Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 13 марта 2017 г. N 276-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
при участии представителей:
- заказчика в лице Муниципального бюджетного учреждения "Управление городского хозяйства" -
-заявителя в лице ООО "Сити Билдинг" -
рассмотрев жалобу ООО "Сити Билдинг" (620078, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Гагарина, д. 28) о нарушении заказчиком в лице Муниципального бюджетного учреждения "Управление городского хозяйства" (624940, Свердловская обл., г. Волчанск, ул. Уральского комсомола, д.1) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на благоустройство городского парка, расположенного по адресу: г. Волчанск, ул. Карпинского, 18 (извещение N 0362300329117000002), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Сити Билдинг" (вх. N 01-3820 от 07.03.2017 г.) о нарушении заказчиком в лице Муниципального казенного учреждения "Управление городского хозяйства", его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на благоустройство городского парка, расположенного по адресу: г. Волчанск, ул. Карпинского, 18 (извещение N 0362300329117000002) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что его права и законные интересы нарушены действиями аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение об отклонении заявки ООО "Сити Билдинг", которая соответствовала требованиям, установленным в аукционной документации.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласилась, просила признать ее необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст.106 Закона о контрактной системе.
Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
13 февраля 2017 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0362300329117000002 и аукционная документация на благоустройство городского парка, расположенного по адресу: г. Волчанск, ул. Карпинского, 18.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 48 058 420 ,00 рублей.
03 марта 2017 г. аукционной комиссией была проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, по ее итогам составлен протокол N0362300329117000002-1, подписанный присутствующими на заседании членами комиссии. В соответствии с указанным протоколом поступило 7 заявок. Заявки с порядковыми номерами 1,2 были признаны соответствующими требованиям документации и допущены до участия в аукционе.
Заявки с порядковыми номерами 4,5,6,7,8 отклонены комиссией, как не соответствующие требованиям, установленным в аукционной документации.
Заявка участника аукциона ООО "Сити Билдинг", с порядковым номером 7, отклонена на основании: "п. 2 ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ: несоответствие информации, предусмотренной п.п. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ, п.14.1 аукционной документации и Инструкции по заполнению заявки, а именно:в сведениях Участника 1) в п. 1 заявки "Раствор строительный" указано "раствор: тяжелый, сложный, раствор цементно-песчаный", однако, в соответствии с требованиями ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия" (п.3.1.2.) по применяемым вяжущим растворы подразделяют на: простые (на вяжущем одного вида) и сложные (на смешанных вяжущих), поэтому предложенный "раствор цементно-песчаный" является простым, так как состоит из одного вида вяжущих (цемента), при этом песок является заполнителем, а не вяжущим, в то время как участник предлагает, что раствор будет являться "сложным". 2) в п.2 заявки "Кирпич"указано "Класс средней плотности изделия: 0,8". Однако, в соответствии с требованиями аукционной документации требовались классы средней плотности изделия: 0,7 и\или 0,8; 1,0; 1,2. При этом согласно инструкции по заполнению заявки: "Слова "или", "либо" и знак ";"указывает на альтернативность выбора и необходимость предоставления одного из перечисленных значений показателя.Союз "и\или"не требует конкретизации и указывает на неизменные значения". Таким образом, предложение участника должно было быть "Класс средней плотности изделия: 0,7 и\или 0,8".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Пунктом 14.1 информационной карты аукционной документации в соответствии с требование п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе предусмотрено требование к составу первой части заявки, а именно - первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать информацию: согласие, участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается контракт.
В соответствии с Техническим заданием аукционной документации заказчиком установлены следующие требования к качественным и техническим характеристикам товара, используемого при выполнении работ, в том числе по поз. 1,7:
N п/п |
Наименование товара |
Значения и показатели функциональных характеристик и качественных свойств товара (минимальное и/или максимальное значение, или показатель который не может изменяться) |
1 |
Раствор строительный |
Раствор: тяжелый или легкий, простой или сложный |
Крупность зерен песка не более 2,5 мм | ||
Марка прочности на сжатие не менее М100 | ||
Раствор должен соответствовать ГОСТ 28013-98 | ||
Марка морозостойкости не ниже F35 | ||
Раствор должен быть цементно-известковый или цементно-песчаный | ||
6 |
Кирпич |
Кирпич должен быть изготовлен по ГОСТ 530-2012 |
Марка по прочности М100 | ||
Класс средней плотности изделия: 0,7 и\или 0,8; 1,0; 1,2 | ||
Конструкция и размеры: Изделие в форме прямоугольного параллелепипеда. Полнотелый | ||
Номинальные размеры (Длина х Ширина х Толщина): 250х120х65 мм | ||
Предельное отклонение от номинальных размеров (по длине/по ширине/по толщине), мм: _4/_3/_3 | ||
Группа изделий по теплотехническим характеристикам: Высокой эффективности; Повышенной эффективности; Эффективные | ||
Отклонение от перпендикулярности смежных граней изделий, мм: допускается длиной не более 3 мм | ||
Отклонение от плоскостности граней изделий: допускается длиной не более 3 мм |
В заявке участника ООО "Сити Билдинг" с порядковым номером 7 содержались следующие технические и качественные показатели товара:
- по поз. 1 "Раствор строительный": раствор - тяжелый, сложный, крупность зерен пескане более 2,5 мм (диапазонное значение согласно ГОСТу), марка прочности на сжатие М 100, раствор соответствует ГОСТ 28013-98, раствор цементно-песчанный,
- по поз. 6 "Кирпич": Кирпич изготовлен по ГОСТ 530-2012, Марка по прочности М100, Класс средней плотности изделия: 0,8, Конструкция и размеры: Изделие в форме прямоугольного параллелепипеда. Полнотелый, Номинальные размеры (Длина х Ширина х Толщина): 250х120х65 мм.
Таким образом, участником закупки ООО "Сити Билдинг" декларируется соответствие предлагаемого товара "Раствор строительный" требованиям ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия" (далее также - ГОСТ 28013-98). Однако, в соответствии с п. 3.1.2 по применяемым вяжущим растворы подразделяют на простые (на вяжущем одного вида) и сложные (на смешанных вяжущих). В соответствии с п. 4.14.2 в качестве вяжущих материалов следует применять, в том числе: известь строительную по ГОСТ 9179, цементы пуццолановые и сульфатостойкие по ГОСТ 22266, цементы для строительных растворов по ГОСТ 2532. В соответствии с п 4.14.7 в качестве заполнителя следует применять, в том числе: песок для строительных работ по ГОСТ 8736. Таким образом, в соответствии с ГОСТ 28013-98 песок не выступает в качестве вяжущего, следовательно, раствор цементно-песчаный является простым. Так как в п. 4.14.2 ГОСТ 28013-98 известь обозначена в качестве вяжущего, то раствор цементно-известковый является в соответствии с п. 3.1.2 ГОСТ 28013-98 сложным.
Таким образом, участником предложены показатели предлагаемого к использованию товара, противоречащие требованиям ГОСТ 28013-98, соответствие которым установлено положениями аукционной документации.
Согласно инструкции по заполнению заявки участника в показателях с использованием фразы "и/или" Участник закупки должен указать показатель с союзом "и" либо выбрать одно из нескольких значений без использования союза "или". При этом участники должны учесть, что союз "и\или" не требует конкретизации и указывает на неизменные значения.
Таким образом исходя из установленного значения показателя "Класс средней плотности изделия: 0,7 и\или 0,8; 1,0; 1,2" и положений инструкции участнику следовало указать класс средней плотности как значение 0,7 и 0,8, либо предложить кирпич другого класса.
Согласно части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Комиссией Свердловского УФАС установлено, что показатели товара по поз. 1 "Раствор строительный", предложенного к поставке участником ООО "Сити Билдинг", с порядковым номером 7, не соответствовали требованиям Технического задания и ГОСТ 28013-98. Так же участником была предложена характеристика товара по поз. 6 "Кирпич", не соответствующая требованиям аукционной документации.
Таким образом, Комиссией УФАС Свердловской области нарушений законодательства о контрактной системе в действиях аукционной комиссии в части отклонения участника закупки ООО "Сити Билдинг" не выявлено, заявка отклонена правомерно, по основаниям указанным в протоколе от 03.03.2017 N0362300329117000002-1.
Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе указано, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе указано, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. 4.1.5 ГОСТ 530-2012 "Кирпич и камень керамические. Общие технические условия" установлено, что по показателю средней плотности изделия подразделяют на классы 0,7; 0,8; 1,0; 1,2; 1,4; 2,0; 2,4.
При этом, Заказчик, устанавливая по поз. 6 "Кирпич" значения показателя "класса средней плотности изделия 0,7 и\или 0,8; 1,0; 1,2" , в совокупности с положениями инструкции по заполнению заявки участника (в показателях с использованием фразы "и/или" Участник закупки должен указать показатель с союзом "и" либо выбрать одно из нескольких значений без использования союза "или". При этом участники должны учесть, что союз "и\или" не требует конкретизации и указывает на неизменные значения) вводит в заблуждение участников закупки, так как последнему не представляется возможным предложить значение показателя равное 0,7 или 0,8, соответствующее ГОСТ 530-2012.
Таким образом, поскольку в описании объекта закупки заказчиком требование к товару установлено с нарушением требования ГОСТ 530-2012 "Кирпич и камень керамические. Общие технические условия" (по классу средней прочности), в действиях заказчика в лице Муниципального бюджетного учреждения "Управление городского хозяйства" усматривается нарушение пп.1-2 ч.1, ч.2 ст. 33 и п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
За утверждение аукционной документации с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Выявленное нарушение на результаты определения подрядчика не повлияло, в связи с чем Комиссией контрольного органа принято решение предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
На основании вышеизложенного и руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Сити Билдинг" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Муниципального бюджетного учреждения "Управление городского хозяйства" признать нарушение пп.1-2 ч.1, ч.2 ст. 33 и п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Муниципального бюджетного учреждения "Управление городского хозяйства", его комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному на принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
5. Обязать должностное лицо заказчика, включившего в документацию (извещение N 0362300329117000002) при ее разработке вышеописанные ненадлежащие требование к описанию объекта закупки, с документами, закрепляющими за данным лицом служебную обязанность по совершению таких действий, объяснением по факту выявленного нарушения на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта,5/Химиков,3, 4 этаж 15 мая 2017 г.. в 14-30.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 13 марта 2017 г. N 276-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.03.2017