористостью (5,5%), при пористости минеральной части не более 23% из горячей пористой крупнозернистой асфальтобетонной смеси марки I сообщаем, что превышение показателей водонасыщения над остаточной пористостью может быть достигнуто. При этом требования ГОСТ 9128-2013 будут соблюдены.
Объясняется это тем, что для приготовления пористых асфальтобетонных смесей (ГОСТ 9128-2013) применяется щебень из различных горных пород, в том числе из осадочных карбонатных (известняки, доломиты, мергели) марок 600 и выше. В большинстве случаев щебень и дробленые пески из этих пород могут содержать глинистые частицы и глину в комках в допускаемых пределах по ГОСТ 8267-93 и ГОСТ 8736-2014. Зачастую эти указанные карбонатные породы содержат глинистые частицы в своем составе, а в мергелях их количество достигает 15 %. Содержатся карбонатные породы и в щебне из гравия, в котором присутствует глина в комках. Известно, глинистые частицы, аккумулируют большое количество воды и может отразится на увеличении водонасыщения на 8- 12 % по отношению к показателям остаточной пористости асфальтобетона. В связи с этим, при планировании подбора асфальтобетонных смесей при неизвестных свойствах каменных материалов следует учитывать возможность такого положения с показателями указанных свойств асфальтобетона с целью исключения выхода за пределы установленных норм по водонасыщению".
При этом Заказчик и его представители выразили несогласие с вышеуказанным, указав, что количество воды, которое может поглотить образец асфальтобетонной смеси (водонасыщение) никак не может быть больше количества имеющихся в нем пор (остаточная пористость), исходя из чего, показатель водонасыщения образцов не может быть больше значения показателя остаточной пористости. В доказательство этому представлены письменные пояснения Воронежского филиала ФАУ "РОСДОРНИИ" и ФГБОУ ВПО "Тамбовский государственный технический университет".
В пояснениях Воронежского филиала ФАУ "РОСДОРНИИ" (исх. от 16.03.2017 N44 на N01-05/01-139-Э от 15.03.2017), адресованном начальнику Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва-Волгоград Федерального дорожного агентства" <_>, дано следующее заключение:
"Водонасыщение асфальтобетона напрямую связано с остаточной пористостью, но эти показатели не тождественны. Сущность метода определения показателей остаточной пористости заключается в определении объема пор, имеющихся в уплотненном образце из асфальтобетонной смеси, а водонасыщения - в определении количества воды, поглощенной данным образцом при заданном режиме насыщения. В процессе водонасыщения заполняются водой только открытые поры. Таким образом, водонасыщение асфальтобетона всегда больше или равно (в идеальных условиях) остаточной пористости".
ФГБОУ ВПО "Тамбовский государственный технический университет" в письменном ответе (исх. от 15.03.2017 N26 на N01-05/08-577 от 15.03.2017) сообщает заказчику следующее:
"Определение показателей указанных характеристик на образцах, приготовленных в лаборатории из асфальтобетонной смеси, независимо как для плотных, так и для пористых смесей, производят в соответствии с разделами 12 и 13 ГОСТа 12801-98 "Материалы на основе органических вяжущих для дорожного строительства. Методы испытаний".
Поры в асфальтобетоне делятся на открытые и замкнутые. В физическом смысле остаточная пористость - это сумма замкнутых и открытых пор.
Сущность метода определения показателя остаточной пористости заключается в определении объёма пор, имеющихся в уплотнённом образце из асфальтобетонной смеси, а водонасыщения - в определении количества воды, поглощённой данным образцом при заданном режиме насыщения. В процессе водонасыщения заполняются водой только открытые поры.
Таким образом, можно заключить, что водонасыщение асфальтобетона всегда меньше остаточной пористости. Лишь при идеальных условиях водонасыщение асфальтобетона может оказаться равным величине остаточной пористости".
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что стороны представили противоречивые пояснения.
Известно, что в Приложении N2 "Техническое задание. Описание объекта закупки" по позиции N 36 "Горячая пористая крупнозернистая асфальтобетонная смесь тип А марки I по ГОСТ 9128-2013" Заказчиком установлены следующие требования: "Остаточная пористость*: св. 5% до 10%. Пористость минеральной части*: не более 23%. Водонасыщение образцов*: св. 4,0% до 10,0%".
Инструкцией по заполнению заявки на участие в Аукционе установлено: "Для показателей, отмеченных символом (*), значения которых не являются статичными величинами, участник закупки представляет в заявке сведения о конкретных показателях товаров в форме конкретных (точных) значений, либо, описывая значение диапазоном возможных значений".
Исходя из документации аукциона, спорная позиция N36 предполагала возможность указания в заявках участников закупки характеристики асфальтобетонной смеси не только в виде конкретных числовых значений, но и в вид диапазонов допустимых в соответствии с ГОСТами значений.
В заявке N 2 по позиции N 36 "Горячая пористая крупнозернистая асфальтобетонная смесь тип А марки I по ГОСТ 9128-2013" указаны конкретные значения характеристик, а именно: "Остаточная пористость*: 5,5%. Пористость минеральной части*: 23%. Водонасыщение образцов*: 6,0%", которые указанному ГОСТУ соответствуют.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Исходя из приведенных положений Закона о контрактной системе, обязанность доказывания обоснованности доводов по жалобе лежит на Заявителе.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что ООО "Дормост", указав по позиции N36 конкретные числовые значения требуемых характеристик горячей пористой крупнозернистой асфальтобетонной смеси типа А марки I при установленной Заказчиком возможности указания диапазонных значений спорных характеристик, не представило на рассмотрение жалобы, в том числе после объявленного перерыва, соответствующих доказательств тому, что предлагаемый им к использованию товар (материал) существует и обладает указанными в заявке свойствами и характеристиками, а сведения о нем в заявке являются достоверными.
Комиссия Тамбовского УФАС России, принимая во внимание представленные на рассмотрения дела аргументы и подтверждающие их документы сторон, при спорной ситуации и отсутствии доказательств со стороны Заявителя о достоверности описанного им конкретными значениями материала по позиции N36 (горячая пористая крупнозернистая асфальтобетонная смесь тип А марки I) приходит к выводу об обоснованности оспариваемого решения комиссии Заказчика об отказе ООО "Дормост" в допуске к участию в Аукционе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Дормост" необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии С.В. Мазаева
Члены комиссии Н.Н. Колодина
В.В. Иванов
Н.Е. Козлова
Исп.: В.В. Иванов, тел: 8 (4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 16 марта 2017 г. N РЗ-60/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.03.2017