Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 14 марта 2017 г. N 07-24-2936/17
Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотревжалобуООО "Универсал Клининг Сервис" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) комиссии по осуществлению закупок (далее - Аукционная комиссия) Московской областной таможни (далее - Заказчик) путем проведения ЗАО "Сбербанк - АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на комплекс работ по содержанию в чистоте служебных помещений и прилегающей территории на объектах МОТ (извещение N 0173100014917000008 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок- www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии в части принятия неправомерного решения об отказе в допуске заявки Заявителя к участию в Аукционе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте - 13.02.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 3 604 866 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 01.03.2017;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников -02.03.2017;
5) дата проведения Аукциона - 06.03.2017;
6) на участие в Аукционе подано 8 заявок от участников закупки;
7) к участию в Аукционе допущена 1 заявка от участника закупки;
8) Аукцион признан несостоявшимся;
9) по результатам рассмотрения вторых частей заявок, заявка единственного участника закупки признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации об Аукционе;
10) победителем Аукциона признано ООО "Городской Клининговый Центр" с предложением о цене контракта 3 604 866 рублей.
1. В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
1) В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 02.03.2017 N 0173100014917000008-1(далее - Протокол) Заявителю (порядковый номер 8) отказано в допуске к участию в Аукционе по следующему основанию:
"Единая комиссия не допускает к участию в открытом аукционе в электронной форме участника размещения заказа, подавшего заявку под номером N 8, в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 67 Федерального закона N 44-ФЗ, т.к. информация представленная участником в составе первой части заявки не соответствует требованиям документации, а именно, не предоставлена информация о месте происхождения товара или наименование производителя товара по всем наименованиям".
Изучив документацию об Аукционе Комиссия установила, что согласно инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе участник закупки представляет в любой удобной форме или по форме, рекомендованной заказчиком, информацию о конкретных показателях товара (материала), используемого при выполнении работ, оказании услуг, соответствующих значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме (далее - аукционная документация) и подлежащих проверке заказчиком при приемке товара, выполненных работ, оказанных услуг, а также сведения о товарном знаке (его словесном обозначении) (при наличии), знаке обслуживания (при наличии), фирменном наименовании (при наличии), патенте (при наличии), полезных моделях (при наличии), промышленных образцах (при наличии), наименовании страны происхождения товара.
Изучив заявку Заявителя Комиссия установила, что в составе заявки участника закупка указано наименование страны происхождения товара, что соответствует требованиям Закона о контрактной системе и документации об Аукционе.
Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки указывать товарные знаки и наименования производителей предлагаемых к поставке товаров, в этой связи отклонение заявок на участие в Аукционе из-за отсутствия товарного знака и наименований производителей товаров в заявке неправомерно.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о нарушении Аукционной комиссией части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе в части неправомерного отклонения заявок от участия в Аукционе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2) В соответствии с Протоколом участнику закупки с порядковым номером 3 отказано в допуске к участию в Аукционе по следующему основанию:
"Единая комиссия не допускает к участию в открытом аукционе в электронной форме участника размещения заказа, подавшего заявку под номером N 2, в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 67 Федерального закона N 44-ФЗ, т.к. информация представленная участником в составе первой части заявки не соответствует требованиям документации, а именно: - в п. 3 и в п. 24 таблицы 1 не указан конкретный показатель концентрации рабочих растворов".
Изучив документацию об Аукционе Комиссия установила, что для товара "Концентрированное жидкое пенное моющее средство для ухода за мягкими и твёрдыми поверхностями" в приложении N 1 к техническому заданию документации об Аукционе установлен показатель с требуемым значением "Концентрация рабочих растворов для чистки ковровых покрытий, текстиля, мягкой мебели 5*-20* %".
Согласно инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе "символы "многоточие", "тире" установленные между значениями, следует читать как необходимость указания конкретного значения, включая крайние значения (кроме температурных показателей).
В случае, если требуемое значение параметра сопровождается знаком * (звездочка), в том числе значение, включенное в диапазон значений, то участник вправе указать крайнее значение требуемого параметра.При этом, не допускается указание крайнего значения параметра, не сопровождающегося знаком * (звездочка).
В случае если указанные с применением символа (знака) "-" (черточка, тире, дефис) и знака"_" (многоточие) между значениями (пример "5_10") означают диапазон допустимых параметров (значений), из которого необходимо выбрать конкретный показатель в пределах этого диапазона".
Исходя из вышеизложенного участникам закупки не представляется возможным понять конкретное либо диапазонное значение необходимо указывать при значениях, установленных через знак "тире".
Комиссия пришла к выводу о нарушении Заказчиком пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части утверждения документации об Аукционе, содержащей ненадлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в Аукционе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, с учетом допущенных Заказчиком нарушений при утверждении документации об Аукционе, отклонение заявок за предоставление информации, установленной документацией об Аукционе с нарушениями, неправомерно.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о нарушении Аукционной комиссией части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе в части неправомерного отклонения заявки от участия в Аукционе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3)В соответствии с Протоколом участнику закупки с порядковым номером 9 отказано в допуске к участию в Аукционе по следующему основанию:
"Единая комиссия не допускает к участию в открытом аукционе в электронной форме участника размещения заказа, подавшего заявку под номером N 9, в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 67 Федерального закона N 44-ФЗ, т.к. информация представленная участником в составе первой части заявки не соответствует требованиям документации, а именно: - в п. 5 таблицы 2 показатели содержания полезной микрофлоры грунта не соответствуют указанным в документации: содержание азотобактерий должно быть не менее 106-107 клеток в 1 г, а в заявке участника указано 106-107 клеток в 1 г; содержание фосфорных бактерий должно быть не менее 107-108 клеток в 1 г, а в заявке участника указано 106-107 клеток в 1 г и т.д.".
Изучив документацию об Аукционе Комиссия установила, что в том числе для товара "Насыпка растительного грунта слоем 30 мм" в приложении N 1 к техническому заданию документации об Аукционе установлены в том числе показатели с требуемыми значениями:
"Должен содержать следующий состав естественной полезной микрофлоры грунта:
- азотобактерии, способные усваивать азот из воздуха и снабжать им растение (не менее 106 - 107 клеток в 1 г);
- фосфорные бактерии, обеспечивающие растения доступным фосфором (не менее 107 - 108 клеток в 1 г);
- триходерма и др. микроорганизмы, выделяющие фитогормоны и противогрибковые антибиотики (не менее 105 - 108 клеток в 1 г);
- должен содержать микроорганизмы, поддерживающие реакции среды близкое к нейтральному pH = 6,5 - 7,0.
Должен содержать основные питательные элементы веществ в 100 г: азота (N) - не менее 30 мг;
фосфора (P2O5) - не менее 70 мг; калия (K2О) - не менее 80 мг;
pH солевой суспензии - 6,5 - 7,0".
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что положения документации об Аукционе в отношении ряда товаров, указанных в техническом задании документации об Аукционе, предусматривают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели результатов испытаний, а также химического, компонентного состава товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о результатах испытаний и химического, компонентного состава таких товаров.
Аналогичным образом Заказчиком допущены нарушения в ряде других пунктов приложения N 1 к техническому заданию документации об Аукционе в части установления избыточных требований к товарам.
Указанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, с учетом допущенных Заказчиком нарушений при утверждении документации об Аукционе, отклонение заявок за предоставление информации, установленной документацией об Аукционе с нарушениями, неправомерно.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о нарушении Аукционной комиссией части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе в части неправомерного отклонения заявки от участия в Аукционе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4) В соответствии с Протоколом участнику закупки с порядковым номером 7 отказано в допуске к участию в Аукционе по следующему основанию:
"Единая комиссия не допускает к участию в открытом аукционе в электронной форме участника размещения заказа, подавшего заявку под номером N 7, в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 67 Федерального закона N 44-ФЗ, т.к. информация представленная участником в составе первой части заявки не соответствует требованиям документации, а именно: - в п. 2 таблицы 2 показатели перепадов температуры состава не соответствуют указанным в документации: состав должен выдерживать перепады температуры от минус 40 до плюс 40 градусов, а в заявке участника показатели перепадов указаны минус 35 ... плюс 35 градусов".
Изучив документацию об Аукционе Комиссия установила, что Заказчиком в приложении N 1 к техническому заданию документации об Аукционе установлены требования к товару "Побелка стволов деревьев специальными составами" с показателем "Состав должен выдерживать перепады температуры от минус 40°С до плюс 40°С".
Изучив заявку с порядковым номером 7 Комиссия установила, что для товара "Побелка стволов деревьев специальными составами"участник закупки указал показатель "Состав выдерживает перепады температуры от минус 35°С до плюс 35°С", что соответствует требованиям документации об Аукционе.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о нарушении Аукционной комиссией части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе в части неправомерного отклонения заявки от участия в Аукционе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Изучив документацию об Аукционе Комиссия установила, что Заказчиком в приложении N 1 к техническому заданию документации об Аукционе установлены требования к товару "Мешки для мусора".
При этом, объектом закупки является "комплекс работ по содержанию в чистоте служебных помещений и прилегающей территории на объектах МОТ" в этой связи товар "Мешки для мусора" не относится к функциональным, техническим и качественным характеристикам объекта закупки.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о нарушении Заказчиком пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части утверждения документации об Аукционе, содержащей ненадлежащее описание объекта закупки, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Изучив документацию об Аукционе Комиссия установила, что согласно инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе "сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме" (далее - Сведения о товаре) должны соответствовать ГОСТ: ГОСТ Р 54562-2011, ГОСТ 12.1.007-76, ГОСТ Р 52354-2005, ГОСТ 32521-2013, ГОСТ 10354-82, ГОСТ 18188-72,ГОСТ 30266-95, ГОСТ 12302-2013 и другим, разрешенных к применению на территории Российской Федерации и содержать значения параметров товара в соответствии, с которыми заказчик осуществляет приемку товара при выполнении работ, оказании услуг".
При этом, установленное Заказчиком в инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе требование о соответствии товаров ГОСТам не позволяет сопоставить ГОСТ к товару при заполнении заявки на участие в Аукционе.
Кроме того, в инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе не предусмотрено каким образом трактовать одновременное использование символов "запятая" и "или", в то время как в приложении N 1 к техническому заданию документации об Аукционе установлен например такой показатель как "Для плитки, кафеля, стекла, раковин, эмали, лакированных поверхностей или поверхностей с пластиковым покрытием, холодильников, плит, ванн и душевых кабинок, полов из синтетического материала".
Также инструкцией по заполнению заявки на участие в Аукционе установлено, что "в случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона не включая крайние значения".
При этом, приложение N 1 к техническому заданию документации об Аукционе содержит такие показатели как "Состав должен выдерживать перепады температуры от минус 40°С до плюс 40°С", по которым невозможно представить конкретные показатели.
Аналогичным образом Заказчиком ненадлежащим образом установлено требование о трактовке знака "тире", так как инструкцией по заполнению заявки на участие в Аукционе установлено, чтосимвол ""тире" установленный между значениями, следует читать как необходимость указания конкретного значения, включая крайние значения (кроме температурных показателей)". Вместе с тем, в приложении N 1 к техническому заданию документации об Аукционе установлены например такие показатели как"Кустики должны быть удлиненно-овальной формы, Мелкие линейно- ланцетные листья летом должны быть изумрудно- или светло-зеленые, осенью краснеющие".
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащим образом инструкцию по заполнению заявок на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Комиссией установлено, что в извещении о проведении Аукционе установлено "Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг - Ежемесячно".
При этом, в соответствии с техническим заданием документации об Аукционе работы должны выполняться ежедневно, еженедельно, ежемесячно и при наступлении определенных обстоятельств, что противоречит информации указанной в извещении о проведении Аукциона и вводит участников закупки в заблуждение.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о нарушении Заказчиком пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Изучив документацию об Аукционе Комиссия установила, что в техническом задании документации об Аукционе установлено, что "в случае выявления Подрядчиком загрязнений и дефектов, не входящих в виды работ по содержанию в чистоте технических и вспомогательных помещений, они должны быть устранены им за свой счет; в случае выявления Подрядчиком загрязнений и дефектов, не входящих в виды работ по содержанию в чистоте актового зала, они должны быть устранены им по договоренности с Заказчиком", что противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о нарушении Заказчиком пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. В соответствии с частью 9 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.
В соответствии с частью 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Изучив документацию об Аукционе Комиссия установила, что в пункте 6.5.1 приложения N 1 к проекту контракта документации об Аукционе установлено "Срок выполнения работ в период 01.03.17г. по 29.12.17 года".
Согласно информации, размещенной на Официальном сайте, протокол рассмотрения единственной заявки на участие в Аукционе составлен и опубликован 03.03.2017.
Учитывая вышеуказанные сроки Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком установлены сроки, не позволяющие выполнить работы, что противоречит положениям законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что действия Заказчиков не соответствуют части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, нарушают часть 10 статьи 70 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Универсал Клининг Сервис" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64, части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушения части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела от 14.03.2017 N 07-24-2936/17 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 14 марта 2017 г. N 07-24-2936/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.03.2017