Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 20 марта 2017 г. N 304-з
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
при участии представителей:
- заказчика в лице Муниципальное казенное учреждение "Управление городского хозяйства" - Топчу Т.Н. (приказ N7-к от 01.08.2016 г.),
-заявителя в лице ООО "Уралинвестстрой" Литвинова А.В. (доверенность N21 от 20.03.2017 г.), Сабуровой Ю.А. (доверенность N20 от 20.03.2017 г.),
рассмотрев жалобу ООО "Уралинвестстрой" (620142, Свердловская обл., г Екатеринбург, ул. Щорса, д. 7, оф. 219) на действия заказчика в лице Муниципальное казенное учреждение "Управление городского хозяйства" (624940,Свердловская обл., г.Волчанск, ул. Уральского комсомола, д.1), его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на реконструкцию водовода питьевой воды от насосной станции 2 подъёма до насосной станции 3 подъёма участка водоснабжение (извещение N0362300329117000001), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Уралинвестстрой" (вх. N 01-4140 от 14.03.2017 г.) о нарушении заказчиком в лице Муниципального казенного учреждения "Управление городского хозяйства" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на реконструкцию водовода питьевой воды от насосной станции 2 подъёма до насосной станции 3 подъёма участка водоснабжение (извещение N 0362300329117000001) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель ООО "Уралинвестстрой" указал, что аукционная комиссия неправомерно отказала в допуске к участию в аукционе заявку участника.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласилась, просила признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
08 февраля 2017 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0362300329117000001и документация об аукционе. Начальная (максимальная) цена контракта составила 39 293 120 ,00 рублей.
10 марта 2017 года аукционной комиссией была проведена процедура рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, по ее итогам составлен протокол, подписанный присутствующими на заседании членами аукционной комиссии.
В соответствии с указанным протоколом на участие в электронном аукционе поступило 22 заявки, 17 заявок были отклонены к участию в электронном аукционе.
Заявка с порядковым номером 16, участника закупки ООО "Уралинвестстрой", признана аукционной комиссией не соответствующей требованиям аукционной документации, основание: п. 2 ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ: несоответствие информации, предусмотренной п.п. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ, п.14.1 аукционной документации и Инструкции по заполнению заявки, а именно: в сведениях Участника 1) в п.1 "Труба" указано значение расчетной массы трубы 76 797,00 кг при заявленной длине трубы 12 м и номинальном размере 280 мм. Однако согласно таблице Б.2 ГОСТа 18599-2001 при номинальном размере 280 мм масса 1 м трубы = 13,8 кг, таким образом, расчетная масса трубы должна составлять 165,6 кг. 2) в п.7 "Гидроизоляция обмазочная" участником предложено только две температуры применения, указав "Температура применения (окружающей среды) -10 °С +50 °С".
В соответствии с ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация, об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Заказчиком установлено требование в п. 12 Информационной карты аукционной документации к первой части заявки на участие в аукционе, которая должна содержать: согласие, предусмотренное пунктом 1 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (приналичии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с п.3 ч.3 ст. 66 Закона о контрактной системе заказчиком в п.14 информационной карты аукционной документации установлено "требование к содержанию и составу первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме в части 2 аукционной документации установлена "Техническая часть", в которой отражены технические и качественные характеристики товара, в том числе по позициям 1, 7:
1 |
Труба |
Номинальный размер: не менее 110 мм и не более 280 мм |
Трубы должна быть изготовлена в прямых отрезках; бухтах; на катушках. | ||
Длина трубы: не более 30 м | ||
Труба напорная из полиэтилена, предназначенная для трубопроводов, транспортирующих воду, в том числе для хозяйственно-питьевого водоснабжения, при рабочей температуре диапазона значений от 0 °С до 40 °С и номинальном давлении в диапазоне значений до 2,5 МПа (25 бар) | ||
Плотность при 23 °С базовой марки: не менее 930 кг/м3 | ||
Стандартное размерное отношение: 17 | ||
Максимальное рабочее давление воды при 20 °С: не менее 10 бар | ||
Толщина стенки: не более 16,6 мм | ||
Наименование полиэтилена: ПЭ100 | ||
Температура воспламенения материала труб должна быть не ниже 300 °С | ||
Класс опасности: 4 | ||
Наружная и внутренняя поверхность должна быть гладкая | ||
Труба должна быть напорная из полиэтилена и соответствовать ГОСТ 18599-2001 | ||
Расчетная масса трубы: не менее 2,16 кг | ||
Относительное удлинение при разрыве: не менее 350 % |
7 |
Гидроизоляция обмазочная |
Условная прочность при разрыве не менее 2,9 МПа |
Относительное удлинение при разрыве не более 1500% | ||
Прочность сцепления с бетоном не менее 0,4 МПа | ||
Прочность сцепления с металлом не менее 1,0 МПа | ||
Теплостойкость не ниже +110°С | ||
Температура применения (окружающей среды) не ниже -10 °С не выше +50 °С |
Заявитель в своей заявке по позиции 1 указал следующие характеристики: значение расчетной массы трубы - 76 797,00 кг, длина трубы 12 м, и номинальном размер - 280 мм. Вместе с тем, согласно таблице Б.2 ГОСТа 18599-2001 при номинальном размере 280 мм масса 1 м трубы = 13,8 кг, таким образом, значение расчетной массы трубы не может быть 76 797,00 кг. ООО "Уралинвестстрой" в своей заявке указал не корректный показатель, который не соответствует требованиям ГОСТа 18599-2001.
Согласно ч.3 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или оботказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Частью 4 ст. 67 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Таким образом, по итогам рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе комиссией заказчика было принято правомерное решение об отказе в допуске к участию в аукционе участнику закупкиООО "Уралинвестстрой", заявке которого присвоен порядковый номер 16, по основанию, указанному в протоколе от 10.03.2017 г., в связи с указанием значения показателя расчетной массы трубы не соответствующая требованиям документации.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки в рамках рассматриваемой жалобы комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области установила следующее:
Согласно п.1.ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Часть 2 ст. 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Частью 2 (описание объекта закупки) документации об аукционе предусмотрено требование к работам, а также приложение с перечнем материалов, используемых для выполнения работ.
Данным перечнем заказчик установил требования к функциональным (потребительским свойствам) и качественным характеристикам товара, в том числе по позиции 1:
1 |
Труба |
Номинальный размер: не менее 110 мм и не более 280 мм |
Трубы должна быть изготовлена в прямых отрезках; бухтах; на катушках. | ||
Длина трубы: не более 30 м | ||
Труба напорная из полиэтилена, предназначенная для трубопроводов, транспортирующих воду, в том числе для хозяйственно-питьевого водоснабжения, при рабочей температуре диапазона значений от 0 °С до 40 °С и номинальном давлении в диапазоне значений до 2,5 МПа (25 бар) | ||
Плотность при 23 °С базовой марки: не менее 930 кг/м3 | ||
Стандартное размерное отношение: 17 | ||
Максимальное рабочее давление воды при 20 °С: не менее 10 бар | ||
Толщина стенки: не более 16,6 мм | ||
Наименование полиэтилена: ПЭ100 | ||
Температура воспламенения материала труб должна быть не ниже 300 °С | ||
Класс опасности: 4 | ||
Наружная и внутренняя поверхность должна быть гладкая | ||
Труба должна быть напорная из полиэтилена и соответствовать ГОСТ 18599-2001 | ||
Расчетная масса трубы: не менее 2,16 кг | ||
Относительное удлинение при разрыве: не менее 350 % |
Согласно таблице Б.2 ГОСТа 18599-2001 установлен показатель"расчетная масса 1 метра трубы". Вместе с тем, в нарушении п.1ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчиком установлен нестандартный показатель, а именно указано "расчетная масса трубы", при этом не определено, что включает в себя данный показатель.
Кроме того, в инструкции по заполнению заявки заказчиком установлено требование к форме заявки, что является нарушением п.2 ч.1. ст. 64 Закона о контрактной системе, а именно установлены такие требования как: "в случае, если в ТУ, паспорте на товар, ГОСТе указаны неконкретные показатели, то такие величины следует сопровождать в заявке словами "диапазонное значение", "диапазонное значение согласно ГОСТу", "в диапазоне согласно паспорту". Так данные требования были учтены как причина для отклонения заявок, что в свою очередь повлияло на отбор участников и результат торгов.
За утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, предусмотрена административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Согласно ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с ч.4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Так 07.03.2017 г. заказчиком был размещен ответ на запрос N12 о разъяснении документации. В запросе содержался следующий вопрос:"к показателю расчетная масса трубы "не менее 2,16 кг": для какого объема установлено требование: для 1 п.м трубы или для всего проектного объема трубы?" Заказчик дал следующее разъяснение на запрос - "по показателю "расчетная масса трубы" участнику необходимо указать расчетную массу для всей трубы.
Согласно ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Исходя из данного заказчиком разъяснения нельзя понять, к чему относится предусмотренный заказчиком минимальный показатель массы.
Таким образом, заказчиком нарушена норма ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе, а именно ответ на запрос не содержит точного и однозначного ответа, что ввело участников в заблуждение и привело к отклонению заявки ООО "Уралинвестстрой".
Согласно ч. 1.4. ст. 7.30 КоАП РФ размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 1.3 и 1.7 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Уралинвестстрой" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Управление городского хозяйства" признать нарушение п.1.ч.1 ст. 64, п.1.ч.1 ст.33, ч.5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Муниципального казенного учреждения "Управление городского хозяйства", его комиссии выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч. 1.4, ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
5. Обязать заказчику обеспечить явку должностного лица утвердившего документацию об электронном аукционе в целом, либо в части, относящейся к описанию объекта закупки с документами, подтверждающими личность, а также документами подтверждающие полномочия на действия по утверждению документации, в 14.30 24.05.2017 г. по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта, 5/Химиков,3 этаж 4.
6. Обязать явку должностного лица, на которое возложена обязанность по предоставлению от имени заказчика разъяснений документации, с документами, подтверждающими личность, а также закрепляющими за данным лицом служебную обязанность по совершению таких действий в 14.30 24.05.2017 г. по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта, 5/Химиков,3 этаж 4
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДПИСАНИЕ N 304-з
Об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
г. Екатеринбург 20.03.2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
Опалев А.О.- заместителя начальника отдела контроля закупок, Председателя Комиссии;
Авакяна А.В.- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Шабановой Д.Н. -специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
на основании своего решения N 304-З от 20.03.2017 г.,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику в лице Муниципального казенного учреждения "Управление городского хозяйства", его комиссиив срок до 10 апреля 2017 года устранить нарушение Закона о контрактной системе путем отмены всех составленных протоколов, внесения изменения в документацию согласно решения 304-з от 20.03.2017 г., продления срока для подачи заявок.
2. Оператору электронной торговой площадки обеспечить исполнение п.1 настоящего предписания.
3. Заказчику в лице Муниципального казенного учреждения "Управление городского хозяйства" в срок до 15 апреля 2017 года представить в Свердловское УФАС России копию документа, подтверждающего выполнение пункта 1 настоящего предписания, в том числе посредством факсимильной связи: (343) 377-00-84.
Комиссия Свердловского УФАС России обращает внимание, что частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок предписания предусмотрена административная ответственность.
Настоящее Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 20 марта 2017 г. N 304-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.03.2017