Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 15 марта 2017 г. N 85-ж/2017
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Васяниной А.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "ТрансМед" в присутствии представителей Федерального казённого учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области" (далее - заказчик), действующих на основании доверенностей N 141 от 12.09.2016, N 149 от 12.01.2017,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 07.03.2017 поступила жалоба ООО "ТрансМед" (далее - Общество, заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона N 0369100029317000019 на техническое обслуживание медицинского оборудования в ФКУЗ "МСЧ МВД России по Челябинской области" (далее - аукцион).
Согласно представленным документам, 28.02.2017 заказчик объявил о проведении аукциона путем опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 562 140,00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 09.03.2017 в 09:00.
На момент рассмотрения жалобы ООО "ТрансМед" контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
1. В пункте 6.1 раздела II аукционной документации установлено, что подрядная организация при проведении обслуживания должна представить учетные данные администратора АРМ, входящие в состав используемого оборудования. Из содержания ответа заказчика на запрос о разъяснении положений аукционной документации, следует, что медицинское оборудование и входящие в его состав АРМ находятся в собственности ФКУЗ "МСЧ МВД России по Челябинской области"; все логины и пароли доступа от медицинского оборудования и АРМ, входящих в его состав, должны храниться в письменном виде в медицинском учреждении. Соответственно, непонятно, каким образом подрядчик должен исполнить обязательство по предоставлению учетных данных АРМ, находящихся в собственности заказчика. Данное требование, по мнению заявителя, является неправомерным.
2. Заказчиком в аукционной документации предусмотрена обязанность подрядной организации устранять мелкие неисправности. Вместе с тем, в аукционной документации отсутствует перечень работ, которые должен выполнить подрядчик в рамках устранения неисправностей. Указанное обстоятельство не позволяет Обществу сформировать ценовое предложение для участия в закупке. В ответе заказчика на запрос о разъяснении положений аукционной документации от 03.03.2017 содержится ссылка на ОСТ 42-21-9-80, ГОСТ 18322-78. Однако указанные документы также не позволяют определить объем работ, который должен выполнить подрядчик.
Представители заказчика с доводами жалобы заявителя не согласились, представили письменные пояснения и на заседании Комиссии указали следующее.
1. Установление требования о предоставлении подрядчиком учетных данных администратора АРМ, входящего в состав используемого оборудования, обусловлено тем, что подрядные организации наряду с заказчиком обладают правами администратора и при осуществлении технического обслуживания могут перепрограммировать оборудование. При этом, по окончании работ подрядчики не предоставляют заказчику используемый логин и пароль, что тем самым создает препятствия доступу медицинского учреждения к оборудованию.
2. Устранение мелких неисправностей и текущий ремонт являются тождественными понятиями. В соответствии с ГОСТ 18322-78 текущий ремонт медицинской техники представляет собой неплановый мелкий ремонт медицинской техники. Текущий ремонт выполняется в процессе текущего технического обслуживания и заключается в замене или восстановлении отдельных частей ИМТ.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к оказываемым услугам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности осуществления закупки, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
При этом, документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Предметом закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию медицинского оборудования.
В разделе II аукционной документации содержится информация о наименовании оборудования, перечне работ по техническому обслуживанию и периодичности их выполнения.
Так, в пункте 6.1 технического задания установлено, что подрядная организация при проведении обслуживания должна предоставить учетные данные администратора АРМ, входящего в состав используемого оборудования.
Как пояснено представителями заказчика, АРМ это компьютер, входящий в состав аппаратов, которые находятся в собственности ФКУЗ "МСЧ МВД России по Челябинской области". Под учетными данными подразумевается логин и пароль на бумажном носителе. В медицинском учреждении часто складывались ситуации, когда подрядные организации, наряду с заказчиком обладающие правами администратора, осуществляли перепрограммирование оборудования. При этом, по окончании работ подрядчики отказывались предоставлять заказчику используемые логины и пароли, что тем самым создавало препятствия доступу медицинского учреждения к оборудованию. В целях предотвращения подобных ситуаций заказчиком предусмотрено условие о том, что в случае перепрограммирования оборудования подрядчик должен будет предоставить учреждению используемый логин и пароль.
Вместе с тем, указанная информация не отражена в документации об аукционе. Содержащееся в техническом задании требование о предоставлении подрядчиком учетных данных администратора АРМ, входящего в состав используемого оборудования, носит обязательный характер и в любом случае подлежит исполнению. При этом, как следует из документации о закупке и ответа заказчика на запрос о предоставлении разъяснений положений аукционной документации от 03.03.2017, медицинское оборудование и входящие в его состав АРМ с учетными данными администратора находятся в собственности медицинского учреждения.
Таким образом, отсутствие в аукционной документации информации о том, что учетные данные администратора АРМ предоставляются подрядной организацией только в случае смены логина и пароля, свидетельствует о неопределенности потребностей заказчика, что может ввести участников закупки в заблуждение и стать причиной невозможности исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 6.1 раздела II аукционной документации, в техническое обслуживание оборудования входит, в том числе устранение мелких неисправностей.
Вместе с тем, в аукционной документации не определены виды услуг, которые должны быть оказаны исполнителем в рамках устранения неисправностей. Соответственно, непонятно, каким образом и за какие фактически оказанные услуги в рамках устранения неисправностей будет осуществляться оплата по контракту. Указанное обстоятельство создает риск неэффективного использования медицинским учреждением бюджетных средств.
Более того, следует отметить, что в соответствии с частью 3 статьи 423 Гражданского кодекса РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, в том числе в части согласования предмета договора.
В соответствии с частью 1 статьи 779 Гражданского кодекса РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Таким образом, совокупное толкование норм гражданского законодательства и законодательства о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что существенным условием указанного вида договора является определение как наименования, так и объема подлежащих оказанию услуг, выраженного в совершении конкретных действий (деятельности). Отсутствие информации о видах услуг, которые необходимо выполнить исполнителю в рамках устранения неисправностей, свидетельствует о несогласованности существенных условий рассматриваемого договора.
Как пояснено представителями заказчика, устранение мелких неисправностей это текущий ремонт. В соответствии с ГОСТ 18322-78 текущий ремонт медицинской техники представляет собой неплановый мелкий ремонт медицинской техники. Текущий ремонт выполняется в процессе текущего технического обслуживания и заключается в замене или восстановлении отдельных частей ИМТ.
Вместе с тем, из ГОСТа 18322-78 не следует, что устранение неисправностей и текущий ремонт являются тождественными понятиями. Ссылка заказчика на письмо ООО "Медтехника", в котором содержатся выводы о тождественности указанных понятий, является ненадлежащей, поскольку указанный документ не носит нормативного характера и не представлен на заседание Комиссии Челябинского УФАС России. Каких-либо иных официальных документов, свидетельствующих об идентичности рассматриваемых понятий, заказчиком в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что в нарушение пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе описание объекта закупки не носит объективного характера.
По результатам проведения внеплановой проверки в действиях заказчика выявлены следующие нарушения.
1. В нарушение пункта 7.1 части 1 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе заказчиком в аукционной документации не установлено требование в соответствии с которым участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
При этом, в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 03.06.2011 N 107-ФЗ "Об исчислении времени" календарная дата - порядковый номер календарного дня, порядковый номер или наименование календарного месяца и порядковый номер календарного года.
В пункте 17 раздела I аукционной документации указано, что любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе с момента размещения извещения о его проведении - до 05 марта 2017 года.
Однако, исходя из информации, содержащейся в указанном пункте аукционной документации, не представляется возможным определить конкретную дату начала предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе.
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении заказчиком пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "ТрансМед" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N 0369100029317000019 на техническое обслуживание медицинского оборудования в ФКУЗ "МСЧ МВД России по Челябинской области" обоснованными.
2. Признать в действиях заказчика нарушения пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения пункта 7.1 части 1 статьи 31, пункта 11 части 1, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, электронной площадке предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии А.А. Васянина
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 15 марта 2017 г. N 85-ж/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.03.2017