Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 28 марта 2014 г. N 06-167/14т
изготовлено в полном объеме 31 марта 2014 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю в сфере закупок (далее также - Комиссия Якутского УФАС России) в составе:
Кырбасова В.П. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Матвеевой Т.В. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Петуховой М.Н. - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Альфаком" (далее по тексту - ООО "Альфаком", Общество, заявитель): Мироненко М.Ю. (директор);
от государственного заказчика федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Якутская государственная сельскохозяйственная академия" (далее по тексту - ФГБОУ ВПО "Якутская ГСХА", заказчик): Карташова А.В., Петрова М.И., Андросов С.С., Архипов И.А. (представители по доверенности);
рассмотрев жалобу ООО "Альфаком" на действия государственного заказчика ФГБОУ ВПО "Якутская ГСХА" при проведении электронного аукциона на поставку персональных компьютеров для нужд ФГБОУ ВПО "Якутская ГСХА" (извещение N 0316100011014000023), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки,
у с т а н о в и л а:
21 марта 2014 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Альфаком" на действия государственного заказчика ФГБОУ ВПО "Якутская ГСХА" при проведении электронного аукциона на поставку персональных компьютеров для нужд ФГБОУ ВПО "Якутская ГСХА" (извещение N 0316100011014000023).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в единой информационной системе размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения (28 марта 2014 года в 11 часов 00 минут в помещении Якутского УФАС России).
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы Республики Саха (Якутия) возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела директор ООО "Альфаком" поддержал жалобу в полном объеме и пояснил следующее.
ООО "Альфаком" приняло участие в электронном аукционе на поставку персональных компьютеров для нужд ФГБОУ ВПО "Якутская ГСХА" (извещение N 0316100011014000023).
12.03.2014 г. в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru опубликованы разъяснения положений документации об электронном аукционе от 12.03.2014 г. Однако, сами разъяснения (в форме документа) размещены не были. Документ с разъяснениями был размещен лишь на электронной площадке www.sberbank-ast.ru, но не содержал предмета вопроса. Указанное обстоятельство не позволило участникам закупки ознакомиться с вопросом, на который были даны разъяснения документации, само разъяснение содержит лишь техническое задание.
Более того, техническое задание в форме разъяснений положений аукционной документации содержало изменения, т.е. было добавлено новое требование к участникам закупки о предоставлении установленной ОС Windows Professional 64.
ООО "Альфаком" отказано в допуске к участию в электронном аукционе на основании отсутствия в характеристике системного блока установленной ОС Windows Professional 64.
Считает отказ в допуске к участию в электронном аукционе неправомерным.
Просит признать жалобу обоснованной.
В ходе рассмотрения представители заказчика с жалобой ООО "Альфаком" не согласились и пояснили следующее.
03 марта 2014 года в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение N 0316100011014000023 о проведении электронного аукциона на поставку персональных компьютеров для нужд ФГБОУ ВПО "Якутская ГСХА". В разделе 4 "Техническое задание" аукционной документации на поставку персональных компьютеров для нужд ФГБОУ ВПО "Якутская ГСХА" изначально было предусмотрено наличие предустановленной OEM Win7/8.
На основании запроса участника закупки от 06 марта 2014 года по вышеуказанной закупке в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru опубликована информация: извещение о внесении изменений в извещении о проведении электронного аукциона, а именно подробное техническое описание системного блока.
12 марта 2014 года на основании запроса от участника закупки, заказчик внес разъяснение по уточнению включения предустановленной операционной системы Windows 7 Professional 64 в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru, не меняя суть и объект закупки, так как ОС были прописаны в извещении от 03 марта 2014 года о проведении аукциона на поставку персональных компьютеров для нужд ФГБОУ ВПО "Якутская ГСХА".
Однако, сами разъяснения от 12 марта 2014 года аукционной документации (в форме документа) не были видны на открытой части официального сайта www.zakupki.gov.ru по неизвестным заказчику причинам.
Размещение разъяснений на электронной площадке www.sberbank-ast.ru, минуя единую информационную систему www.zakupki.gov.ru, технически невозможно.
Все участники закупки начали подавать заявки с 14 марта 2014 года после опубликования разъяснений от 12 марта 2014 года.
20 марта 2014 года заказчик обнаружил отсутствие разъяснений аукционной документации (в форме документа) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru только после рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе.
В этот же день, т.е. 20 марта 2014 года заказчик направил запрос в службу технической поддержки официального сайта www.zakupki.gov.ru о том, что разъяснения заказчика не видны в открытой части сайта.
По состоянию на 24 марта 2014 года уведомление о размещении документа "Разъяснения положений документации об электронном аукционе" видно в открытой части.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, приходит к следующему.
03 марта 2014 года государственным заказчиком в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" www.sberbank-ast.ru были размещены извещение N 0316100011014000023 о проведении электронного аукциона на поставку персональных компьютеров для нужд ФГБОУ ВПО "Якутская ГСХА", а также аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составила 1 141 560 рублей 00 копеек.
18 марта 2014 года состоялась процедура рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 21/14-АЭФ.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок (17 марта 2014 года 16 часов 00 минут) на участие в электронном аукционе поступило 12 (двенадцать) заявок от участников осуществления закупки с порядковыми номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12.
Аукционная комиссия приняла решение допустить к участию в электронном аукционе участников осуществления закупки с порядковыми номерами заявок 4, 10. Участники с порядковыми номерами заявок 1, 2, 5, 8, 9, 11, 12 к участию в электронном аукционе не допущены.
21 марта 2014 года на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" состоялась процедура электронного аукциона.
Предложения участников осуществления закупки по цене государственного контракта выглядят следующим образом:
N п/п |
Предложения о цене контракта, ранжированные по мере убывания |
Тип цены |
Время поступления предложения |
Номер заявки |
1 |
1124189.40 |
понижение |
21.03.2014 06:51:30 |
4, защищенный номер заявки: 6827904 |
2 |
1129897.20 |
понижение |
21.03.2014 06:50:28 |
10, защищенный номер заявки: 6831349 |
24 марта 2014 года состоялась процедура подведения итогов электронного аукциона, о чем составлен протокол N 24/14-АЭФ.
Согласно указанному протоколу победителем электронного аукциона признан участник осуществления закупки ООО "Компания Монлайн".
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания государственного контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) жалобу ООО "Альфаком" считает обоснованной по следующим основаниям.
Из содержания жалобы следует, что заявитель обжалует отказ в допуске к участию в электронном аукционе, а также порядок размещения заказчиком разъяснений положений аукционной документации.
Согласно ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее, чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем семь дней.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в адрес заказчика от участника осуществления закупки был направлен запрос о разъяснении положений аукционной документации.
12 марта 2014 года на данное обращение заказчик разместил в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru в графе разъяснения положений аукционной документации - Техническое задание с внесенными изменениями (в п. 1 Основные технические характеристики вышеуказанного Технического задания добавлено следующее требование: установленная ОС Windows 7 Professional 64).
Следовательно, данным требованием заказчик поменял положения аукционной документации и предъявил к участникам осуществления закупки дополнительные требования.
Действующая на момент рассмотрения дела редакция аукционной документации была опубликована 06 марта 2014 года и не содержала требования о наличии установленной ОС Windows 7 Professional 64.
Следовательно, заказчик не внес надлежащим образом изменения в Техническое задание аукционной документации.
Кроме того, разъяснение положений аукционной документации опубликовано в виде Технического задания, т.е. не содержит предмет запроса и конкретный ответ на него.
Таким образом, заказчик нарушил ч. 4, ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе.
Предметом электронного аукциона, согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0316100011014000023, является поставка персональных компьютеров, т.е. поставка товара.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя.
Согласно ч. 3 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в допуске к участию в электронном аукционе установлен в части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 21/14-АЭФ от 18 марта 2014 года решением аукционной комиссии заявка участника осуществления закупки ООО "Альфаком" не допущена к участию в электронном аукционе на основании следующего: "п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, п. 4.1.4 ч. 4 аукционной документации. Представленные заявки не соответствуют требованию Технического задания аукционной документации, в характеристике системного блока отсутствует установленная ОС Windows 7 Professional 64".
Участником осуществления закупки ООО "Альфаком" было предоставлено согласие на поставку товара, а также указаны его технические и функциональные характеристики.
Как установлено ранее, заказчиком не внесены соответствующие изменения в Техническое задание аукционной документации.
Таким образом, аукционная комиссия в нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе неправомерно отказала участнику осуществления закупки ООО "Альфаком" в допуске к участию в электронном аукционе, поскольку требование о наличии установленной ОС Windows 7 Professional 64 не установлен аукционной документацией.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее нарушение.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Закона о контрактной системе проведение переговоров заказчиком, членами комиссий по осуществлению закупок с участником закупки в отношении заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, в том числе в отношении заявки, окончательного предложения, поданных таким участником, не допускается до выявления победителя указанного определения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Следовательно, все контакты между заказчиком и участниками торгов запрещаются.
Согласно ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Поскольку в соответствии со ст. 60 Закона о контрактной системе особенностью электронного аукциона является электронный документооборот, то запрос на разъяснения положений аукционной документации должен поступить в адрес оператора электронной площадки, а электронная площадка, в свою очередь, должна перенаправить данный запрос в адрес заказчика. Все контакты между заказчиком и участниками торгов запрещаются.
В ходе рассмотрения дела, представитель заказчика пояснил, что запрос о разъяснении положений аукционной документации поступил заказчику на адрес электронной почты заказчика (zakaz-ygsha@yandex.ru), что противоречит вышеуказанным положениям.
Таким образом, заказчик нарушил ч. 1 ст. 46, ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Альфаком" на действия государственного заказчика ФГБОУ ВПО "Якутская ГСХА" при проведении электронного аукциона на поставку персональных компьютеров для нужд ФГБОУ ВПО "Якутская ГСХА" (извещение N 0316100011014000023) обоснованной.
2. Признать аукционную комиссию государственного заказчика ФГБОУ ВПО "Якутская ГСХА" нарушившей ч. 5 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Признать государственного заказчика ФГБОУ ВПО "Якутская ГСХА" нарушившим ч. 1 ст. 46, ч. 3, ч. 4, ч. 6 ст. 65 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать государственному заказчику ФГБОУ ВПО "Якутская ГСХА" предписание об устранении допущенных нарушений.
5. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии В.П. Кырбасов
Члены комиссии: Т.В. Матвеева
М.Н. Петухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 28 марта 2014 г. N 06-167/14т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.03.2014