Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 6 февраля 2014 г. N 02-06/12-14
Резолютивная часть решения объявлена на заседании Комиссии Марийского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов 03 февраля 2014 года. Текст решения в полном объеме изготовлен 06 февраля 2014 года.
Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Председатель Комиссии заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
члены Комиссии:
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
в присутствии представителей:
заказчика - Государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Республиканская клиническая больница" (далее - ГБУ РМЭ "РКБ");
в отсутствие представителей заявителя - Общество с ограниченной ответственностью "ТМК" (далее - ООО "ТМК"), надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы;
рассмотрев жалобу ООО "ТМК" на действия заказчика - ГБУ РМЭ "РКБ" при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку бронхофиброскопа,
установила:
ГБУ РМЭ "РКБ" проводился открытый аукцион в электронной форме на поставку бронхофиброскопа (номер извещения 0308200003113000312 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: wwww.zakupki.gov.ru).
В Марийское УФАС России 27.01.2014 года поступила жалоба ООО "ТМК" на действия заказчика при проведении вышеуказанного открытого аукциона в электронной форме.
Доводы жалобы заключаются в следующем: заказчик после подведения итогов открытого аукциона отказался от заключения контракта (согласно протокола об отказе от заключения контракта N0308200003113000312-3 от 17.01.2014) указав, что заказчиком установлены недостоверные сведения, содержащиеся в документах, представленных участником размещения заказа в соответствии с подпунктом 1 б части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, а именно: несоответствие сведений требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме, в частности - угол поля зрения: требования заказчика - не менее 1200, предложение поставщика - 1000; диаметр внутреннего канала, мм: требования заказчика - не менее 2,8, предложение поставщика - 2,0. Этот показатель является очень важным для заказчика, так как данные фиброскопы приобретаются для зональной бронхоскопии, и чем больше будет диаметр канала, тем точнее будет результат процедуры бронхоскопии. Длина рабочей части, мм: требования заказчика - не мене 600, предложение поставщика - 550. Заявитель полагает, что вышеуказанная причина отказа от заключения контракта является не обоснованной, так как ООО "ТМК" были представлены достоверные сведения в первой части заявки, которые соответствуют требованиям заказчика, что подтверждается протоколом рассмотрения первых частей заявок N0308200003113000312-1 от 16.12.2013 и протоколом подведения итогов открытого аукциона N0308200003113000312-2 от 16.12.2013.
На заседании Комиссии Марийского УФАС России представитель заказчика с доводами жалобы не согласилась, просила признать жалобу заявителя необоснованной, вместе с тем признала наличие нарушений законодательства о размещении заказов в действиях заказчика при проведении вышеуказанного аукциона в части опубликования протокола о допуске к участию в аукционе участника размещения заказа.
При рассмотрении жалобы в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов Марийским УФАС России проведена внеплановая проверка процедуры размещения заказа. В результате внеплановой проверки, оценки представленных доказательств установлено следующее.
Приказом ГБУ РМЭ "РКБ" от 10.01.2013 N9 создана едина комиссии ГБУ РМЭ "РКБ" по размещению заказов на поставки товаров, оказание, услуг, в составе: председатель комиссии, заместитель председателя, секретарь, члены комиссии.
Приказом главного врача от 03.12.2013 N444а определено осуществить размещение заказа на поставку бронхофиброскопа на общую сумму 1 100 000,00 руб., путем открытого аукциона в электронной форме.
04.12.2013 на сайте zakupki.gov.ru ГБУ РМЭ "РКБ" опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме (N0308200003113000312) на поставку бронхофиброскопа.
В документацию открытого аукциона вносились изменения 05.12.2013 в части корректировки технического задания.
Начальная максимальная цена контракта составляет 1 100 000,00 (один миллион сто тысяч руб. 00 коп.).
Электронная площадка для проведения аукциона - http://www.sberbank-ast.ru.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме: 13.12.2013 10:00.
Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе: 16.12.2013.
Дата проведения открытого аукциона в электронной форме на электронной площадке: 19.12.2013.
Как пояснила представитель заказчика на заседании Комиссии, на участие в открытом аукционе в электронной форме, согласно протоколу от 16.12.2013, поступила одна заявка, которой присвоен номер 6414910.
Единая комиссия рассмотрела первую часть заявки участника размещения заказа N6414910 и приняла следующее решение: не допустить по причине ее не несоответствия требованиям статьи 41.9 части 4 пункта 2 Закона о размещении заказов, а именно: несоответствие сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, требованиям документации об открытом аукционе, в частности:
- угол поля зрения: требования заказчика - не менее 1200, предложение поставщика - 1000;
- диаметр внутреннего канала, мм: требования заказчика - не менее 2,8, предложение поставщика - 2,0;
- длина рабочей части, мм: требования заказчика - не менее 600, предложение поставщика - 550.
В соответствии с частью 11 статьи 41.8 Закона о размещении заказов открытый аукцион в электронной форме признан несостоявшимся.
Данный протокол подписан всеми присутствовавшими на заседании членами единой комиссии.
Однако, 16.12.2013 на официальном сайте ошибочно был опубликован протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 16.12.2013, согласно которому заявка участника размещения заказа N6414910 допущена к участию в открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с частью 11 статьи 41.8 Закона о размещении заказов открытый аукцион в электронной форме признан несостоявшимся.
Так же 16.12.2013 заказчиком опубликован протокол подведения открытого аукциона в электронной форме, согласно которому, вторя часть заявки участника размещения заказа N6414910 ООО "ТМК" признана единой комиссией соответствующей требования документации и Закона о размещении заказов. Открытый аукцион в электронной форме признан несостоявшимся.
Указанные протоколы, о допуске участника размещения заказа к участию в открытом аукционе и признании победителем ООО "ТМК", единая комиссия заказчика не подписывала.
Данная техническая ошибка была обнаружена лишь при заключении контракта.
Проект контракта был направлен оператору электронной площадки с приложение N1 "Спецификация поставки товара" с характеристиками, заявленными в техническом задании аукционной документации.
Однако, участник размещения заказа ООО "ТМК" отказался подписывать указанный проект контракта, сославшись на то, что в своей заявке он предложил аппарат - бронхофиброскоп с другими характеристиками, которые были признаны единой комиссией заказчика соответствующими требованиям технического задания.
В связи с чем заказчиком принято решение об отказе от заключения контракта и 17.01.2014 на официальном сайте размещен протокол N0308200003113000312-4 об отказе от заключения контракта. В основании отказа от заключения контракта заказчик указал следующее: "Заказчиком установлены недостоверные сведения, содержащиеся в документах, представленных участником размещения заказа в соответствии с пп. 1 б) ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов, а именно: несоответствие сведений требованиям документации открытого аукциона в электронной форме, в частности:
- угол поля зрения: требования заказчика - не менее 1200, предложение поставщика - 1000;
- диаметр внутреннего канала, мм: требования заказчика - не менее 2,8, предложение поставщика - 2,0. Этот показатель является очень важным для заказчика, т.к. данные фиброскопы приобретаются для зональной бронхоскопии, и чем больше будет диаметр канала, тем точнее будет результата процедуры бронхоскопии;
- длина рабочей части, мм: требования заказчика - не менее 600, предложение поставщика - 550".
В соответствии с частью 4 статьи 12 Закона о размещении заказов отстранить участника ООО "ТМК" от заключения договора.
Данный протокол подписан главным врачом ГБУ РМЭ "РКБ" Глазыриным А.Ю.
В силу части 1 статьи 41.9 Закона о размещении заказов аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащие предусмотренные частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона сведения, на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ.
В соответствии с частью 4 указанной статьи, участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае:
1) непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверных сведений;
2) несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
Частью 6 статьи 41.9 Закона о размещении заказов установлено, что на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащей сведения, предусмотренные частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, аукционной комиссией оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе, который ведется аукционной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами аукционной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе. Протокол должен содержать сведения о порядковых номерах заявок на участие в открытом аукционе, решение о допуске участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе с соответствующим порядковым номером, к участию в открытом аукционе в электронной форме и о признании его участником открытого аукциона или об отказе в допуске участника размещения заказа к участию в открытом аукционе с обоснованием такого решения и с указанием положений документации об открытом аукционе в электронной форме, которым не соответствует заявка на участие в открытом аукционе этого участника размещения заказа, положений заявки на участие в открытом аукционе, которые не соответствуют требованиям документации об открытом аукционе, сведения о членах аукционной комиссии, принявших решение, сведения о решении каждого члена аукционной комиссии о допуске участника размещения заказа к участию в открытом аукционе или об отказе в допуске к участию в открытом аукционе. Указанный протокол в день окончания рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе направляется заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией оператору электронной площадки.
На основании вышеизложенного в действиях заказчика имеется нарушение требований части 4, части 6 статьи 41.9 Закона о размещении заказов, выразившееся в опубликовании протокола рассмотрения первых частей заявок, согласно которому несоответствующая требованиям аукционной документации заявка участника размещения заказа допущена к участию в открытом аукционе в электронной форме.
Вместе с тем, частью 6 статьи 41.9 Закона о размещении заказов определено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме аукционной комиссией оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе, который ведется аукционной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами аукционной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе. Указанный протокол в день окончания рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе направляется заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией оператору электронной площадки.
Однако в нарушение указанной нормы заказчик направил оператору электронной площадки не подписанный ни членами комиссии, ни представителем заказчика протокол рассмотрения первых частей заявок.
В связи с чем, Комиссия Марийского УФАС России признает нарушение в действиях заказчика нарушение части 6 статьи 41.9 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 8 статьи 41.11 Закона о размещении заказов в случае принятия решения о соответствии пяти заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, а также в случае принятия на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе, поданных всеми участниками открытого аукциона, принявшими участие в открытом аукционе, решения о соответствии более одной заявки, но менее пяти заявок на участие в открытом аукционе указанным требованиям аукционной комиссией оформляется протокол подведения итогов открытого аукциона в электронной форме, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами аукционной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе. В течение дня, следующего за днем подписания протокола, протокол размещается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на электронной площадке.
В связи с тем, что заявка участника размещения заказа ООО "ТМК" не соответствовала требованиям технического задания аукционной документации, заказчиком в нарушение части 8 стать 41.11 Закона о размещении заказов размещен на электронной площадке протокол подведения итогов открытого аукциона.
Так же в действиях заказчика имеется нарушение части 2 статьи 41.12 Закона о размещении заказов, согласно которой Заказчик, уполномоченный орган в течение пяти дней со дня размещения на электронной площадке указанного в части 8 статьи 41.11 настоящего Федерального закона протокола направляют оператору электронной площадки без подписи заказчика проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником открытого аукциона, с которым заключается контракт, сведений о товаре (товарный знак и (или) конкретные показатели товара), указанных в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме такого участника, в проект контракта, прилагаемого к документации об открытом аукционе в электронной форме.
Более того, согласно части 4 статьи 12 Закона о размещении заказов в случае установления недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных участником размещения заказа в соответствии с частью 3 статьи 25, частью 2 статьи 31.4, частью 2 статьи 35 или частями 4 и 6 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, установления факта проведения ликвидации участника размещения заказа юридического лица или принятия арбитражным судом решения о признании участника размещения заказа - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства, факта приостановления деятельности такого участника в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, факта наличия у такого участника задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов такого участника по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период, при условии, что участник размещения заказа не обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган, конкурсная или аукционная комиссия обязаны отстранить такого участника от участия в конкурсе или аукционе на любом этапе их проведения.
В силу части 3 статьи 9 Закона о размещении заказов после определения победителя конкурса, аукциона или победителя в проведении запроса котировок в срок, предусмотренный для заключения контракта, заказчик обязан отказаться от заключения контракта с победителем конкурса, аукциона или победителем в проведении запроса котировок либо при уклонении победителя конкурса, аукциона или победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта с участником размещения заказа, с которым заключается такой контракт, в случае установления факта:
(см. текст в предыдущей редакции)
1) проведения ликвидации участников конкурса, участников аукциона, участников размещения заказа путем запроса котировок - юридических лиц или принятия арбитражным судом решения о признании участников конкурса, участников аукциона, участников размещения заказа путем запроса котировок - юридических лиц, индивидуальных предпринимателей банкротами и об открытии конкурсного производства;
(см. текст в предыдущей редакции)
2) приостановления деятельности указанных лиц в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
3) предоставления указанными лицами заведомо ложных сведений, содержащихся в документах, предусмотренных частью 3 статьи 25 или частью 2 статьи 35 настоящего Федерального закона;
4) нахождения имущества указанных лиц под арестом, наложенным по решению суда, если на момент истечения срока заключения контракта балансовая стоимость арестованного имущества превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов указанных лиц по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период;
5) наличия у указанных лиц задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов указанных лиц по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, при условии, что указанные лица не обжалуют наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указав в протоколе в качестве основания отказа от заключения контракта "Заказчиком установлены недостоверные сведения, содержащиеся в документах, представленных участником размещения заказа", заказчик отказался от заключения контракта по основаниям, не предусмотренным Законом о размещении заказов.
Частью 3 статьи 9 Закона о размещении заказов предусмотрен исчерпывающий перечень фактов, при установлении которых заказчик обязан отказаться от заключения контракта с победителем конкурса, аукциона или победителем в проведении запроса котировок.
Таким образом в действиях заказчик имеется нарушение части 4 статьи 12, части 3 статьи 9 Закона о размещении заказов.
Между тем, при обосновании начальной (максимальной) цены контракта заказчиком также допущены нарушения законодательства о размещении заказов.
Согласно разделу 2 аукционной документации для обоснования начальной (максимальной) цена контракта заказчик произвел исследование рынка о ценах на поставляемый товар, основанием для которых являются следующие данные:
N п/п |
Наименование товара |
Информация о ценах от Поставщиков |
Средняя цена |
||
Предложение N1 исх. N 000004845, от 04.12.2013 |
Предложение N2 исх. N б/н, от 09.10.2013 |
Предложение N3, исх. N б/н от 04.12.2013 |
|
||
1 |
Бронхофиброскоп - 1 шт. |
621 422,00 |
622 664,84 |
623 659,12,00 |
622 581,66 |
В качестве источника информации о ценах на бронхофиброскоп, являющегося предметом заказа, послужили коммерческие предложения поставщиков. Расчетное значение начальной цены договора определялось как среднее арифметическое значение из полученных предложений.
С учетом того, что полученное расчетное значение превышает выделенные лимиты финансирования, начальная (максимальная) цена договора принята равной лимитам бюджетных обязательств.
Начальная (максимальная) цена договора - 1 100 000,00 (один миллион сто тысяч) рублей ноль копеек.
В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказа документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 указанного закона.
Пунктом 6.1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов предусмотрено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в соответствии с положениями статьи 19.1 указанного закона.
Из нормы статьи 19.1 Закона о размещении заказа следует, каким образом в конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме) должно указываться обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о размещении заказов законодатель установил порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Следовательно, указание в конкурсной, аукционной документации недостоверной цены контракта, противоречит статье 1 Закона о размещении заказов и не способствует экономии бюджетных средств.
Таким образом, в действиях заказчика при обосновании начальной (максимальной) цены контракта допущено нарушение статьи 19.1 Закона о размещении заказов, что могло привести к неэффективному расходованию бюджетных средств.
На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 9 стать 17, частями 1, 2, 4 статьи 57, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ООО "ТМК" на действия государственного заказчика - ГБУ РМЭ "Республиканская клиническая больница" частично обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - ГБУ РМЭ "Республиканская клиническая больница" нарушение части 4, части 6 статьи 41.9 Закона о размещении заказов.
3. Признать в действиях заказчика - ГБУ РМЭ "Республиканская клиническая больница" нарушение части 6 статьи 41.9 Закона о размещении заказов.
4. Признать в действиях заказчика - ГБУ РМЭ "Республиканская клиническая больница" нарушение частью 8 статьи 41.11 Закона о размещении заказов.
5. Признать в действиях заказчика - ГБУ РМЭ "Республиканская клиническая больница" нарушение части 2 статьи 41.12 Закона о размещении заказов.
6. Признать в действиях заказчика - ГБУ РМЭ "Республиканская клиническая больница" нарушение части 4 статьи 12, части 3 статьи 9 Закона о размещении заказов.
7. Признать в действиях заказчика - ГБУ РМЭ "Республиканская клиническая больница" нарушение статьи 19.1 Закона о размещении заказов.
8. Выдать заказчику ГБУ РМЭ "Республиканская клиническая больница" предписание об отмене открытого аукциона в электронной форме на поставку бронхофиброскопа (извещение N 0308200003113000312).
9. Передать материалы дела N02-06/12-14 соответствующему должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 9 ст. 60 Закона о размещении заказов решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 6 февраля 2014 г. N 02-06/12-14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.02.2014