Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 11 февраля 2014 г. N 06-61/14т
изготовлено в полном объеме 14 февраля 2014 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее также - Комиссия) в следующем составе:
Кырбасова В.П. - начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Игнатьевой А.А. - главного государственного инспектора отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Матвеевой Т.В. - старшего государственного инспектора отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя открытого акционерного общества "Ростелеком" (далее - ОАО "Ростелеком", заявитель, Общество): Иванова Г.В. (представитель по доверенности),
от уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов (далее - уполномоченный орган, Госкомзаказ РС (Я)): Веревкин С.А. (представитель по доверенности),
от государственного заказчика Государственного бюджетного учреждения Национальное агентство "Информационный центр при Президенте Республики Саха (Якутия)" (далее также - заказчик, ГБУ НАИЦП РС (Я): Ноговицын А.Г., Степанов А.И., Павлов А.Ю. (представители по доверенности),
от заинтересованного лица закрытого акционерного общества "БАРС Груп" (далее ЗАО "БАРС Груп"): Митин А.А. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу ОАО "Ростелеком" на действия Единой комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов при проведении открытого конкурса "Доработка, настройка, и внедрение Единой интегрированной информационно-аналитической системы по начислению и сбору платежей населения Республики Саха (Якутия) за жилищно-коммунальные услуги (второй этап)" (извещение N 0116200007913006535), проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о размещении заказов, Закон N 94-ФЗ) внеплановую проверку размещения заказа, действуя на основании Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от N 498 от 24.07.2012,
у с т а н о в и л а:
04 февраля 2014 года ОАО "Ростелеком" обжаловало действия Единой комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов при проведении открытого конкурса "Доработка, настройка, и внедрение Единой интегрированной информационно-аналитической системы по начислению и сбору платежей населения Республики Саха (Якутия) за жилищно-коммунальные услуги (второй этап)".
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) вышеуказанная жалоба принята к рассмотрению, на официальном сайте Российской Федерации размещена информация о ее поступлении, времени и месте рассмотрения (11 февраля 2014 года в 14 часов 30 минут в помещении Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)).
До рассмотрения жалобы по существу возражений от заинтересованных лиц не поступало.
Представитель ОАО "Ростелеком" жалобу поддержал в полном объеме и пояснил следующее.
В документации об открытом конкурсе предусмотрено обеспечение заявок, где указано, что размер, срок и порядок внесения денежных средств, а также реквизиты счета для перечисления указаны в Информационной карте. Размер обеспечения заявки: 5 % от начальной (максимальной) цены договора, что составляет 293 860,10 рублей, притом, как начальная максимальная цена договора составляет 58 772 020,00 рублей.
В целях участия в данном конкурсе ОАО "Рослелеком" произвело оплату по банковским реквизитам, указанным в конкурсной документации, двумя платежными поручениями N 58122 от 27.01.2014 года на сумму 293 860,10 рублей и N 74158 от 29.02.2014 года на сумму 2 644 740,90 рублей, что в общей сумме составляет 2 938 601,00 рубль (из расчета 5% от начальной (максимальной) цены контракта). Однако данные платежные поручения были возвращены в связи с закрытием счета получателя.
Таким образом, заказчик, указав не действительные банковские реквизиты лишил участника размещения заказа возможности участвовать в данном открытом конкурсе.
Просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
В ходе рассмотрения дела представитель уполномоченного органа по жалобе ОАО "Ростелеком" пояснил следующее.
Уполномоченным органом в части 2 документации "Информационная карта" указан размер обеспечения заявки: 5 % от начальной (максимальной) цены договора, что составляет 293 860, 10 рублей, что является неверным, так как 5 % от начальной (максимальной) цены договора в размере 58 772 020, 00 рублей составляет 2 938 551, 00 рубль.
Вместе с тем, как указано в жалобе, заявитель, обнаружив ошибку, осуществил платёж двумя платёжными поручения на общую сумму 2 938 601,00 рублей, что соответствует действительному размеру обеспечения заявки.
Однако впоследствии осуществлён возврат уплаченных в счёт обеспечения заявки денежных средств в связи с неверным указанием банковских реквизитов.
Согласно ч. 1 ст. 22 Закона о размещении заказов заказчик вправе самостоятельно определять требования, включаемые в документацию.
Исходя из ч. 1 ст. 20 Закона о размещении заказов суть конкурса заключается в предложении лучших условий исполнения контракта. При этом участники, не могущие предложить исполнения договорных обязательств на соответствующем, высоком уровне, не могут претендовать на заключение контракта.
Кроме того, заявитель не представил доказательств объективной невозможности выполнения условий договора. Следует также обратить внимание на следующее обстоятельство: все участники поставлены в равные условия, в том числе в отношении сроков оказания услуг. Таким образом, у заявителя нет достаточных оснований полагать, что некоторые участники имеют преимущественное положение (например, сведений о предоставлении более длительного срока исполнения обязательств одним участникам и значительно более короткого - другим), а значит, довод об ограничении конкуренции не обоснован.
Заявитель, направив заявку на участие в открытом конкурсе, ознакомился с документацией, уяснил для себя её смысл и согласился с ней. Тем не менее, заявитель ставит законность положений документации под сомнение. В данном отношении необходимо заметить, что в соответствии с ч. 2 ст. 57 Закона о размещении заказов жалоба на положения документации об открытом конкурсе может быть подана участником размещения заказа до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе. По истечении указанного срока обжалование действий (бездействия) уполномоченного органа осуществляется только в судебном порядке. Срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе истёк 04.02.2014 в 10:00. Жалоба поступила в Якутское УФАС России 05.02.2014. Таким образом, рассмотрение жалобы по данному основанию комиссией УФАС по РС (Я) проводиться не должно.
В ходе рассмотрения дела представители заказчика с жалобой ОАО "Ростелеком" не согласились и пояснили, что банковские реквизиты были изменены Министерством финансов Республики Саха (Якутия) в ноябре месяце 2013 года, считают, что данная техническая ошибка не могла повлиять на подачу заявки на участие в конкурсе, поскольку ЗАО "Барс Груп" подало заявку, ошибочные реквизиты не явились препятствием для ее подачи. Также указывают, что ОАО "Ростелеком" верные реквизиты могли узнать с предыдущих контрактов и платежей.
Представитель заинтересованного лица не согласен с принятием жалобы к рассмотрению по существу, пояснил, что верные банковские реквизиты получил от заказчика посредством телефонной связи, официальных запросов о разъяснении положений документации не подавал.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, заслушав представителей сторон, приходит к следующему.
30 декабря 2013 года на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru уполномоченным органом размещено извещение N 0116200007913006535 о проведении открытого конкурса на доработку, настройку и внедрение Единой интегрированной информационно-аналитической системы по начислению и сбору платежей населения Республики Саха (Якутия) за жилищно-коммунальные услуги (второй этап), а также конкурсная документация.
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составила 58 772 020, 00 рублей.
31 января 2014 года состоялась процедура вскрытия конвертов, о чем составлен протокол N 0116200007913006535-П1. До окончания срока подачи заявок 31.01.2014 года в адрес заказчика поступила одна заявка на участие в открытом конкурсе (ЗАО "Барс Груп").
04 февраля 2014 года состоялась процедура рассмотрения заявок, о чем составлен протокол N 0116200007913006535-П2. По итогам рассмотрения заявки, Единая комиссия приняла решение о допуске к участию в открытом конкурсе ЗАО "Барс Груп".
В соответствии с требованием Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), на основании ч. 4 ст. 60 Закона о размещении заказов, размещение заказа в части подписания контракта приостановлено до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) жалобу ОАО "Ростелеком" считает обоснованной в силу следующего.
Довод заявителя относительно установления недействующих банковских реквизитов, а также неверной суммы обеспечения заявки, признаны обоснованными на основании следующего.
Согласно пункту 8 части 4 статьи 21 Закона о размещении заказов в извещении о проведении открытого конкурса должны быть указаны следующие сведения: срок, место и порядок предоставления конкурсной документации, официальный сайт, на котором размещена конкурсная документация, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком, уполномоченным органом за предоставление конкурсной документации, если такая плата установлена.
Пунктом 15.1 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов установлено, что Конкурсная документация должна содержать: размер обеспечения заявки на участие в конкурсе, срок и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения такой заявки, реквизиты счета для перечисления указанных денежных средств в случае установления заказчиком, уполномоченным органом требования обеспечения заявки на участие в конкурсе.
В извещении о проведении открытого конкурса установлено: размер обеспечения заявки 2 938 601, 00 рубль, номер расчетного счета: 40302810300004000002.
Согласно части 6 статьи 22 Закона о размещении заказов сведения, содержащиеся в конкурсной документации, должны соответствовать сведениям, указанным в извещении о проведении открытого конкурса.
Из материалов дела следует, что пункты 4.5, 3.3.1.3 а), 6.2.2 г) Информационной карты содержат следующее: Размер обеспечения заявки на участие в конкурсе 5% от начальной максимальной цены договора составляет 293 860,10 рублей, банковские реквизиты заказчика для перечисления обеспечения заявки на участие в конкурсе: р/сч. 40302810300004000002.
Таким образом, сведения, содержащиеся в Информационной карте, не соответствуют сведениям, указанным в извещении о проведении конкурса, следовательно, уполномоченным органом нарушена часть 6 статьи 22 Закона о размещении заказов.
Из материалов дела следует, что ОАО "Ростелеком" направило средства для обеспечения заявки на участие в конкурсе посредством платежных поручений N 58122 от 27.01.2014 года на сумму 293 860,10 рублей и N 74158 от 29.01.2014 года на сумму 2 644 740,90 рублей на счет указанный в конкурсной документации: 40302810300004000002.
28.01.2014 и 30.01.2014 года данные денежные средства возвращены на счет отправителя, счет получателя закрыт.
Таким образом, уполномоченным органом не исполнены требования пункта 15.1 части 4 статьи 22 и пункта 8 части 4 статьи 21 Закона о размещении заказа, в части указания не верного размера обеспечения заявки на участие в конкурсе, реквизитов счета для перечисления указанных денежных средств.
В ходе рассмотрения дела представители заказчика и уполномоченного органа пояснили, что данный счет действительно закрыт на основании Приказа Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 30.10.2013 года N 01-04/1111.
Согласно данному Приказу Департаменту республиканского казначейства приказано организовать работу по перечислению остатков средств с лицевых счетов с кодом "55" на лицевые счета с кодом "20", "30"; закрытию лицевых счетов с кодом "55", открытых государственным бюджетным учреждениям Республики Саха (Якутия). Государственным бюджетным учреждениям Республики Саха (Якутия) в срок до 05.12.2013 года предоставить заявление на закрытие лицевых счетов с кодом "55".
Таким образом, на момент публикации извещения N 0116200007913006535 конкурсной документации заказчик / уполномоченный орган знали об изменении реквизитов счетов для направления обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе.
Частью 6 статьи 20 Закона о размещении заказов установлено, что при проведении конкурса какие-либо переговоры заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации или конкурсной комиссии с участником размещения заказа не допускаются. В случае нарушения указанного положения конкурс может быть признан недействительным по иску заинтересованного лица в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела представитель ЗАО "Барс Груп" пояснил, что первоначально обеспечение заявки было направлено на расчетный счет, указанный в конкурсной документации, в связи с возвратом денежных средств, общество связалось с заказчиком для уточнения расчетного счета, впоследствии, обеспечение заявки было направлено повторно на верный расчетный счет.
Также пояснил, что официальных запросов о разъяснении положений конкурсной документации заказчику / уполномоченному органу не направлял.
Из материалов дела следует, что заявка ЗАО "Барс Груп" содержит два платежных поручения N 51 от 22.01.2014 года отправленного на р/сч 40302810300004000002 (возврат) и N 71 от 24.01.2014 года, направленного на р/сч 40601810100003000001.
Таким образом, установлено, что заказчик, предоставив участнику размещения заказа верные реквизиты счета для направления обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, 24.01.2014 года знал об указании в конкурсной документации неверных сведений, между тем, совместно с уполномоченным органом, не предприняли ни каких действий по внесению соответствующих изменений в конкурсную документацию, тем самым предоставив участникам размещения заказа не равные условия для участия в данном конкурсе.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о размещении заказов настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Заказчиком нарушены часть 1 статьи 1, часть 6 статьи 20 Закона о размещении заказов в части предоставления информации о действующем расчетном счете заказчика, при этом, Комиссия УФАС по РС (Я) исходила из следующего, поскольку не опубликование требуемых сведений носит объективный характер, то участники размещения заказа (в том числе потенциальные) находятся не в равных условиях в отношении данных сведений, предоставленных ЗАО "Барс Груп".
Указание уполномоченного органа, заказчика, заинтересованного лица о нарушении сроков обжалования положений конкурсной документации, не принято во внимание, поскольку, по существу заявитель обжалует не положения конкурсной документации, а действия/ бездействия уполномоченного органа/ заказчика по не обеспечению самой возможности принять участие в данном открытом конкурсе.
Заявитель, пытаясь перечислить денежные средства в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе по реквизитам указанным в конкурсной документации, ясно и определенно выразил свой интерес в участии в данном конкурсе.
Обжалуемые действия/ бездействия уполномоченного органа/ заказчика нарушают права и законные интересы ОАО "Ростелеком", являются грубейшим нарушением основополагающих принципов Закона о размещении заказов.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 17, 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу открытого акционерного общества "Ростелеком" обоснованной.
2. Признать уполномоченный орган Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов нарушившим пункт 8 части 4 статьи 21, пункт 15.1 части 4 статьи 22 Федерального закона N 94-ФЗ от 21 июля 2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. Признать государственного заказчика Государственного бюджетного учреждения Национальное агентство "Информационный центр при Президенте Республики Саха (Якутия)" нарушившим часть 1 статьи 1, часть 6 статьи 20 Федерального закона N 94-ФЗ от 21 июля 2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать уполномоченному органу Государственному комитету Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов предписание об устранении нарушений.
5. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Председатель комиссии В.П. Кырбасов
Члены комиссии: А.А. Игнатьева
Т.В. Матвеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 11 февраля 2014 г. N 06-61/14т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.02.2014