Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 4 февраля 2014 г. N 02-06/13-14
Резолютивная часть решения объявлена на заседании Комиссии Марийского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов после перерыва 04 февраля 2014 года. Текст решения в полном объеме изготовлен 07 февраля 2014 года.
Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Председатель Комиссии - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
члены Комиссии:
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
в присутствии представителей:
заказчика - Управление Федерального казначейства по Республике Марий Эл (далее УФК по РМЭ);
заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Частное Охранное Предприятие "Секрециум (далее ООО "ЧОП "Секрециум");
рассмотрев жалобу ООО "ЧОП "Секрециум" (ул. Мира, д. 89, г. Йошкар-Ола) на действия аукционной комиссии заказчика - УФК по РМЭ при рассмотрении вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме на оказание услуг по охране объектов Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл,
установила:
УФК по РМЭ проводился открытый аукцион в электронной форме на оказание услуг по охране объектов Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл.
В Марийское УФАС России 28 января 2014 года поступила жалоба ООО "ЧОП "Секрециум" на действия аукционной комиссии государственного заказчика при проведении вышеуказанного открытого аукциона в электронной форме.
Заявитель полагает, что решение аукционной комиссии заказчика о признании заявки ООО "ЧОП "Секрециум" не соответствующей требованиям, установленным документацией открытого аукциона, в связи с несоответствием участника размещения заказа требованиям, установленным в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов (Обоснование: Объекты, принадлежащие УФК по Республике Марий Эл на праве оперативного управления, расположенные по адресам: Республика Марий Эл,г. Йошкар-Ола, ул. Вознесенская, 85 и Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола,ул. Чехова, 47, относятся к числу объектов, подлежащих государственной охране в силу пункта 1 Перечня объектов, подлежащих государственной охране, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 (ред. от 27.12.2012) "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности". Участник размещения заказа ООО "ЧОП "Секрециум" осуществляет деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 11 марта 1992 года N 2487-1 "О частной детективной, и охранной деятельности в Российской Федерации", который предусматривает, что охранная деятельность коммерческих организаций не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации) (ч.3 ст.11)), основано на неправильном толковании и применении норм права. Решение аукционной комиссии не соответствует смыслу пункта 1 Перечня объектов, подлежащих охране, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587. Предметом контракта является охрана объектов Управления Федерального казначейства по РМЭ с обеспечением внутриобъектового и пропускного режимов. В пунктах 2-21 вышеуказанного постановления Правительства РФ указан исключительный перечень объектов, которые подлежат государственной охране. В этом списке объектов Федерального казначейства и его подразделений по регионам не значится. Следовательно, если в перечень объектов, которые подлежат исключительно государственной охране, объектов УФК по РМЭ нет, значит их охрана частными охранными предприятиям разрешена. Более того, ООО "ЧОП "Секрециум" имеет действующую лицензию на осуществление частной охранной деятельности, которая соответствует требованиям законодательства и аукционной документации. К тому же, проведение аукциона не имело бы смысла при исключительной правоспособности охраняемого предприятия.
На заседании Комиссии Марийского УФАС России представитель заказчика с доводами жалобы не согласилась, просила признать жалобу заявителя необоснованной, поддержала письменные объяснения, представленные в ходе рассмотрения жалобы, указав, что в силу части 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об охранной деятельности) охранная деятельность частных охранных предприятий не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" утвержден перечень объектов, подлежащих государственной охране. В пункт 1 Перечня включены здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов исполнительной власти, к которым относится, в том числе Федеральное казначейство. При этом, из приведенных выше правовых норм следует, что территориальные органы федерального органа исполнительной власти являются его составной частью.
При рассмотрении жалобы в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов Марийским УФАС России проведена внеплановая проверка процедуры размещения заказа. В результате внеплановой проверки, оценки представленных доказательств и объяснений сторон установлено следующее.
Приказом руководителя Управления от 31.12.2013 N366 принято решение о проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по охране объектов УФК по РМЭ. Так же утвержден состав аукционной комиссии для проведения данного открытого аукциона.
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по охране объектов УФК по РМЭ размещено на официальном сайте закупок Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 31.12.2013 (код закупки 0108100000113000060).
Начальная (максимальная) цена контракта 1 325 712,96 руб.
Электронная площадка для проведения аукциона - http://www.sberbank-ast.ru.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме: 13.01.2014, 10:00.
Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе: 14.01.2014.
Дата проведения открытого аукциона в электронной форме на электронной площадке: 17.02.2014.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме N0108100000113000060-1 от 14.01.2014, до окончания указанного в извещении срока подачи заявок на участие в открытом аукционе подано 2 заявки, которым присвоены соответствующие порядковые номера N1 (6573980), N2 (6598475). Аукционная комиссия рассмотрела первые части заявок участников размещения заказа на участие в открытом аукционе в электронной форме на соответствие требованиям документации и приняла решение допустить к участию в открытом аукционе всех участников размещения заказа (основание решения: согласие участников размещения заказа оказать услуги на условиях, предусмотренных документацией открытого аукциона в электронной форме и соответствие требованиям, указанным в техническом задании).
В рамках проведения аукциона минимальное предложение о цене контракта было предложено участником аукциона с порядковым номером 2 (6598475).
Согласно статье 41.11 Закона о размещении заказов аукционная комиссия заказчика, рассмотрев вторые части заявок участников открытого аукциона на соответствие их требованиям, установленным аукционной документацией, приняла следующее решение:
- признать заявку участника размещения заказа N2 (6598475) ООО "ЧОП "Секрециум" несоответствующей требованиям, установленным документацией, в связи с несоответствием участника размещения заказа требованиям, установленным в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов (обоснование: объекты, принадлежащие УФК по Республике Марий Эл на праве оперативного управления, расположенные по адресам: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Вознесенская, 85 и Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола,ул. Чехова, 47, относятся к числу объектов, подлежащих государственной охране в силу пункта 1 Перечня объектов, подлежащих государственной охране, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 (ред. от 27.12.2012) "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности". Участник размещения заказа ООО "ЧОП "Секрециум" осуществляет деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 11 марта 1992 года N 2487-1 "О частной детективной, и охранной деятельности в Российской Федерации", который предусматривает, что охранная деятельность коммерческих организаций не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации) (ч.3 ст.11));
- признать заявку участника размещения заказа N1 (6573980) ФГУП "Охрана" Министерства внутренних дел соответствующей требованиям, установленным документацией.
Победителем открытого аукциона в электронной форме признано Федеральное государственное унитарное предприятие "Охрана" Министерства внутренних дел (порядковый номер заявки - 1, защищенный номер заявки - 6573980), юридический адрес: 105066, г.Москва, ул.Нижняя Красносельская, д.35, строение 1а тел. (8362) 458525, почтовый адрес: 424000, Республика Марий Эл, г.Йошкар-Ола, ул.Комсомольская, д.139, предложенная цена контракта - 1 319 084,40 рублей.
Законом о размещении заказов установлено, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащие предусмотренные частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов сведения, на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, услуг, на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ.
В силу части 2 статьи 41.11 Закона о размещении заказов аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в открытом аукционе требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной
форме, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены данной статьей.
Пунктом 2 части 6 статьи 41.11 Закона о размещении заказов предусмотрено, что заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, в случае несоответствия участника размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов устанавливается соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Из представленных материалов следует, что предметом открытого аукциона являлось право на заключение государственного контракта на оказание услуг по государственной охране объектов УФК по Республике Марий Эл.
Пунктом 3 Информационной карты аукциона определено место и условия оказания услуг:
Объект 1:
- Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Вознесенская, 85 - круглосуточный пост, имеет один центральный вход и въездные ворота со шлагбаумом на внутреннюю огороженную территорию для стоянки служебного автотранспорта. Оснащен охранно-пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией, системой видеонаблюдения и системой контроля управления доступом.
Объект 2:
- Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Чехова, 47 - круглосуточный пост, имеет один центральный вход и въездные ворота на внутреннюю огороженную территорию для стоянки служебного автотранспорта. Оснащен охранно-пожарной сигнализацией, системой видеонаблюдения и системой контроля управления доступом.
Сроки оказания услуг: с 08 ч. 00 мин. 01 февраля 2014 г. по 08 ч. 00 мин. 10 сентября 2014 г.
В пункте 22 Информационной карты установлено, что документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом аукциона, указаны в Приложении N1 к документации об аукционе.
Приложением N1 в аукционной документации "Техническое задание на оказание услуг по охране объектов УФК по РМЭ" установлено, что услуги должны оказываться в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 года N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности", Постановлением Правительства РФ от 11.02.2005 года N 66 "Вопросы реформирования вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации", в редакции Постановления Правительства РФ от 16.02.2013 года N 127 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ", а также в соответствии с Инструкцией о пропускном и внутриобъектовом режимах в административных зданиях (помещениях) Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл.
В соответствии с пунктом 1 Приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ от 14.08.1992 года N 587 УФК по Республике Марий Эл, как федеральный орган исполнительной власти подлежит государственной охране, в связи с этим, охрану объектов могут осуществлять только охранные предприятия, имеющие право охранять такие объекты в соответствии с действующим законодательством (Постановлением Правительства РФ от 11.02.2005 года N 66 "Вопросы реформирования вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации", в редакции Постановления Правительства РФ от 16.02.2013 года N 127 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ").
Так же установлено, что организация должна иметь:
- оперативного дежурного работающего круглосуточно и устойчивую связь постов с ним;
- группу быстрого реагирования не менее 2-х сотрудников с дополнительными специальными средствами защиты, находящуюся в постоянном патрулировании на автотранспорте предприятия и надежную мобильную связь с оперативным дежурным.
Предоставляемые услуги должны соответствовать требованиям действующего законодательства РФ:
- требованиям трудового законодательства и настоящего Технического задания, касающегося организации работы охранников на объектах (режим работы, сменность, нормы выработки, условия отдыха);
- соответствовать санитарным и противопожарным нормам, правилам техники безопасности, охраны труда, окружающей среди и санитарии. Ответственность за соблюдение вышеперечисленных правил и норм лежит на Исполнителе;
- обеспечивать сохранность служебной и конфиденциальной информации, а также неразглашение и передачу ее третьим лицам, в любой форме, без письменного согласия Государственного заказчика.
Исполнитель берет на себя ответственность:
- за неразглашение сведений о составе, принципах работы и состоянии инженерно-технических средств охраны, установленных на объектах охраны Заказчика, а также о деятельности самого Заказчика, переданных ему Заказчиком для организации и оказания услуг по охране объектов, либо ставших ему известных при оказании услуг по охране объектов. В случае разглашения таких сведений, Исполнитель несет ответственность, предусмотренную законодательством РФ.
- нести материальную ответственность за сохранность имущества и ценностей, находящихся в зданиях, помещениях, сданных под охрану, за порчу охраняемого имущества, а также по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения охранником своих служебных обязанностей (вынос материальных ценностей, порча имущества, хищение элементов, систем и оборудования, и т.д.).
Следовательно, участники размещения заказов, участвующие в спорном аукционе, должны соответствовать требованиям законодательства об охранной деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона об охранной деятельности частная охранная деятельность организаций не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Таким образом, законодатель ограничил сферу деятельности частных охранных организаций, предоставив Правительству Российской Федерации право определения объектов, охрану которых эти организации осуществлять не могут.
Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 N 886) утвержден перечень объектов, подлежащих государственной охране.
На основании пункта 1 указанного перечня здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов Российской Федерации, органов местного самоуправления подлежат государственной охране.
В силу Положения, утвержденного приказом Федерального казначейства от 27.12.2013 N316, УФК по РМЭ является территориальным органом Федерального казначейства и находится в его непосредственном подчинении. В свою очередь, исходя из пунктов 1, 4 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N703, Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и другими организациями.
Таким образом, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу, что помещения, занимаемые Управлением Федерального казначейства по Республике Марий Эл, а также прилагающие к ним территории в силу прямого указания закона подлежат обязательной государственной охране.
Согласно лицензии ООО "ЧОП "Секрециум" имеет право осуществлять только негосударственную (частную) охранную деятельность, которая в силу части 3 статьи 11 Закона об охранной деятельности не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране. Следовательно, общество как участник размещения заказа не соответствовало требованиям, установленным действующим законодательством к лицу, имеющему право оказывать услуги по государственной охране объектов УФК по РМЭ.
Таким образом, Комиссия Марийского УФАС России признает действия аукционной комиссии УФК по РМЭ по отклонению заявки участника размещения заказа ООО "ЧОП "Секрециум" правомерными и соответствующими статье 11 Закона о размещении заказов и статье 11 Закона об охранной деятельности.
В связи с чем, жалоба заявителя признается необоснованной.
Вместе с тем, в ходе осуществления внеплановой проверки размещения данного заказа Комиссией Марийского УФАС России выявлено следующее нарушение законодательства о размещении заказов.
Согласно части 1 статьи 41.1 Закона о размещении заказов под открытым аукционом в электронной форме на право заключить государственный или муниципальный контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в Интернете в порядке, установленном главой 3.1 Закона о размещении заказов.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 названного Закона и инструкцию по ее заполнению.
Порядок подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме регулируется положениями статьи 41.8 Закона о размещении заказов, при этом частью 4 указанной статьи определены требования к содержанию первых частей заявок.
В пункте 8 Информационной карты аукциона "Требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме" установлено, что необходимые документы указаны в главе 3 Раздела 2 документации аукциона.
Согласно части 3.2 главы 3 документации аукциона заявка на участие в аукционе состоит из двух частей.
Первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать указанные в одном из следующих подпунктов сведения:
3.2.2.1. согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, при условии размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг;
3.2.2.2. при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное 3.2.2.1. настоящей части, в том числе означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе, или согласие, предусмотренное 3.2.2.1. настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак
б) согласие, предусмотренное 3.2.2.1. настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
3.2.2.3. Первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, предусмотренная пунктом 3.2.2. документации, может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого размещается заказ или используемого для выполнения работ.
В свою очередь, как установлено на заседании комиссии Марийского УФАС России, техническое задание на оказание услуг охране объектов УФК по РМЭ не требует поставки каких - либо товаров.
Документация открытого аукциона содержит общие требования к содержанию первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, установленные Законом о размещении заказов, а Информационная карта аукциона отсылает к главе 3 Раздела 2 документации.
Однако, рассматриваемая процедура не подразумевает поставку товаров, следовательно участник размещения заказа в составе первой части заявки предоставляет только согласие на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов.
Таким образом, действия заказчика - УФК по РМЭ противоречат требованиям пункта 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
В соответствии с пунктом 3.37 Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия вправе не выдавать предписание, в случае выявления нарушений законодательства о размещении заказов, которые не повлияли и не могли повлиять на результаты размещения заказа.
На момент проведения заседания Комиссии контракт не заключен, заказ приостановлен до рассмотрения жалобы по существу.
На основании вышеизложенного и руководствуясь частями 1, 2, 4 статьи 57, части 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ООО "ЧОП "Секрециум" на действия Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл необоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл нарушение пункта 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов не выдавать, требование о приостановлении размещения заказа отменить.
4. Передать материалы дела N02-06/13-14 соответствующему должностному лицу для возбуждения административного производства
В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона о размещении заказов решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 4 февраля 2014 г. N 02-06/13-14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.02.2014