Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 21 марта 2017 г. N 04-01/77-2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Комиссия) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
<_>,
рассмотрев жалобу ООО "Доминанта" (г. Екатеринбург) (далее - Заявитель) на действия Заказчика - Администрации муниципального образования Ямальский район (ИНН: 8909000394) при осуществлении закупки "Приобретение печей чумовых для выдачи тундровому населению" (извещение N 0190300000417000107http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика - Администрация муниципального образования Ямальский район при осуществлении закупки "Приобретение печей чумовых для выдачи тундровому населению" (извещение N 0190300000417000107http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651).
Начальная максимальная цена контракта - 7 000 000,00 рублей.
По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлен короткий срок поставки товара, что нарушает требования Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено:
В рамках выполнения полномочий, установленных Законом о контрактной системе, Управление муниципального заказа и торговли является юридическим лицом, уполномоченным на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков муниципального образования Ямальский район (далее - Уполномоченный орган).
На основании заявки на осуществление закупки, поданной заказчиком Администрации муниципального образования Ямальский район, в соответствии с регламентом взаимодействия Управление муниципального заказа и торговли и заказчиков при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), извещение о проведении электронного аукциона N 0190300000417000107 было опубликовано Уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://zakupki.gov.ru/ 06.03.2017 года.
Извещением о проведении электронного аукциона N 0190300000417000107 об осуществлении закупки была установлена дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 14.03.2017 года 09:00 часов местного времени.
На дату окончания срока подачи заявок - 14.03.2017 заявки на участие в электронном аукционе не поступали.
По итогам рассмотрения первых частей заявок аукцион признан несостоявшимся, протокол рассмотрения первых частей участников аукциона размещен на ЭТП "Сбербанк-АСТ" 17.03.2017 г.
Из представленных пояснений Заказчика следует.
Причиной установления короткого срока поставки товара являлось не стремление ограничить конкуренцию, а сложившиеся обстоятельства и необходимость в поставке товара, а именно, при переходе в 2017 году на обновленную единую информационную систему (далее - ЕИС) заказчики Российской Федерации столкнулись с некорректной работой системы.
С ошибками в работе с ЕИС столкнулась и Администрация муниципального образования Ямальский район. Свидетельством того, что различные ошибки в работе в ЕИС обладают массовым характером, инициирован сбор жалоб по поручению Министерства экономического развития Российской Федерации общественной организации "Форум контрактных отношений" об ошибках, недочётах, мешающих качественной и эффективной работе с ЕИС http://zakupki.gov.ru/ для принятия решений по усовершенствованию работы единой информационной системы ( http://www.fko.msk.ru/fko/complaints/detail.php?ID=1413).
Администрация муниципального образования Ямальский район в январе текущего года добавляла позицию в план-график на приобретение комплектов чумов и комплектующих частей чума для нужд МО с. Сеяха. Однако отправив на контроль, в позиции плана графика возникли ошибки, которые не позволяли опубликовать план-график. Заказчик неоднократно обращался, по средством телефонной связи, в техническую поддержку http://zakupki.gov.ru/, для устранения ошибок, на что техподдержка в письмах уведомляла об устранении ошибок. Де-факто ошибки не были устранены, и Заказчик вновь обращался в техническую поддержку, о чем свидетельствуют ее ответы.
07.02.2017 года Администрация муниципального образование Ямальский район приняла решение о письменном обращении в техническую поддержку с подробным описанием ошибки.
Суть проблемы заключалась в следующем: в позиции плана-графика "Приобретение комплектов чумов и комплектующих частей чума для нужд МО с. Сеяха" не удавалось установить код ОКПД 2, отменить данную позицию тоже не представлялось возможным, в связи с тем, что установление кода ОКПД 2 являлось обязательным для формирования плана-графика, то ЕИС не позволял опубликовать план-график.
Осуществление данной закупки планировалась на февраль 2017 года, в письме, которое отправлялось в техподдержку, срок осуществления закупки печей на сумму 7 000 000,00 рублей установлен 03.02.2017 года.
15.02.2017 года Администрации муниципального образования Ясмальский район удалось обойти, по средством стороннего интернет-браузера КриптоПро FOX, ошибку в позиции плана-графика и опубликовать его.
Однако в связи с тем, что некоторое время, план-график так и не был опубликован, сроки осуществления закупок иных позиций подходили к концу, согласно п. б п. 10 Постановления Правительства РФ N 554 от 05.06.2015 года "О требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требования к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг" (далее - Постановление) Администрация муниципального образование Ямальский район 17.02.2017 года внесла изменения в срок осуществления закупки данных печей. Согласно п. 11 Постановления, внесение изменений в план-график закупок по каждому объекту закупки осуществляется не позднее чем за 10 дней до дня размещения в единой информационной системе информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. Вместе с этим, дабы успеть поставить товар к моменту нахождения большинства кочевого населения в пределах села Яр-Сале, Администрация муниципального образования Ямальский район приняла решение установить срок поставки в течение 8 (дней).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
При этом, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям установленным заказчиком.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Из положений Закона о контрактной системе следует, что условия контракта являются неотъемлемой частью аукционной документации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, в том числе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг.
Из вышеизложенного следует, что установление требований и условий к поставляемому товару, в целях удовлетворения муниципальных нужд - является исключительным правом заказчика. Именно нужды Заказчика обуславливают, как установление требований, так и установление условий способных эти нужды удовлетворить.
Заказчик установил срок поставки товара в течение 8-дней с момента заключения контракта, о никакой предпочтительности поставки товара к 01-02 апреля 2017 года в аукционной документации речь не идет. Заказчик указал, что в связи со сложившимися традициями и маршрутами касланий тундрового населения в данный период ежегодно прибывает большое количество оленеводов и выдача товарно-материальных ценностей производится в период массового нахождения оленеводов в поселениях. Это означает, что тундровое население приезжает на праздник, и несколько дней будет находиться вблизи поселений, что позволит выдать в кратчайшие сроки закупаемый товар крайне необходимый для нужд кочевого населения.
Закон о контрактной системе регламентирует процедуру проведения конкурентной закупки на право заключение контракта, а значит и вступить в гражданские правоотношения. Так ч.1 ст. 527 Гражданского кодекса РФ гласит: государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд
Содержание контракта основывается на нормах гражданского законодательства, так согласно ч.2 ст. 525 Гражданского кодекса к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.
В свою очередь договор поставки товара является разновидностью договора купли-продажи, потому общие положения регламентированы в первом параграфе Главы 30 Раздела IV ГК РФ.
Применительно к доводам жалобы о разумности срока, сообщаем, что разумный срок понятие - субъективное, абстрактное, зависит от обстоятельств дела и не закреплено законодательством. Несмотря на обязанность заказчика устанавливать сроки поставки товара, применим аналогию права с параграфом 1 Главой 30 Раздела IV ГК ФР, так в ч.1 ст. 457 ГК РФ посвященной Сроку исполнения обязанности передать товар: срок исполнения продавцом обязанности передать товар покупателю определяется договором купли-продажи, а если договор не позволяет определить этот срок, в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 314 настоящего Кодекса
Согласно статье 314 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющие определить этот срок, а равно и в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования, обязательство должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не предусмотрена законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не вытекает из обычаев либо существа обязательства.
По смыслу законодателя когда срок исполнения не установлен, разумный срок его исполнения в течение семи дней.
Таким образом, заказчик стремился лишь удовлетворить муниципальные нужды, и в первую очередь нужды кочевого населения, в столь короткий срок по независящим от него обстоятельствам, опубликовав извещение о проведении данной закупки всем потенциальным участникам способным выполнить данный заказ.
Между тем, Комиссия обращает внимание на то, что частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Поскольку заявитель предполагают, что утвержденная документация ущемляет его права и законные интересы, положение части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе указывает, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок и вместе с тем, нарушены права и законные интересы заявителя.
Более того, необходимо иметь в виду, что установление в аукционной документации нарушения положений Закона о контрактной системе и выдача соответствующего предписания об устранении допущенных нарушений должно повлечь за собой восстановление нарушенных прав и законных интересов подателя жалобы, между тем, жалоба заявителя не содержит сведений или документов, подтверждающих нарушение прав и законных интересов участника закупки.
Таким образом, отсутствует факт нарушения прав и законных интересов заявителя, а заявителем может быть только лицо, чьи права и законные интересы нарушены.
При вышеизложенных обстоятельствах Комиссия контрольного органа приходит к выводу, об отсутствии в действиях Заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе Комиссия
решила:
Признать жалобу ООО "Доминанта" (г. Екатеринбург) на действия Заказчика - Администрации муниципального образования Ямальский район (ИНН: 8909000394) при осуществлении закупки "Приобретение печей чумовых для выдачи тундровому населению" (извещение N 0190300000417000107http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651) необоснованной.
Председатель Комиссии: <_>
Члены Комиссии: <_>
<_>
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 21 марта 2017 г. N 04-01/77-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.03.2017