Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 16 марта 2017 г. N 49-ВП/2017
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Яковлевой Е.Н. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
в ходе проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства о контрактной системе на основании возвращенной жалобы гражданина в присутствии:
- представителя Министерства социальных отношений Челябинской области, действующих на основании доверенности от 16.02.2017,
- представителя Министерства социальных отношений Челябинской области, действующих на основании доверенности от 16.02.2017,
- представителя Министерства социальных отношений Челябинской области, действующих на основании доверенности от 16.02.2017,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени проведения внеплановой проверки,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступило обращение гражданина на действия конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса на оказание услуг по изготовлению и установке надгробных сооружений (надгробных памятников) участникам Великой Отечественной войны, умершим (погибшим) до 12 июня 1990 года (изв. N 0169200000117000002) (далее - конкурс).
Извещение о проведении открытого конкурса опубликовано на официальном сайте 28.02.2017.
Начальная (максимальная) цена контракта по конкурсу - 7 713 315, 00 рублей.
На дату проведения внеплановой проверки контракт не заключен.
В обращении заявителя указано, что в конкурсной документации неправомерно установлен критерий оценки заявок на участие в конкурсе, а именно: опыт выполнения работ оценивается исходя из количества исполненных контрактов, а не из количества надгробных сооружений, установленных участником закупки, что может привести к ограничению количества участников закупки.
Кроме того, закупки, которые заказчик осуществлял ранее, включали порядок оценки заявок по указанному показателю в зависимости от количества изготовленных надгробных сооружений.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения и указали следующее.
Заказчиком правомерно установлен в качестве критерия оценки заявок опыт выполнения работ и показатели указанного критерия ввиде предоставления исполненных контрактов, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Кроме того, для заказчика существенным условием является наличие исполненного контракта, включая приемку и сдачу выполненных работ, в полном объеме.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии и с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Подпунктом б пункта 4 Правил установлено, что целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке нестоимостные критерии оценки, а именно: качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 28 Правил предусмотрено, что оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил.
Таким образом, в основе показателей нестоимостных критериев оценки должны содержаться объективные, полные и однозначные данные, позволяющие участнику закупки определить, какие сведения, характеризуются заказчиком с точки зрения лучших условий исполнения контракта, на основании которых конкурсная комиссия сможет произвести оценку заявок с учетом равного подхода ко всем участникам закупки.
Вместе с тем, требования к показателям, раскрывающим содержание нестоимостного критерия, в том числе к документам, подтверждающим опыт выполнения работ, связанный с предметом контракта, в Правилах не установлены, что дает право заказчику определить показатели с учетом требований, позволяющих выявить наилучшие условия исполнения контракта.
Согласно представленным материалам в конкурсной документации установлены следующие критерии оценки: "Цена контракта (значимость критерия: 60%). "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (значимость критерия: 40%) (пункт 24 информационной карты конкурсной документации).
По критерию "Квалификация участников закупки" одним из показателей является опыт выполнения работ, а именно: в рамках данного показателя оценивается наличие у участника закупки опыта оказания услуг по изготовлению и установке надгробных сооружений (надгробных памятников).
Подтверждающими документами за каждый календарный год являются копии ранее заключенных контрактов (договоров) с актами оказанных услуг об исполнении или иными документами, подтверждающими исполнение представленных контрактов (договоров), суммированное количество изготовленных и установленных надгробных сооружений (надгробных памятников) в которых должно составлять не менее 10% от общего количества надгробных сооружений (надгробных памятников) по данному конкурсу.
Таким образом, заказчиком установлен показатель, выраженный в предоставлении конкретных документов (контрактов, документов, подтверждающих исполнение контракта с указанием минимального количества надгробных сооружений), подтверждающих опыт выполнения работ сопоставимого характера и объема за конкретный период времени, что не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.
При этом, специальных требований к определению опыта выполнения работ путем оценки только количества изготовленных памятников, действующим законодательством не предусмотрено, что позволяет заказчику установить опыт выполнения работ в том числе с учетом документов, подтверждающих исполнение обязательств по контракту в полном объеме.
Таким образом, заказчиком установлены критерии оценки заявок, позволяющие выявить лучшее условие выполнения контракта, что соответствует пунктам 10, 28 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085, положениям пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
При этом, анализ закупок, которые заказчик осуществил в 2015-2016 гг., указанные в обращении, показывает, что на участие в конкурсах подано по несколько заявок, что свидетельствует о наличии конкурентной борьбы при осуществлении конкурсов.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
По результатам проведения внеплановой проверки доводы обращения не нашли своего подтверждения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Е.Н. Яковлева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 16 марта 2017 г. N 49-ВП/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.03.2017