Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 28 марта 2014 г. N 127К-2014
Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю закупок в составе:
Ведущей заседание Комиссии - Д.М. Халлаевой - Зам. руководителя Дагестанского УФАС России;
Членов Комиссии:
Мамеднебиева А.М. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и органов власти Дагестанского УФАС России;
Агамирзаева В.А. - Главного специалиста - эксперта контроля за торговой деятельностью, недобросовестной конкуренцией и рекламы Дагестанского УФАС России;
Магомедзагирова М.Х. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и органов власти Дагестанского УФАС России;
Магомедова К.Г. - Ведущего специалиста-эксперта отдела закупок и органов власти Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ООО "Дорстройхолдинг" (далее - Заявитель) на действия заказчика - Государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Республики Дагестан" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса N 0303200028614000005 на строительство автомобильной дороги Махачкала-Аэропорт с подъездом к г. Каспийск (IV-пусковой комплекс),
в присутствии: представителя Заявителя - Ибрагимовой Д.Д. (доверенность от 27.03.2014, N16), представителя Заказчика - Абусаламова М.А. (доверенность от 27.03.2014 N9/357),
У С Т А Н О В И Л А:
21.03.2014 в Дагестанское УФАС России поступила жалоба от поступила жалоба ООО "Дорстройхолдинг" (далее - Заявитель) на действия заказчика - Государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Республики Дагестан" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса N 0303200028614000005 на строительство автомобильной дороги Махачкала-Аэропорт с подъездом к г. Каспийск (IV-пусковой комплекс) (далее - конкурс).
В жалобе Заявителя указывается следующее:
- Заказчиком установлены требования к участникам закупки, не предусмотренные законодательством Российской Федерации о закупках;
- в нарушение требований ч. 16 ст. 34 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не указано, что Заказчиком заключается "контракт жизненного цикла";
- в извещении об осуществлении закупки неверно указан срок начала подачи заявок, а также сокращены сроки подачи заявок.
Исследовав имеющиеся в деле материалы, проведя анализ информации, содержащейся в сети Интернет на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов (www.zakupki.gov.ru), выслушав представителей сторон, Комиссия Дагестанского УФАС России по контролю в сфере закупок установила следующее.
06.03.2014 Заказчиком в сети Интернет на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов (www.zakupki.gov.ru), были размещены извещение (в редакции N5) и конкурсная документация по проведению открытого конкурса N 0303200028614000005 на строительство автомобильной дороги Махачкала-Аэропорт с подъездом к г. Каспийск (IV-пусковой комплекс).
Начальная (максимальная) цена контракта - 463 944 882.00 руб.
Дата окончания срока подачи на участие в конкурсе - 25.03.2014 г. в 08 час. 00 мин.
Дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе - 27.03.2014.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 31 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
2) правомочность участника закупки заключать контракт;
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
6) утратил силу с 1 января 2014 года. - Федеральный закон от 28.12.2013 N 396-ФЗ;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
Проведенный анализ извещения о проведении открытого конкурса, а также конкурсной документации показал, что Заказчиком в конкурсной документации не установлены иные требования к участникам закупки кроме тех, что предусмотрены ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя об установлении Заказчиком требований к участникам закупки, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о закупках не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения жалобы.
2. В соответствии с ч. 16 ст. 34 Закона о контрактной системе, в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, заключается контракт, предусматривающий закупку товара или работы (в том числе при необходимости проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (контракт жизненного цикла)
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1087 "Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла" установлено, что контракт жизненного цикла заключается в следующих случаях:
а) выполнение работ по проектированию и строительству автомобильных дорог (участков автомобильных дорог), защитных дорожных сооружений, искусственных дорожных сооружений;
б) выполнение работ по проектированию и строительству инфраструктуры морских и речных портов, в том числе искусственных земельных участков, гидротехнических сооружений портов;
в) выполнение работ по проектированию и строительству аэродромов;
г) выполнение работ по проектированию и строительству объектов системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов;
д) выполнение работ по проектированию и строительству объектов инфраструктуры метрополитена, внеуличного транспорта и городского наземного электрического транспорта;
е) выполнение работ по проектированию и строительству объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
ж) выполнение работ по проектированию и строительству уникальных объектов капитального строительства;
з) закупка железнодорожного подвижного состава, транспортных средств метрополитена, внеуличного транспорта и городского наземного электрического транспорта;
и) закупка воздушных судов, морских и речных судов.
Как следует из с п. 1.1.2 конкурсной документации, п.4 Информационной карты конкурсной документации, пункта 1.1 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью конкурсной документации, предметом открытого конкурса является строительство автомобильной дороги Махачкала-Аэропорт с подъездом к г. Каспийск (IV-пусковой комплекс).
Как следует из пункта а) Постановления Правительства Российской Федерации N 1087 от 28.11.2013 контракт жизненного цикла при строительстве автомобильных дорог заключается только вкупе с проектированием данных работ.
Таким образом, довод Заявителя о нарушении Заказчиком ч.16 ст. 34 Закона о контрактной системе, при утверждении конкурсной документации, не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе, извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе.
Как было установлено Комиссией Дагестанского УФАС России, Заказчиком на основании своего решения от 06.03.2014 внесены изменения в конкурсную документацию открытого конкурса.
В извещении от 06.03.2014 N ДАД-9/256 о проведении открытого конкурса, содержащемуся в архиве файлов, размещенных Заказчиком во вкладке "Документы закупки" открытого конкурса N0303200028614000005, под названием "Махачкала-Аэропорт с п. к г. К. (коррект. N2)" в позиции "Срок, место и порядок подачи заявок участников закупки" Заказчиком указано следующее: Срок: с 04.03.2014 г. до 08 час. 00 мин. 25.03.2014 г. Место: 367026, Республика Дагестан, г. Махачкала, пр. Шамиля, д. 1б, ГКУ "Дагестанавтодор". Порядок подачи - в соответствии с конкурсной документацией.
По мнению Комиссии Дагестанского УФАС России по контролю в сфере закупок, указание Заказчиком даты начала подачи заявок ранее срока опубликования Извещения о проведении открытого конкурса не нарушает прав и законных интересов участников закупки, а также не ограничивает их количество, если при этом соблюдаются требования к сроку окончания подачи заявок установленного Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 6 ст. 50 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. Изменение объекта закупки, увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе не допускаются. В течение одного дня с даты принятия решения о внесении изменений в конкурсную документацию такие изменения размещаются заказчиком в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса, и в течение двух рабочих дней с этой даты направляются заказными письмами или в форме электронных документов всем участникам, которым была предоставлена конкурсная документация. При этом срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе этот срок составлял не менее чем десять рабочих дней, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Заказчиком на основании своего решения от 06.03.2014 внесены изменения в конкурсную документацию открытого конкурса, в связи с чем, 06.03.2014 в сети Интернет на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов (www.zakupki.gov.ru), были размещены извещение (в редакции N5) и конкурсная документация по проведению открытого конкурса N 0303200028614000005 на строительство автомобильной дороги Махачкала-Аэропорт с подъездом к г. Каспийск (IV-пусковой комплекс). Согласно извещению о проведении открытого конкурса N0303200028614000005 дата окончания срока подачи на участие в конкурсе - 25.03.2014 г. Таким образом, срок подачи заявок с даты опубликования извещения (в редакции N5) до даты окончания срока подачи заявок составляет свыше 10 рабочих дней.
4. В ходе проведенной в соответствии с ч.15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией Дагестанского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с протоколом N14/1-2014 от 25.03.2014 заседания единой комиссии по вскрытию конвертов с заявками на участие в конкурсе к сроку окончания подачи заявок на участие в открытом конкурсе в адрес Заказчика его единой комиссии по ступило два конверта с заявками следующих организаций: 1. ООО "Дорстройотряд-99" - 420 000 000,00 руб., 2. ОАО "Мостоотряд -99" - 460 000 000, 00 руб.
Согласно протоколу N14/2-2014 от 27.03.2014 заседания единой комиссии по рассмотрению и оценке заявок на участие в конкурсе приняла решение о допуске к оценке всех поступивших заявок.
На основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе единая комиссия присвоила каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условиях исполнения контракта. Участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер, признан победителем конкурса.
В соответствии с протоколом N14/2-2014 от 27.03.2014 первый номер присвоен заявке - ОАО "Мостоотряд -99" (94,78 баллов), заявке ООО "Дорстройотряд-99" присвоен второй номер (71,63 балла).
В соответствии с подпунктом "а" п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать
а) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника открытого конкурса, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона.
Проведенный Комиссией Дагестанского УФАС России анализ заявок участников открытого конкурса N 0303200028614000005 показал, следующее. Как следует из пункта 1.5 копии Устава ОАО "Мостоотряд -99" утвержденного единственным учредителем ОАО "Мостоотряд -99" (решение N1/2013 от 16.04.2013), представленным ОАО "Мостоотряд -99" в составе заявки, местом нахождения и почтовым адресом, соответственно, ОАО "Мостоотряд -99" является - 368264, Российская Федерация, Республика Дагестан, Хунзахский район, с. Шотода. Однако, в пункте 3 "Ф-1. Общие сведения: Юридические лица" Анкеты, в позиции "Почтовый адрес", ОАО "Мостоотряд -99" указало - 367010, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул.Абубакарова, 12А. Тем самым заявка ОАО "Мостоотряд -99" содержала недостоверные сведения.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 53 Закона о контрактной системе, в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса в соответствии с частью 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.
Таким образом, единой комиссией заказчика в нарушение требований ч. 3.1 ст. 53 Закона о контрактной системе заявка ОАО "Мостоотряд -99" допущена к участию в открытом конкурсе.
Согласно ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
В соответствии с ч. 2 ст. 48 Закона о контрактной системе Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 56 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор. Проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также в случаях выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1089 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утвержден Перечень случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации (далее - Перечень).
Пунктом 6 Перечня, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей, отнесено к случаю которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны выполнить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации.
Таким образом, учитывая, что предметом открытого конкурса N0303200028614000005 является строительство автомобильной дороги, и начальная (максимальная) цена контракта превышает 150 млн. рублей Заказчиком в нарушение ст. 24, ч. 2 ст. 48 и ч. 2 ст. 56 Закона о контрактной системе выбран неверный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 106 Закона Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", п.2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N728, Комиссия Дагестанского УФАС России по контролю закупок,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Дорстройхолдинг" признать обоснованной частично.
2. Признать факт нарушения при проведении открытого конкурса N0303200028614000005 на строительство автомобильной дороги Махачкала-Аэропорт с подъездом к г. Каспийск (IV-пусковой комплекс) в действиях единой комиссии Заказчика нарушение ч. 3.1 ст.53 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в действиях Заказчика ст. 24, ч.2 ст.48, ч. 2 ст. 56 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать единой комиссии Заказчика, а также Заказчику предписание об устранении допущенного нарушения.
4. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Дагестанского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Ведущая заседание Комиссии Д.М. Халлаева
Члены Комиссии: А.М.Мамеднебиев
В.А. Агамирзаев
М.Х. Магомедзагиров
К.Г. Магомедов
Исполнитель:
Мамеднебиев А.М.(67-20-95)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 28 марта 2014 г. N 127К-2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.04.2014