Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 16 марта 2017 г. N 95-ж/2017
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Яковлевой Е.Н. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "Акмедика", в присутствии:
- представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная туберкулезная больница N1", действующего на основании доверенности N 231 от 15.03.2017,
- представителя ООО "Акмедика", действующего на основании доверенности N 2 от 14.03.2017,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "Акмедика" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку антибактериальных противотуберкулезных средств (извещение N 0369200018317000024) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 22.02.2017 Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Областная туберкулезная больница N1" объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 437 833, 20 копеек.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 02.03.2017 в 12:00.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Акмедика" контракт не заключен.
На заседании Комиссии заявитель поддержал доводы жалобы и пояснил следующее.
Аукционная комиссия неправомерно отклонила заявку заявителя, так как предложенная дозировка препарата (1 г.) с учетом общего количества требуемого лекарственного препарата соответствует требованиям документации об аукционе, в связи с чем участник закупке подлежит допуску к участию в аукционе.
Представитель заказчика с доводами жалобы заявителя не согласился, представил письменные пояснения и на заседании Комиссии указал следующее.
В документации о закупке установлены требования о необходимости поставки лекарственного препарата с МНН "аминосалициловая кислота" с указанием конкретной дозировки - 2г, тогда как в составе заявки предложена дозировка - 1 г, что не соответствует требованиям документации о закупке.
Таким образом, аукционная комиссия правомерно отклонила заявку заявителя от участия в аукционе.
Заслушав пояснения заказчика и заявителя, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно подпункту б пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара в первой части заявки требуется указание конкретных показателей, соответствующих значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В пункте 45 информационной карты документации об аукционе в требованиях к содержанию и составу первой части заявки на участие в электронном аукционе указано, что первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе в части II. "Техническое задание", и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В части 2 документации о закупке содержится таблица с наименованием и описанием объекта закупки, в которой установлены международное непатентованное наименование (далее - МНН) лекарственного средства - аминосалициловая кислота, требование к лекарственной форме - таблетки, покрытые кишечнорастворимой оболочкой, дозировка - 2 г N200, количество и форма выпуска лекарственного средства - 20 упаковок.
С учетом буквального толкования требований к составу первой части заявки и характеристик к товару, указанных в спецификации, следует, что участник закупки должен конкретизировать требования к дозировке лекарственного средства в пределах показателя указанного в техническом задании, то есть указать дозировку в качестве неизменяемого показателя - 2г.
При этом, возможность перерасчета таблеток в случае предложения лекарственного средства большей или меньшей массы (дозировки) документацией о закупке не предусмотрено.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе от 03.03.2017 (далее - протокол) заявка заявителя (порядковый номер заявки N 2) отклонена ввиду представления показателя товара, не соответствующего требованиям документации со ссылкой на пункт 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Как установлено на заседании Комиссии в первой части заявки ООО "Акмедика" представлены характеристики аминосалициловой кислоты с торговым наименованием "ПАСК Акри" с дозировкой 1 г, что противоречит техническому заданию, в котором предусмотрена возможность поставки только двухграммовых таблеток.
Согласно пунктам 1, 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе основанием отказа в допуске к участию в аукционе участника закупки является непредоставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации, а также несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
На основании изложенного, решение аукционной комиссии об отказе в допуске к участию в аукционе ООО "Акмедика", предложившего в составе заявки лекарственное средство с дозировкой, не соответствующей требованиям документации о закупке, является правомерным согласно пункту 45 информационной карты документации об аукционе, части 1, пункту 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 3 статьи 13 Закона о контрактной системе, заказчиками осуществляются закупки, в том числе, для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общих принципов законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что при закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчика основанием для проведения любой закупки является наличие потребности заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, при закупке товаров (работ, услуг) заказчик обязан раскрыть содержание объекта закупки, в том числе указать максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, отражающие потребность заказчика.
При рассмотрении жалобы на действия аукционной комиссии установлено, что в части 2 документации о закупке содержится таблица с наименованием и описанием объекта закупки, в которой установлены международное непатентованное наименование (далее - МНН) лекарственного средства - аминосалициловая кислота, требование к лекарственной форме - таблетки покрытые кишечнорастворимой оболочкой, дозировка - 2 г N200, количество и форма выпуска лекарственного средства - 20 упаковок.
Вместе с тем, из государственного реестра лекарственных средств следует, что препараты с МНН аминосалициловая кислота выпускаются в форме таблеток и гранул, покрытых кишечнорастворимой оболочкой, а также с различной дозировкой (1 г, 2 г., 200 мг, 500 мг.).
При этом, общим медицинским назначением указанных лекарственных средств является лечение туберкулезных заболеваний.
Как указано, в разъяснении ФАС России от 18.10.2016 исх. N ИА/71493/16 "о закупках лекарственных препаратов, имеющих МНН "Аминосалициловая кислота" результаты анализа рынка препарата с указанным МНН показали, что лекарственные формы препарата "таблетки" и "гранулы" относятся к одному товарному рынку могут применяться к одной группе пациентов с одинаковыми показаниями и противопоказаниями к применению с достижением эквивалентного терапевтического эффекта.
При этом, в разъяснениях указано, что конкретная дозировка, лекарственная форма, количество препарата в потребительской упаковке без указания возможности поставки эквивалента может приводить к ограничению количества участников закупки.
Таким образом, с учетом положений законодательства о контрактной системе и разъяснений контролирующего органа, описание объекта закупки должно содержать характеристики лекарственного средства, обеспечивающие единый лечебный эффект. При этом достижение указанного эффекта может быть достигнуто, в том числе с помощью различных лекарственных форм, дозировки препарата, что свидетельствует об объективном описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33, пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Как следует из устных и письменных пояснений заказчика увеличение дозировки (2 г, а не 1 г) лекарственного средства обусловлено необходимостью применения меньшего количества таблеток пациентам с туберкулезными заболеваниями в целях снижения психологического напряжения, а также в связи с уменьшением побочного эффекта от вспомогательных веществ, входящих в состав препарата. В части указания в документации о закупке лекарственной формы препарата "таблетки" заказчик пояснил, что данная форма включена по рекомендации врачей лечебного учреждения.
Вместе с тем, на заседании Комиссии заказчиком не представлены доказательства наличия побочного эффекта в связи с применением большего количества лекарственного препарата при условии общей одинаковой дозировки. Кроме того, заказчиком не представлены сведения о том, каким образом указанная в документации о закупке лекарственная форма и дозировка препарата повлияет на терапевтический эффект при лечении больных туберкулезом.
Кроме того, анализ государственного реестра лекарственных средств показывает, что дозировке и лекарственной форме препарата с МНН "Аминосалициловая кислота", указанной документации о закупке, соответствует единственный препарат "Симпас" производства Симпекс Фарма Пвт.Лтд (Индия). Указанная информация подтверждается письменными пояснениями заказчика.
Из коммерческих предложений (исх. б/н от 31.01.2017), положенных в обоснование начальной (максимальной) цены контракта, следует, что к поставке предлагается только препарат "Симпас".
Анализ результатов рассмотрения первых частей заявок также показал, что только один участник закупи (порядковый номер 3) предложил к поставке препарат "Симпас", тогда как 3 участникам закупки отказано в допуске к участию в аукционе в связи с указанием дозировки, не соответствующей требованиям документации о закупке.
При этом, в государственном реестре лекарственных средств содержится 31 реестровая запись, отражающая сведения о лекарственных средствах с формой выпуска "гранулы" и более 20 реестровых записей препаратов с дозировкой, отличной от указанной заказчиком (1 г., 500 мг, 200 мг. и т.д.).
Таким образом, характеристики, указанные в техническом задании документации о закупке в части требований к лекарственной форме и дозировке препарата, не отвечают объективной потребности заказчика, которая может быть реализована путем закупки препарата с эквивалентными формой и дозировкой, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, что в итоге привело к признанию аукциона несостоявшимся.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Акмедика" на действия аукционной комиссии необоснованными.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе*.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.Н. Яковлева
И.О. Кокшарова
* Предписание размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр результатов контроля 44-ФЗ (94-ФЗ)" - поиск по N извещения - вкладка "изменения"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 16 марта 2017 г. N 95-ж/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.03.2017