Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 14 марта 2017 г. N 07-24-1795эп/17
Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотревжалобуООО "Перспектива"(далее - Заявитель) на действия (бездействие) Муниципального казенного учреждения культуры клубного типа "Русь" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ЗАО "Сбербанк - АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту систем отопления, холодного и горячего водоснабжения ДК "Мечта" (извещение N 0348300122817000001на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок- www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, документация об Аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном
сайте - 16.02.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 5 196 263,41 рубля;
3) дата окончания подачи заявок - 06.03.2017;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок
участников -13.03.2017;
5) дата проведения Аукциона -16.03.2017;
6) на участие в Аукционе подано 18 заявок от участников закупки;
7) к участию в Аукционе допущено5 заявок от участников закупки;
1.Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Информационной карте документации об Аукционе не установлены требования о соответствие участников Аукциона Постановлению Правительства Российской Федерации N 1457 и Указу Президента Российской Федерации от 28.11.2015 N 583 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики".
Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Изучив документацию об Аукционе, Комиссия установила, что в пункте 12 Информационной карты документации об Аукционе установлены "Требования к участникам электронного аукциона, предъявляемые в соответствии действующим законодательством Российской Федерации", в том числе требование под пунктом 11 "Участник закупки не находится под юрисдикцией Турецкой Республики и не является организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики".
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком не указано обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Изучив документацию об Аукционе, Комиссия установила, что Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе установлено"Цена Контракта составляет _______ (_____) рублей __ (___) копеек, в том числе НДС - _____%, _______ (______) рублей __ (___) копеек/без НДС (далее - Цена Контракта) является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта за исключением случаев, предусмотренных настоящим Контрактом и Федеральным законом N 44-ФЗ", что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Доказательств нарушения Заказчиком требований Закона о контрактной системе Заявителем на рассмотрение жалобы не представлено.
Следовательно, довод жалобы является необоснованным.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в приложении N 1 к техническому заданию документации об Аукционе установлены требования к техническим характеристикам товаров, которые необходимо заполнить участнику закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Изучив документацию об Аукционе Комиссия установила, что Заказчиком в приложении N 1 к техническому заданию документации об Аукционе установлены требования к техническим характеристикам товаров, например,такие показатели как: "Условная вязкость краски по вискозиметру типа ВЗ-246 при температуре (20,00,5) °С*";"Степень перетира"; "Массовая доля нелетучих веществ"; "Массовая концентрация водяных паров при температуре 20°С и давлении 101,3 кПа (760 мм рт.ст.)"; "Вязкость на ротационном экспресс-вискозиметре ЭВ-3"; "Разрывная нагрузка при растяжении".
При этом, участникам закупки не представляется возможным указать достоверные значения требуемых Заказчиком в документации об Аукционе показателей, так как участник закупки не обязан иметь в наличии товар, предлагаемый для использования при выполнении работ, на момент подачи заявки на участие в Аукционе, следовательно, требование к их указанию в составе заявки является избыточным требованием, что нарушает правило объективного характера описания объекта закупки.
Аналогичным образом нарушения допущены в ряде других товаров в части установления избыточных требований к показателям товаров.
Комиссия приходит к выводу, что требования к содержанию заявки, инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели компонентного состава, сведения о химическом составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 2 часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части ненадлежащего описания объекта закупки и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе, при заключении контракта на выполнение работ, для выполнения которых используется товар, должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, а также согласие, предусмотренное пунктом 2 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Согласно части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
1) Согласно протоколу рассмотрения заявок, на участие в Аукционе от 13.03.2017 N 0348300122817000001-1 (далее - Протокол) заявка участника закупки с порядковым номером 2 признана несоответствующей требованиям документации об Аукционе по следующим основанию:
"В соответствии с пп. 1, 2 ч. 4 ст. 67 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. участником в первой части заявки (п.35) представлена недостоверная информация и не соответствующая требованиям Документации об аукционе (Приложение N 1 к Технической части - Таблица "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре.."), а именно: "Радиаторы ГОСТ 31311-2005. Приборы отопительные. Общие технические условия" Участник указал, что "Рабочее давление 0,9 МПа" и "Пробное давление 0,6 МПа". В соответствии с п. 5.2 ГОСТ 31311 "5.2 Отопительные приборы должны быть прочными и герметичными и выдерживать пробное давление воды или воздуха, превышающее не менее чем в 1,5 раза максимальное рабочее давление, но не менее 0,6 МПа"."
Изучив документацию об Аукционе Комиссия установила, что в приложении N 1 к техническому заданию документации об Аукционе установлены требования к товару "Радиаторы ГОСТ 31311-2005" установлены показатели "Пробное давление" с требуемым значением "0,6 МПа" и "Рабочее давление" с требуемым значением "
0,9 МПа".
При этом, согласно требованиям, установленным в пункте 5.2 ГОСТ 31311 "Отопительные приборы должны быть прочными и герметичными и выдерживать пробное давление воды или воздуха, превышающее не менее чем в 1,5 раза максимальное рабочее давление, но не менее 0,6 МПа" регламентируется соотношение характеристик, "максимальное рабочее давление" и "пробное давление", но не установлено соотношение характеристик "рабочее давление" и "пробное давление".
Изучив заявку участника закупки под номером 2, Комиссия установила, что в заявкепо товару "Радиаторы" указаны показатели "Пробное давление" со значением "0,6 МПа" и "Рабочее давление" со значением "0,9 МПа", что соответствует требованиям документации об Аукционе.
На заседание Комиссии представитель Заказчика не представил документов, подтверждающих, что участник закупки под номером 2 не соответствует требованиям документации об Аукционе.
В этой связи отклонение заявки участника закупки под номером 2 неправомерно.
По аналогичным основаниям отклонены заявки с порядковыми номерами: 3, 4, 12, 15, 17, 18.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что действия Аукционной комиссии нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2) Согласно протоколу рассмотрения заявок, на участие в Аукционе от 13.03.2017 N 0348300122817000001-1 (далее - Протокол) заявка участника закупки с порядковым номером 5 признана несоответствующей требованиям документации об Аукционе по следующим основанию:
"В соответствии с пп. 1, 2 ч. 4 ст. 67 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. участником в первой части заявки (п.66) представлена недостоверная информация и не соответствующая требованиям Документации об аукционе (Приложение N 1 к Технической части - Таблица "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре.."), а именно: "Сетка плетеная ГОСТ 5336-80 Сетки стальные плетеные одинарные. Технические условия, Участник указал, что "Группа по точности размера ячейки: 1" и "Рулоны: Сетки свернуты в рулоны. Рулон состоит из одного куска сетки длиной 5 м". В соответствии с п. 2.6 ГОСТ 5336 "Для сеток группы 1 рулон должен состоять из одного куска длиной не менее 10 м для сеток NN 5-60 и не менее 5 м для сеток NN 80, 100""
Изучив документацию об Аукционе Комиссия установила, что в приложении N 1 к техническому заданию документации об Аукционе установлены требования к товару "Сетка плетеная ГОСТ 5336-80" установлены показатели "Группа по точности размера ячейки"с требуемым значением "1 или 2", "Номер сетки" с требуемым значением "Должен быть 12,0" и "Рулоны" с требуемым значением "Сетки должны быть свернуты в рулоны. Рулон состоит из одного куска сетки длиной 5 м".
При этом, согласно ГОСТ 5336-80 Сетка N 12 соответствует только 1 группе сеток по точности размера ячейки. Заказчиком в приложении N 1 к техническому заданию документации об Аукционе установлен показатель "Группа по точности размера ячейки" с требуемым значением "1 или 2", что не позволяет участникам надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе в соответствии с требуемым ГОСТ.
Следовательно, Заказчиком установлены значения показателей по товару "Сетка плетеная ГОСТ 5336-80" не соответствующие ГОСТ.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о нарушении Заказчиком пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части утверждения документации об Аукционе, содержащей ненадлежащее описание объекта закупки, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, с учетом допущенных Заказчиком нарушений при утверждении документации об Аукционе, отклонение заявок за предоставление информации, установленной документацией об Аукционе с нарушениями, неправомерно.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о нарушении Аукционной комиссией части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе в части неправомерного отклонения заявок от участия в Аукционе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3) Согласно протоколу рассмотрения заявок, на участие в Аукционе от 13.03.2017 N 0348300122817000001-1 (далее - Протокол) заявка участника закупки с порядковым номером 16 признана несоответствующей требованиям документации об Аукционе по следующим основанию:
"В соответствии с пп. 1, 2 ч. 4 ст. 67 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. участником в первой части заявки (п.39) представлена недостоверная информация и не соответствующая требованиям Документации об аукционе (Приложение N 1 к Технической части - Таблица "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре.."), а именно: "Бетон тяжелый ГОСТ 7473-2010. Смеси бетонные. Технические условия ГОСТ 26633-2012 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия ГОСТ 30108-94. Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов ГОСТ 12730.5-84. Бетоны. Методы определения водонепроницаемости ГОСТ 25192-2012 Бетоны. Классификация и общие технические требования" Участник указал, что "В зависимости от показателя удобоукладываемости бетонные смеси подразделяют на группы: подвижные", "Марка по расплыву конуса Р3". В соответствии с п. 4.2 ГОСТ 7473-2010 Марка по расплыву конуса Р3 характеризует растекающиеся смеси, а не подвижные"
Изучив документацию об Аукционе Комиссия установила, что в приложении N 1 к техническому заданию документации об Аукционе установлены требования к товару "Бетон тяжелый ГОСТ 7473-2010. Смеси бетонные. Технические условия ГОСТ 26633-2012 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия ГОСТ 30108-94. Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов ГОСТ 12730.5-84. Бетоны. Методы определения водонепроницаемости ГОСТ 25192-2012 Бетоны" установлены показатели "В зависимости от показателя удобоукладываемости бетонные смеси подразделяют на группы:подвижные; растекающиеся"и "Марка по расплыву конуса" с требуемым значением "Р3; Р4".
При этом, согласно требованиям, установленным пунктом 5.1.4 ГОСТ 7473-2010 в зависимости от показателя удобоукладываемости бетонные смеси подразделяют на марки в соответствии с таблицами 1-4.
Таблица 1 - Марки по расплыву конуса*
_______________
*Испытание см. [1].
|
|
Марка |
Расплыв конуса, см |
Р1 |
Менее 35 |
Р2 |
35-41 |
Р3 |
42-48 |
Р4 |
49-55 |
Р5 |
56-62 |
Р6 |
Более 62 |
При этом, участникам закупки не представляется возможным указать достоверные значения требуемых Заказчиком в документации об Аукционе показателей, так как участник закупки не обязан иметь в наличии товар, предлагаемый для использования при выполнении работ, на момент подачи заявки на участие в Аукционе, следовательно, требование к их указанию в составе заявки является избыточным требованием, что нарушает правило объективного характера описания объекта закупки.
Комиссия приходит к выводу, что требования к содержанию заявки, инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели компонентного состава, сведения о химическом составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров.
Следовательно действия Заказчика нарушают пункт 2 часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части ненадлежащего описания объекта закупки и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В этой связи отклонение заявки участника закупки под номером 16 неправомерно.
По аналогичному основанию отклонена заявка с порядковым номером 19.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что действия Аукционной комиссии нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе Заказчику, Оператору электронной площадки не выдавать, так как ранее выдано по делу от 14.03.2017 N 07-24-1812эп/17.
5. Передать материалы дела от 14.03.2017 N 07-24-1795эп/17 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 14 марта 2017 г. N 07-24-1795эп/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.03.2017