Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 13 марта 2014 г. N 23-ВП-2014
Резолютивная часть решения оглашена 13 марта 2014 года.
Решение изготовлено в полном объеме 18 марта 2014 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 17.02.2014 N34 в составе:
Котеева В.В. - заместителя руководителя (председатель комиссии);
Давыдовой Н.А. - специалиста-эксперта отдела контроля закупок и
торгов (член Комиссии);
Скворцовой Т.В. - старшего специалиста 3 разряда отдела контроля
закупок и торгов (член Комиссии);
при участии представителей:
Заявителя - Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики:
Егоровой Дины Вячеславовны, по доверенности от 05.03.2014,
Уполномоченного органа - Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам:
Осиповой Ирины Владимировны, по доверенности,
Заказчика - Бюджетного учреждения Чувашской Республики "Городской клинический центр" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики:
Лисенковой Ирины Юрьевны - главного врача,
Вязовой Татьяны Геннадьевны, по доверенности,
в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии 03.03.2014 поступила информация Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики (далее - Минэкономразвития Чувашии, Заявитель) о нарушении законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку смесей белковых композитных сухих (изв. N0115200001114000058).
В информации Минэкономразвития Чувашии сообщает, что при проведении вышеназванного электронного аукциона Уполномоченным органом - Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (далее - Госслужба Чувашии по конкурентной политике и тарифам, Уполномоченный орган) и Заказчиком - Бюджетным учреждением Чувашской Республики "Городской клинический центр" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики (далее - БУ "Городской клинический центр" Минздравсоцразвития Чувашии, Заказчик) допущены следующие нарушения Закона о контрактной системе:
1. В пункте 19 Информационной карты документации об аукционе установлено, что к участию в электронном аукционе допускаются только субъекты малого предпринимательства, без указания допуска к участию в электронном аукционе социально ориентированных некоммерческих организаций, что ограничивает круг участников закупки и нарушает требования части 1 статьи 27 Закона о контрактной системе.
2. Не установлено требование о представлении в составе второй части заявки документов, подтверждающих право участника закупки на получение преимуществ в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе или копии таких документов, что нарушает требования пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В проекте контракта не установлен размер штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, что нарушает требования части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе.
На заседании представители Уполномоченного органа и Заказчика не согласились с указанными доводами по следующим основаниям:
1. Федеральным законом от 12.01.1996 N7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях) определены виды деятельности, которые осуществляют социально ориентированные некоммерческие организации (далее - СОНК) (часть 1 статьи 31.1 Закона). Среди указанных в Законе видов деятельности не указана деятельность по поставке смесей белковых композитных сухих.
Таким образом, СОНК не смогут осуществить поставку вышеуказанного товара. Следовательно, Заказчик при установлении преференций должен исходить из предмета контракта. Кроме того, Законом о контрактной системе установлено требование о необходимости размещения закупки у субъектов малого предпринимательства и СОНК не менее 15% совокупного годового объема закупок, т.е. Заказчик вправе разделить закупку отдельно у субъектов малого предпринимательства и отдельно у СОНК.
2. Законом о контрактной системе не установлено, какие документы должны быть представлены, в подтверждение права участника закупки на получение преимуществ в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе. Кроме того, в статье 33 Закона о контрактной системе указано, что участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства.
3. Сумма штрафа будет устанавливаться исходя из суммы контракта, поскольку Заказчику не известно какая сумма будет предложена победителем аукциона. В Постановлении Правительства Российской Федерации указано, что размеры штрафа устанавливаются в виде фиксированной суммы, определяемые исходя из цены контракта.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) установила следующее.
Извещением N 0115200001114000058, размещенным Уполномоченным органом на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 05 февраля 2014 года, объявлено о проведении электронного аукциона среди субъектов малого предпринимательства на право заключить контракт на поставку смесей белковых композитных сухих с начальной (максимальной) ценой контракта 1 207 000,00 рублей.
1. В силу части 4 статьи 27 Закона о контрактной системе преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона предоставляются при осуществлении закупок:
1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;
2) организациям инвалидов;
3) субъектам малого предпринимательства;
4) социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно части 1 статьи 27 Закона о контрактной системе участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Пунктом 19 Информационной карты документации об аукционе Уполномоченным органом установлено, что к участию в аукционе допускаются только субъекты малого предпринимательства, соответствующие требованиям установленным статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации".
Комиссия, изучив требования к участникам закупки, приходит к выводу, что указанное требование установлено обоснованно, поскольку Законом о контрактной системе не определен запрет разделения закупок на субъекты малого предпринимательства отдельно от СОНК.
Кроме того, Комиссия отмечает, что СОНК осуществляют деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 Закон о некоммерческих организациях, в которые не входит поставка товаров.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Уполномоченного органа по указанным доводам нарушения части 1 статьи 27 Закона о контрактной системе отсутствуют.
2. Пунктом 19 Информационной карты документации об аукционе установлено, что к участию в аукционе допускаются только субъекты малого предпринимательства, соответствующие требованиям установленным статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации"(далее - Закон N 209-ФЗ), соответствующие требованиям п.1 ч.1 ст.4, п.2 ч.1 ст.4, п.3 ч.1 ст.4 Закона N 209-ФЗ.
Условия отнесения к категории субъектов малого предпринимательства предусмотрены статьей 4 Закона N 209-ФЗ.
В пункте 33 Информационной карты документации об аукционе установлено, что в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе участники закупки обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 5 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Комиссия отмечает, что Законом о контрактной системе не установлено, какие конкретно документы должны быть представлены, в подтверждение права участника закупки на получение преимуществ в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что подтверждение отношения к субъектам малого предпринимательства осуществляется путем декларирования в заявке на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства на участие в закупке.
3. Согласно части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений названного закона утверждены Правила, положениями которых устанавливается порядок определения размера штрафа и пени для случаев нарушения исполнения стороной контракта принятых обязательств (Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление)).
Согласно пункту 8.2 проекта контракта в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Однако в проекте контракта Заказчиком не отражены размеры штрафа, за ненадлежащее исполнением заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, определяемых в процентном соотношении в соответствии с
Порядком, установленном Правительством Российской Федерации, что является нарушением частей 5 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Довод Уполномоченного органа и Заказчика о том, что сумма штрафа будет устанавливаться исходя из суммы контракта не принимается Комиссией, поскольку Постановлением определено процентное соотношение исходя из суммы контракта. Начальная (максимальная) цена контракта рассматриваемого электронного аукциона установлена в размере 1 207 000,00 руб.
Таким образом, в соответствии с Постановлением, Заказчиком в проекте контракта должен быть указан размер штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом в размере 2,5 %.
Кроме того, Комиссия отмечает, что в пункте 8.5 проекта контракта Заказчиком указанное требование Закона о контрактной системе и Постановления в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлено.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
РЕШИЛА:
Признать в действиях Заказчика - Бюджетного учреждения Чувашской Республики "Городской клинический центр" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики нарушение части 5 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона среди субъектов малого предпринимательства на право заключить контракт на поставку смесей белковых композитных сухих (изв. N0115200001114000058).
Председатель Комиссии В.В. Котеев
Члены Комиссии Н.А. Давыдова
Т.В. Скворцова
Примечание: Решение Комиссии Чувашского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов
может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его
принятия (часть 9 статьи 106 Закона о контрактной системе).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 13 марта 2014 г. N 23-ВП-2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.03.2014