Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 14 марта 2017 г. N 51Ж-17
Резолютивная часть решения объявлена 14 марта 2017 года
Решение изготовлено в полном объеме 17 марта 2017 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии - начальник отдела контроля закупок Крюкова Т.В., главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Лебедева С.Н., с участием:
от заказчика - Региональный фонд содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области (далее - заказчик, Региональный фонд), представителя по доверенности Козловой Е.М.,
от заявителя - ФГУП "Почта России" в лице УФПС Ярославской области - филиала ФГУП "Почта России" (далее также - заявитель), представителя по доверенности Горюновой О.А. (после перерыва),
от участника закупки - Акционерного общества "Ярославский областной единый информационно-расчетный центр" (далее - АО "ЯрОбл ЕИРЦ"), представителя по доверенности Семиной Н.Н.,
рассмотрев жалобу ФГУП "Почта России" в лице УФПС Ярославской области - филиала ФГУП "Почта России", на действия заказчика - Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области, при проведении открытого конкурса на право заключения агентского договора по расчету (перерасчету) суммы взноса на капитальный ремонт собственникам помещений многоквартирных домов, распечатке и доставке платежных документов собственникам помещений многоквартирных домов Переславского муниципального района Ярославской области, взысканию задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, а также предоставление в бумажном и электронном виде информации о поступлении средств на счет или специальный счет, указанный в адресной базе (извещение N2071500000117000004) (далее - открытый конкурс, конкурс, закупка) и осуществив внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Закон о закупках), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба заявителя на действия заказчика - Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области, при проведении открытого конкурса на право заключения агентского договора по расчету (перерасчету) суммы взноса на капитальный ремонт собственникам помещений многоквартирных домов, распечатке и доставке платежных документов собственникам помещений многоквартирных домов Переславского муниципального района Ярославской области, взысканию задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, а также предоставление в бумажном и электронном виде информации о поступлении средств на счет или специальный счет, указанный в адресной базе (извещение N2071500000117000004).
По мнению заявителя, конкурсная документация не соответствует требованиям действующего законодательства о закупках, поскольку включает в себя требования к оказываемым услугам, которые ограничивают количество участников закупки: заказчиком объединены в предмет закупки услуги по сбору платежей, технологически и функционально не связанные с иными включенными в объект закупки услугами по расчету (перерасчету) суммы взноса на капитальный ремонт собственникам помещений многоквартирных домов, распечатке и доставке платежных документов.
На основании изложенного выше заявитель просит признать жалобу обоснованной, а действия заказчика - незаконными; просит выдать заказчику предписание о внесении изменений в конкурсную документацию в соответствии с действующим законодательством.
Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил письменные пояснения, обосновывающие свою позицию.
Участник закупки - АО "ЯрОбл ЕИРЦ", поддержал позицию Заказчика, также представил письменные пояснения.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении открытого конкурса на право заключения агентского договора по расчету (перерасчету) суммы взноса на капитальный ремонт собственникам помещений многоквартирных домов, распечатке и доставке платежных документов собственникам помещений многоквартирных домов Переславского муниципального района Ярославской области, взысканию задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, а также предоставление в бумажном и электронном виде информации о поступлении средств на счет или специальный счет, указанный в адресной базе (извещение N2071500000117000004) вместе с конкурсной документацией.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 180 Жилищного кодекса РФ установлено, что функцией регионального оператора является аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора.
Постановлением Правительства Ярославской области от 05.06.2013 N 629-п "О наделении Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области полномочиями регионального оператора" Региональный фонд наделен полномочиями регионального оператора.
Частью 1.1 статьи 180 Жилищного кодекса РФ установлено, что закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, установленных частью 1 настоящей статьи, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанный порядок должен предусматривать конкурентные способы определения региональным оператором поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с учетом повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности, открытости и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, аудит и контроль закупок, порядок формирования и ведения реестра недобросовестных подрядчиков федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Информация о закупках региональным оператором товаров, работ, услуг размещается в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 01.07.2016 N 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" закупки товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), осуществляются путем использования способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренных Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в порядке, установленном указанным Федеральным законом, за исключением случаев, если предметом такой закупки являются товары, работы, услуги, предусмотренные пунктом 8 Положения, а также случаев, предусмотренных пунктом 193 Положения.
Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Исходя из части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в конкурсной документации должен установить требования к объекту закупки с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в документацию такие характеристики и требования к товарам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Кроме того, законом не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к оказываемым услугам. Более того, указание в документации конкретных характеристик к оказываемым товарам предусмотрено законодательством о закупках.
В данном случае конкурс проводился в интересах заказчика - Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области.
Согласно пункту 3 раздела 1 "Информационная карта конкурса" документации описание объекта закупки содержится в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об открытом конкурсе.
В соответствии с пунктом 2 раздела 2 документации заказчиком указана следующая характеристика оказываемых услуг:
"Заключение агентского договора по комплексному оказанию услуг по расчету (перерасчету) суммы взноса на капитальный ремонт собственникам помещений многоквартирных домов, распечатке и доставке платежных документов собственникам помещений многоквартирных домов Переславского муниципального района Ярославской области, взысканию задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, а также предоставление в бумажном и электронном виде информации о поступлении средств на счет или специальный счет, указанные в адресной базе, включающего в себя следующие услуги:
- осуществление расчета (перерасчета) суммы взноса на капитальный ремонт собственникам помещений многоквартирных домов, распечатке и доставке платежных документов собственникам помещений;
- формирование, актуализацию и ведение базы данных собственников помещений многоквартирных домов;
- заключение соглашения с органами социальной защиты населения с целью выполнения условий агентского договора;
- осуществление расчета суммы денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт отдельным категориям граждан;
- осуществление доставки платежных документов собственникам помещений многоквартирных домов в сроки, установленные агентским договором;
- осуществление электронного обмена информацией в сроки и на условиях агентского договора;
- организация работы по взысканию дебиторской задолженности собственников помещений по оплате взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома, в том числе:
- проведение претензионной работы;
- взыскание в судебном порядке;
- сопровождение исполнительного производства".
На заседании Комиссии Ярославского УФАС России представители заказчика пояснили, что включение в раздел 2 "Описание объекта закупки" документации указанных выше оспариваемых заявителем характеристик обусловлено потребностью заказчика в оказании единого комплекса услуг одним и тем же исполнителем.
При этом в документации не указан конкретный исполнитель данных услуг.
Заявитель не обосновывает тот факт, что требования, включенные в конкурсную документацию, создали одним участникам преимущества перед другими, явились непреодолимыми для некоторых участников, а также каким-либо иным способом повлекли за собой ограничение количества участников.
В свою очередь, представитель заказчика при рассмотрении жалобы пояснил, что им при формировании конкурсной документации проведено изучение рынка услуг, являющихся предметом настоящей закупки, и сделан вывод о том, что имеется более одной организации, способной их оказать, доказательствами чего являются пять коммерческих предложений, послуживших основой для обоснования начальной максимальной цены контракта, податели которых предлагают оказать соответствующие требованиям заказчика услуги.
Факт отсутствия ограничения количества участников закупки находит свое косвенное подтверждение также и в том, что согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от 09.03.2017 на участие в конкурсе подано три заявки от участников закупки (в том числе и заявка подателя жалобы).
Таким образом, Комиссия при имеющихся на момент рассмотрения настоящей жалобы доказательствах не усматривает в данном случае необходимых и достаточных оснований для констатации в действиях заказчика по формированию технического задания (описания объекта закупки) конкурсной документации нарушений законодательства о закупках в части ограничения количества участников закупки.
В ходе проведения внеплановой проверки настоящей закупки Комиссия выявила в действиях заказчика нарушения части 6 статьи 31, части 1 статьи 50, пункта 2 части 3 статьи 49, части 5 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
В извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса (пункта 2 части 3 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ конкурсная документация в свою очередь должна содержать требования, установленные в извещении о проведения открытого конкурса (то есть в числе прочих и требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса).
Частью 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ установлены следующие единые требования к участникам закупок:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
10) участник закупки не является офшорной компанией.
Частью 6 статьи 31 Закона о закупках предусмотрено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Исходя из содержания пункта 6.1 извещения о проведении открытого конкурса, пункта 6.1 раздела 1 конкурсной документации заказчиком установлены следующие единые требования к участникам закупок:
1. Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
2. Не проведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства.
3. Не приостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке.
4. Отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято.
5. Отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
6. Обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением договора заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения договоров на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
7. Отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
8. Участник закупки не является офшорной компанией.
9. Отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
10. Правообладание программным продуктом, позволяющим производить начисления взносов на капитальный ремонт собственникам помещений многоквартирных домов или лицензионный договор на право пользования таким программным продуктом.
В используемом для начислений программном продукте должны быть реализованы следующие возможности:
1. возможность создания карточки абонента с информацией о типе помещения (жилое/нежилое), способе формирования фонда капитального ремонта, номере счета, ФИО или наименование собственника помещения, размере взноса;
2. возможность расчета (перерасчета) сумм ежемесячных взносов на капитальный ремонт собственникам помещений многоквартирных домов;
3. возможность начисления процентов за ненадлежащее исполнение обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт;
4. возможность формирования платежного документа на оплату взноса на капитальный ремонт в разрезе месяца и лицевого счета в соответствии с проектом агентского договора (Приложение N 1 к Конкурсной документации);
5. использование синхронного/асинхронного обмена сообщениями;
6. использование открытых форматов данных (XML, JSON форматы), с помощью которых можно осуществить обмен информацией со сторонними системами;
7. ведение истории всех параметров (площади, взносы, собственники, льготы, и т.д.) без временных ограничений по лицевому счету, с хранением оригинальных и корректирующих записей;
8. использование общероссийского классификатора адресов Федеральной информационной адресной системы (ФИАС);
9. наличие привязки домов к специальным счетам для начисления взносов на капитальный ремонт.
11. Расположение сервера участника закупки с базой данных, содержащей сведения о собственниках жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, по адресу местонахождения участника закупки.
12. Регистрация в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в качестве оператора, осуществляющего обработку персональных данных.
Таким образом, заказчик, установив в извещении и конкурсной документации единые требования к участникам закупок не в соответствии с требованиями части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (не установив требования к участникам, предусмотренные пунктами 7, 7.1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ), допустил нарушения пункта 2 части 3 статьи 49, части 5 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
Также Комиссия, проведя анализ требований к участникам закупки, которые заказчик вправе установить в соответствии со статьей 31 Закона о закупках, а также требований, фактически установленных заказчиком в извещении и конкурсной документации, пришла к выводу о нарушении заказчиком части 6 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, выразившемся в неправомерном установлении заказчиком в извещении и конкурсной документации следующих требований к участником закупок:
"10. Правообладание программным продуктом, позволяющим производить начисления взносов на капитальный ремонт собственникам помещений многоквартирных домов или лицензионный договор на право пользования таким программным продуктом.
В используемом для начислений программном продукте должны быть реализованы следующие возможности:
1. возможность создания карточки абонента с информацией о типе помещения (жилое/нежилое), способе формирования фонда капитального ремонта, номере счета, ФИО или наименование собственника помещения, размере взноса;
2. возможность расчета (перерасчета) сумм ежемесячных взносов на капитальный ремонт собственникам помещений многоквартирных домов;
3. возможность начисления процентов за ненадлежащее исполнение обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт;
4. возможность формирования платежного документа на оплату взноса на капитальный ремонт в разрезе месяца и лицевого счета в соответствии с проектом агентского договора (Приложение N 1 к Конкурсной документации);
5. использование синхронного/асинхронного обмена сообщениями;
6. использование открытых форматов данных (XML, JSON форматы), с помощью которых можно осуществить обмен информацией со сторонними системами;
7. ведение истории всех параметров (площади, взносы, собственники, льготы, и т.д.) без временных ограничений по лицевому счету, с хранением оригинальных и корректирующих записей;
8. использование общероссийского классификатора адресов Федеральной информационной адресной системы (ФИАС);
9. наличие привязки домов к специальным счетам для начисления взносов на капитальный ремонт.
11. Расположение сервера участника закупки с базой данных, содержащей сведения о собственниках жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, по адресу местонахождения участника закупки",
поскольку данные требования (а, следовательно, и возможность для заказчика их установления) не предусмотрены действующим законодательством для лиц, оказывающих услуги, являющиеся объектом настоящей закупки.
В свою очередь представитель заказчика на заседании Комиссии также не смог обосновать правомерность включения в документацию указанных требований к участникам закупок.
Частью 2 статьи 51 Закона о закупках установлено, что участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно:
1) следующие информацию и документы об участнике открытого конкурса, подавшем заявку на участие в открытом конкурсе:
а) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника открытого конкурса, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона;
б) выписка из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для индивидуального предпринимателя), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса, копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);
в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника открытого конкурса - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника открытого конкурса без доверенности (далее в настоящей статье - руководитель). В случае, если от имени участника открытого конкурса действует иное лицо, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника открытого конкурса, заверенную печатью участника открытого конкурса (при наличии печати) и подписанную руководителем (для юридического лица) или уполномоченным руководителем лицом, либо засвидетельствованную в нотариальном порядке копию указанной доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;
г) документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
д) копии учредительных документов участника открытого конкурса (для юридического лица);
е) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника открытого конкурса поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом контракта, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
ж) документы, подтверждающие право участника открытого конкурса на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, или заверенные копии таких документов;
з) документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в конкурсной документации в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или заверенные копии таких документов;
и) декларация о принадлежности участника открытого конкурса к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона;
2) предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара;
3) в случаях, предусмотренных конкурсной документацией, копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (при наличии в соответствии с законодательством Российской Федерации данных требований к указанным товару, работе или услуге). При этом не допускается требовать представление таких документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром;
4) в случае, предусмотренном частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие добросовестность участника открытого конкурса;
5) документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона);
6) в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о закупках при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Исходя из части 5 статьи 51 Закона о закупках требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Пунктом 16 раздела 1 конкурсной документации установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в конкурсе:
"Заявка на участие в конкурсе должна содержать следующую информацию:
1) информацию и документы об участнике конкурса, подавшем заявку на участие в конкурсе:
а) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника конкурса, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона (данные сведения рекомендуется представить по форме, предусмотренной приложением N2 к разделу 1 "Информационная карта конкурса");
б) выписка из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для индивидуального предпринимателя), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении конкурса, копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);
в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника конкурса - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника конкурса без доверенности (далее - руководитель). В случае, если от имени участника конкурса действует иное лицо, заявка на участие в конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника конкурса, заверенную печатью участника конкурса (при наличии печати) и подписанную руководителем (для юридического лица) или уполномоченным руководителем лицом, либо засвидетельствованную в нотариальном порядке копию указанной доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, заявка на участие в конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;
г) документы предусмотренные п 6.2. Информационной карты конкурса, или копии таких документов;
д) декларация о соответствии участника конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (данные сведения рекомендуется представить по форме, предусмотренной приложением N2 к разделу 1 Информационная карта конкурса);
е) копии учредительных документов участника конкурса (для юридического лица);
ж) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника конкурса поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом договора, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, обеспечения исполнения договора является крупной сделкой;
и) декларация о принадлежности участника конкурса к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям (данные сведения рекомендуется представить по форме, предусмотренной приложением N2 к разделу 1 Информационная карта конкурса) (для участников, отнесенных к субъектам малого предпринимательства и СОНКО).
2) предложение участника конкурса в отношении объекта закупки (данные сведения рекомендуется представить по форме, предусмотренной приложением N3 к разделу 1 Информационная карта конкурса);
3) документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ);
4) в случае, предусмотренном частью 2 статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, документы, подтверждающие добросовестность участника:
Если участником закупки предлагается цена договора, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, участнику закупки рекомендуется предоставить в составе заявки информацию, подтверждающую добросовестность участника закупки".
Пунктом 6.2 раздела 1 конкурсной документации определен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ:
"выписка из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для индивидуального предпринимателя), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса, копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица) ;
- копия Устава;
- копия Свидетельства о постановке на налоговый учет юридического лица (физического лица в качестве индивидуального предпринимателя);
- копия свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ (ЕГРИП);
- документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника открытого конкурса - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника открытого конкурса без доверенности (далее в настоящей статье - руководитель). В случае, если от имени участника открытого конкурса действует иное лицо, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника открытого конкурса, заверенную печатью участника открытого конкурса (при наличии печати) и подписанную руководителем (для юридического лица) или уполномоченным руководителем лицом, либо засвидетельствованную в нотариальном порядке копию указанной доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;
- справка налогового органа об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, полученная не ранее 1 января года, в котором подается заявка, или нотариально заверенная копия такой справки;
- копия действующего документа на правообладание программным продуктом, позволяющим производить начисления взносов на капитальный ремонт собственникам помещений многоквартирных домов или действующего лицензионного договора на право пользования таким программным продуктом;
- документы, подтверждающие право участника открытого конкурса на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или заверенные копии таких документов".
Исходя из анализа указанных выше положений Закона о закупках и конкурсной документации Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях заказчика нарушений части 5 статьи 51 Закона о закупках, выразившихся в установлении заказчиком в конкурсной документации неправомерных требований о предоставлении участниками закупки в составе конкурсных заявок копии Устава (частью 2 статьи 51 Закона о закупках предусмотрено требование о предоставлении в заявке копий любых учредительных документов участника конкурса (и только для юридического лица); копии действующего документа на правообладание программным продуктом, позволяющим производить начисления взносов на капитальный ремонт собственникам помещений многоквартирных домов или действующего лицензионного договора на право пользования таким программным продуктом (требование о правообладании таким продуктом не предусмотрено действующим законодательством к лицам, оказывающим услуги, являющиеся объектом настоящей закупки); копий свидетельства о постановке на налоговый учет юридического лица (физического лица в качестве индивидуального предпринимателя), свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), справки налогового органа об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, полученной не ранее 1 января года, в котором подается заявка, или нотариально заверенной копии такой справки (указание на данные документы не содержится в части 2 статьи 51 Закона о закупках); документов, подтверждающих право участника открытого конкурса на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или заверенные копии таких документов" (исходя из положений извещения, пунктов 9, 10 раздела 1 документации преимущества учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов не предусмотрены заказчиком при проведении настоящей закупки); декларации о принадлежности участника конкурса к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям (для участников, отнесенных к субъектам малого предпринимательства и СОНКО) (исходя из положений извещения, пункта 7 раздела 1 документации заказчиком при проведении данной закупки круг участников закупки не ограничен только субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями).
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу ФГУП "Почта России" в лице УФПС Ярославской области - филиала ФГУП "Почта России", на действия заказчика - Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области, при проведении открытого конкурса на право заключения агентского договора по расчету (перерасчету) суммы взноса на капитальный ремонт собственникам помещений многоквартирных домов, распечатке и доставке платежных документов собственникам помещений многоквартирных домов Переславского муниципального района Ярославской области, взысканию задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, а также предоставление в бумажном и электронном виде информации о поступлении средств на счет или специальный счет, указанный в адресной базе (извещение N2071500000117000004) необоснованной.
2. Признать заказчика - Региональный фонд содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области, нарушившим часть 6 статьи 31, часть 1 статьи 50, пункт 2 части 3 статьи 49, часть 5 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013.
3. Выдать заказчику - Региональному фонду содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области, обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Г. Паутов
Члены Комиссии Т.В. Крюкова
С.Н. Лебедева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 14 марта 2017 г. N 51Ж-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.03.2017