Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 15 марта 2017 г. N 05-56/17
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), приказов N50 от 01 марта 2017 года "О проведении внеплановой проверки", N62 от 15 марта 2017 года "О внесении изменений" (далее - Приказы) Управления Федеральной антимонопольной службы по КБР, Инспекция Кабардино-Балкарского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
провела внеплановую камеральную проверку действий (бездействия) Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Перинатальный центр" Министерства Кабардино-Балкарской Республики (далее - заказчик) на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении запроса котировок N0304200004516000116 "Поставка продуктов питания" (извещение о проведении запроса котировок - 20.12.2016 г. 17:11 ч.), начальная (максимальная) цена государственного контракта - 499 750, 00 рублей,
УСТАНОВИЛА:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила информация от Управления Федеральной службы безопасности по КБР о наличии признаках нарушениях законодательства Российской Федерации о контрактной системе в действиях заказчика при проведении закупки способом запроса котировок N0304200004516000116 "Поставка продуктов питания".
На основании пункта 2 части 15 статьи 99, части 26 статьи 99 Закона о контрактной системе для детального анализа запроса котировок N0304200004516000116 "Поставка продуктов питания" в адрес заказчика было направлено уведомление и приказ о проведении внеплановой проверки.
Рассмотрев доводы, изложенные в информации о нарушении положений Закона о контрактной системе, изучив представленные материалы дела, Инспекцией установлено, что запрос котировок N0304200004516000116 "Поставка продуктов питания" был опубликован заказчиком для неограниченного круга лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок. Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 499 750, 00 рублей.
Извещением о проведении запроса котировок предусмотрено: Дата и время начала подачи котировочных заявок - 21.12.2016 г. 09:00 ч.; Дата и время окончания подачи котировочных заявок - 28.12.2016 г. 16:00 ч.; Дата и время вскрытия конвертов с заявками (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок - 28.12.2016 г. 16:00 ч.
На участие в запросе котировок были поданы 2 заявки, в результате рассмотрения котировочных заявок единой комиссией заказчика принято решение о соответствии заявок требованиям Закона о контрактной системе и извещения о проведении запроса котировок, которое было оформлено протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 28.12.2017 г.
На основании части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 N155) определяется условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранных государств, указанных в прилагаемой таблице.
В пункте 14 извещения о проведении запроса котировок предусмотрено о применении Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 N155.
Согласно пункту "а" части 8 Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 N155 при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений порядок, установленный пунктами 3 - 7 приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 N155, не применяется в случаях, если в рамках одного конкурса (лота), одного аукциона (лота), одного запроса котировок, одного запроса предложений предполагается поставка товаров, только часть из которых включена в перечень товаров, указанных в пункте 1 приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 N155.
Предметом государственного контракта является поставка продуктов питания, в частности, "Рыба - минтай мороженая", "Мясо кур: грудки кур (филе)". В связи с тем, что продукт питания "Мясо кур: грудки кур (филе)" не содержится в таблице, указанной в приказе Минэкономразвития России от 25.03.2014 N155, в силу пункта "а" части 8 Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 N155 к отношениям, указанным к настоящему государственному контракту, положения Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 N155 не применяются.
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В ходе внеплановой проверки Инспекцией Кабардино-Балкарского УФАС России установлено, что в нарушение части 5 статьи 34 Закона о контрактной системы в проекте государственного контракта не установлен размер штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
На основании части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
В силу императивной нормы части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, тогда как соответствующее обязательное условие не было предусмотрено заказчиком в проекте государственного контракта.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
По позиции 2 "Мясо кур: грудки кур (филе)" технического задания извещения о проведении запроса котировок заказчиком расписаны технические характеристики, функциональные характеристики, включая потребительские свойства с указанием на соответствие требованиям государственного стандарта Р 52702-2006, вместе с тем, приказом Росстандарта от 29.07.2013 N453-ст "О введении в действие межгосударственного стандарта" отменено действие национального государственного стандарта Р 52702-2006 в связи с введением в действие с 1 июля 2014 года для добровольного применения в Российской Федерации национального стандарта Российской Федерации ГОСТ 31962-2013 "Мясо кур (тушки кур, цыплят, цыплят-бройлеров и их части)", соответственно, государственный стандарт Р 52702-2006 применению на территории Российской Федерации не подлежит. Иное толкование положений пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе противоречило бы изначальному смыслу существования и предназначению в Российской Федерации системы метрологии и стандартизации; позволило бы заказчику произвольно, по собственному усмотрению устанавливать правила, разработка которых отменено к исключительной компетенции специализированных органов государственной власти.
В соответствии с частью 1 статьи 74 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить в единой информационной системе извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за семь рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок, а в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую двухсот пятидесяти тысяч рублей, и в случаях, предусмотренных статьей 76 Закона о контрактной системе, не менее чем за четыре рабочих дня до даты истечения указанного срока.
Извещение о проведении запроса котировок заказчиком в единой информационной системе размещено 20.12.2016 г. в 17:11 ч., установив срок начала подачи котировочных заявок с 21.12.2016 г. 09:00 ч. В нарушение части 1 статьи 74 Закона о контрактной системе заказчиком установлен срок окончания подачи котировочных заявок на 6 рабочий день (28.12.2016 г. в 16:00 ч.), тогда как в силу части 1 статьи 74 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить в единой информационной системе извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за семь рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок.
Инспекция на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Приказов,
РЕШИЛА:
1.Признать в действиях Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Перинатальный центр" Министерства Кабардино-Балкарской Республики нарушения части 2 статьи 8, части 4 статьи 14, пункта 2 части 1 статьи 33, частей 5, 13 статьи 34, части 1 статьи 74 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2.В связи с тем, что по запросу котировок N0304200004516000116 "Поставка продуктов питания" государственный контракт заключен от 09.01.2017 года, предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
3.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель инспекции:
Члены инспекции:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 15 марта 2017 г. N 05-56/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.03.2017