Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 13 марта 2014 г. N 142
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе: председателя комиссии - О.А. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, А.Б. Дианова, специалиста-эксперта, рассмотрев жалобу ООО "Атис" на действия заказчика - ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Байкал" Федерального дорожного агентства" (далее - заказчик), при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме "Выполнение работ по ремонту искусственных сооружений на действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Лот N120. Ремонт моста через реку Кан на км 13+150 автомобильной дороги М-53 "Байкал" от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы "Обход г. Канска", Красноярский край" на электронной площадке ООО "РТС-Тендер" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0319100010313000136, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Атис" на действия заказчика (далее - жалоба).
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 58 Федерального Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о размещении заказов) и подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2.1 статьи 57 Закона о размещении заказов. В связи с этим жалоба была принята Красноярским УФАС России к рассмотрению.
Красноярским УФАС России в адреса заказчика, оператора электронной площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы и сообщение о месте и времени её рассмотрения.
Заказчику, подателю жалобы было предложено представить в адрес Красноярского УФАС России пояснения и копии материалов, необходимые для рассмотрения жалобы.
Существо жалобы: аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о размещении заказов.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы 12 марта 2014 года присутствовали:
- представитель ФКУ "Байкалуправтодор" - Соломатов Алексей Валерьевич (доверенность от 05.02.2014);
- представитель ООО "Атис" - Солодова Я.В. (доверенность от 01.01.2014);
- представитель заинтересованного лица ООО "СтройМастер" - Боровский В.А. (доверенность от 10.03.2014).
На рассмотрении жалобы ООО "Атис" представило дополнения к жалобе. Кроме того, Комиссия Красноярского УФАС России попросила заказчика представить дополнительные пояснения. В связи с необходимостью получения данной информации от заказчика рассмотрение жалобы было перенесено до 13 марта 2014 года на 16:15.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы 13 марта 2014 года присутствовали:
- представитель ФКУ "Байкалуправтодор" - Соломатов Алексей Валерьевич (доверенность от 05.02.2014);
- представитель ООО "Атис" - Солодова Я.В. (доверенность от 01.01.2014);
- представитель заинтересованного лица ООО "СтройМастер" - Боровский В.А. (доверенность от 10.03.2014).
Из содержания жалобы ООО "Атис" следует, что заказчик не однократно вносил изменения в аукционную документацию, на сайте электронной торговой площадки выставлены изменения N 1 ,N2,N3 ,N4,N5 ,N6,N7,N8.
Аукцион был выставлен 03.12.2013 г, после этого аукцион переносился неоднократно, но при этом срок выполнения работ стоит: с 01 марта 2014 года - 30 сентября 2014 года в соответствии с проектом государственного контракта.
Согласно проекту государственного контракта на выполнение работ по ремонту искусственных сооружений на действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения подрядчик должен выполнить работы: с 01.03.2014 до 30.09.2014.
В соответствии с Изменениями N8 подрядчик должен выполнить работы с 01.04.2014 до 31.10.2014. Подача на данный аукцион заканчивается 07.03.2014 в 05:00 (московское время). Рассмотрение первых частей заявок заканчивается 14.03.2014 г. 19:59 (московское время). Далее будет проведен аукцион в электронной форме 17.03.2014 г. 05:20:00 (московское время), после проведения аукциона вторые части заявок будут направлены заказчику в день проведения аукциона.
Согласно статье 41.11 Закона о размещении заказов "Порядок рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме", заказчик рассматривает вторую часть заявки в течение 6 дней. После этого заявка будет рассмотрена по максимальному сроку 24.03.2014. После подведения итогов заказчик обязан направить контракт в течении 5 дней победителю данных торгов.
Так же согласно статьи 41.12 Закона о размещении заказов "Заключения контракта по результатам открытого аукциона в электронной форме" контракт заключается не ранее 10 дней и не позднее 20 дней, так как в ходе подписания контракта могут возникнуть разногласия и подрядчик имеет право направить протокол разногласий заказчику.
В соответствии с извещением аукцион в электронной форме состоится 17.03.2014. Далее будет рассмотрение вторых частей и протокол подведения итогов может максимум быть выставлен 24.03.2014. Затем контракт будет заключен с максимальным сроком 14.04.2014.
Заказчиком установлены сроки выполнения работ с 01.03.2014 г. до 30.09.2014 согласно проекту государственного контракта, а в соответствии с изменениями: с 01.04.2014 г. до 30.10.2014 г.
По мнению подателя жалобы, заказчик должен был отобразить все изменения в проекте государственного контракта.
В дополнении к жалобе ООО "Атис" отметило, что при изучении документации об аукционе были обнаружены следующие ошибки и несоответствия:
1. Заказчиком при составлении требований к используемым товарам по позициям: "Бетон" N5, 12, было установлено требование об указании следующих характеристик: "Прочность на сжатие в возрасте 28 суток, МПа - в соответствии с ГОСТ" и "Средний коэффициент вариации по прочности,% - в соответствии с ГОСТ" однако не установлено требование о том каким именно ГОСТом должен руководствоваться участник. Также не указано какой тип бетона необходимо использовать (бетон бывает легкий или тяжелый, крупнозернистый и мелкозернистый) и в зависимости от типа бетона необходимо руководствоваться разными ГОСТами, соответственно и данные показатели могут быть совершенно различными.
2. По тем же позициям "Бетон" N5, 12 установлены требования об указании следующих требований: "Содержание пород и минералов, отнесенных к вредным примесям, % объема, массы для крупного и мелкого заполнителя в щебне, песке: слюды не более- 15 %; слюды не более - 2%". Совершенно не понятно каким именно крайним значением необходимо руководствоваться и как возможно для одного и того же вещества установить такие разные значения.
3. По позиции "Анкерные шпильки HVA-E М12х110 или эквивалент" установлены показатели для данного товара однако, все значения указаны с точными значениями, что нарушает требования Закона о размещении заказов в части статьи 41.6. части 4 пункта 1. Документация об аукционе должна содержать максимальные и/или минимальные значения показателей для определения эквивалентности.
Все вышеперечисленные несоответствия не дают возможности участнику размещения заказа составить первую часть заявки, так как в части случаев невозможно установить какой именно товар и с какими характеристиками необходим заказчику, что заранее допускает в сведениях о товарах двусмысленные толкования, а также недостоверные сведения.
Представитель заказчика с доводами подателя жалобы не согласился, пояснил, что частью 5 статьи 41.5 Закона о размещении заказов заказчику предоставлено право вносить изменения в аукционную документацию не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок, при этом срок подачи заявок должен быть продлен так, чтобы со дня внесения изменений и до срока окончания заявок было не менее чем 15 дней.
ФКУ "Байкалуправтодор" вносило изменение в аукционную документацию в соответствии с частью 5 статьи 41.5 Закона о размещении заказов, кроме того количества внесения изменений в аукционную документацию законом не ограничено.
В каждом изменении в документацию вместе с измененными приложениями документации заказчиком публиковался на официальном сайте файл - "сопроводительное письмо", в котором заказчик предупреждал участников размещения заказа: в какое приложение документации вносится изменение, а также в каком объеме данное изменение внесено (изменена часть приложения либо приложение изменено полностью).
На основании вышеизложенного участник размещения заказа мог без особого труда определить - какое было внесено изменение и в каком объеме.
Рассматриваемый открытый аукцион был опубликован Заказчиком 03 декабря 2013 г. при этом дата проведения открытого аукциона установлена 17.03.2014, однако срок начало выполнения работ установлен с 01.04.2014.
Учитывая, что период проведения открытого аукциона и до начала проведения работ составляет 14 дней, то есть время достаточное для рассмотрения вторых частей заявок и заключения контракта, то не является нарушением Закона о размещении заказов установления срока проведения открытого аукциона на 17.03.2014 и срока начала выполнения работ на 01.04.2014.
В разделе 1 аукционной документации заказчиком указан состав и содержание первых и вторых частей заявок, а также имеется инструкция по заполнению заявок. Таким образом, заказчиком были выполнены требования по установлению инструкций по заполнению заявок.
Не является состоятельным довод ООО "Атис" о невозможности указать характеристики по прочности бетона на сжатие в возрасте 28 суток и средний коэффициент вариации по прочности, поскольку в документации не указан ссылка на ГОСТ, а также невозможно указать значение показателей бетона в связи с не указанием заказчиком типа бетона.
Расчет прочности бетона на сжатие в возрасте 28 суток и среднего коэффициента вариации по прочности проводится формулами, установленным в п.п. 6.6 и 7.1 ГОСТ 18105- 2010. Например, для расчета прочности бетона необходимо знать его класс, однако, класс бетона указан заказчиков в приложении N9 проекта государственного контракта, а также в проектно-сметной документации. Ссылка о том, что работы должны проводится в соответствии с ГОСТ 18105-2010 указана в приложение N 6 к проекту государственного контракта в позиции 217.
В жалобе ООО "Атис" указывает, что заказчик в аукционной документации не указал тип бетона, что является обязательным для определения значения показателей, установленных в документации. Заказчик считает, что данное утверждение является ложным, кроме того заказчик не просит указывать в первой части заявки тип бетона. Более того, заказчиком в характеристиках товара установлены минимальные и максимальные значения показателей бетона, в соответствии с которыми участник размещения заказа должен устанавливать конкретные значения.
Заказчиком в документации установлены требование об указании значений для крупного и мелкого заполнителя, в связи с чем в приложении N3 имеется указание на два значения к показателю слюды не более 15% и не более 2% для крупного и мелкого заполнителя соответственно. Так, в соответствии с п.1.6.13 ГОСТ 26633-91 для крупного заполнителя установлено слюды не более 15%, а мелкого не более 2%. Значение остальных показателей (магнетит, гидроксид железа, апатит, нефелин, фосфорит, уголь) в соответствии с п.1.6.13 ГОСТ26633-91 одинаковы как для крупного заполнителя, так и для мелкого.
Использование анкерных шпилек HVA-E М 12x110 предусмотрено проектом, утвержденным Росавтодором. Анкерные шпильки HVA-E Ml2x110 являются товарным знаком, характеристики которого установлены производителем. Значение характеристик на данный товар производителем установлены в конкретных цифрах. Кроме того, проектной организацией при принятии решения об использовании Анкерных шпилек HVA-E Ml2x110 были учтены те значение, которые установлены производителем. В связи с чем заказчик не имеет право менять значения характеристик Анкерных шпилек HVA-E Ml2x110, указывая минимальные и максимальные пределы данных значений. Заказчиком выполнены требования Закона о размещении заказов, указав с товарным знаком слово - "эквивалент".
Ссылка на ГОСТ 26633-2012 установлена в приложении N6 к проекту государственного контракта "Перечень используемых нормативно-технических актов" в позиции N292.
Заказчик не посчитал нужным требовать в первой части заявки показатель - наибольшая крупность мелкого заполнителя, поэтому и не указал его в приложении N3 к документации.
Приложение Д.1 СП 28.13330.2012 не устанавливает минимальный расход цемента в бетонах неагрессивных средах, в связи с чем для оптимального расходования бюджетных средств заказчиком было установлено предельное значение по минимальному расходу бетона в неагрисивных средах не более 300. Данное требование не противоречит действующему законодательству.
Контрактом предусмотрено выполнение работ с 01 апреля 2014года. В соответствии с ГСН81-05-02-2007 зимний период Красноярском крае установлен до апреля. Поэтому контрактом предусмотрено выполнение работ в зимний период.
Схема графической части содержится в аукционной документации в приложении N2 Проект.
Рассмотрев жалобу, документы и сведения, представленные лицами, участвующими при рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Заказчиком были совершены действия по размещению государственного заказа путем проведения аукциона в электронной форме.
По статье 41.1 Закона о размещении заказов под открытым аукционом в электронной форме на право заключить контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном главой 3.1 Закона о размещении заказов.
На основании части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов, а именно: документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. В случае проведения аукциона на право заключить контракт на поставку полиграфической продукции, геральдических знаков, официальных символов, знаков отличия и различия, наград, форменной одежды, жетонов и удостоверений, сувенирной продукции документация об аукционе может содержать требование о соответствии поставляемых товаров образцу или макету товара либо изображению товара, на поставку которого размещается заказ, в трехмерном измерении. При этом в случае, если иное не предусмотрено документацией об аукционе, поставляемый товар должен быть новым товаром.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать согласие участника размещения заказа на поставку товара в случае, если участник размещения заказа предлагает товар, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе в электронной форме, или указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для поставки товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак.
В соответствии со статьей 41.9 Закона о размещении заказов аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащие предусмотренные частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона сведения, на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ.
Согласно части 3 статьи 41.9 Закона о размещении заказов на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащих сведения, предусмотренные частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе, участником открытого аукциона или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в открытом аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 41.9 Закона о размещении заказов.
Анализ документации открытого аукциона в электронной форме показал, что ФКУ "Байкалуправтодор" 8 раз вносило изменение в аукционную документацию. В соответствии с частью 5 статьи 41.5 Закона о размещении заказов количество внесений изменений в аукционную документацию не ограничено.
В проекте государственного контракта стоит срок выполнения работ с 01.03.2014 до 30.09.2014. Однако, в каждом изменении в документацию вместе с измененными приложениями документации заказчиком публиковался на официальном сайте файл - "сопроводительное письмо", в котором заказчик предупреждал участников размещения заказа: в какое приложение документации вносится изменение, а также в каком объеме данное изменение внесено (изменена часть приложения либо приложение изменено полностью). В названном документе стоит срок начала выполнения работ 01.04.2014, окончание - 31.10.2014. Таким образом, участники аукциона могли понять, когда будет начало и окончание выполнения работ.
Рассматриваемый открытый аукцион был опубликован Заказчиком 03 декабря 2013года при этом дата проведения открытого аукциона установлена 17.03.2014, однако срок начало выполнения работ установлен с 01.04.2014.
Учитывая, что период проведения открытого аукциона и до начала проведения работ составляет 14 дней, то есть время достаточное для рассмотрения вторых частей заявок и заключения контракта, то не является нарушением Закона о размещении заказов установления срока проведения открытого аукциона на 17.03.2014 и срока начало выполнения работ на 01.04.2014.
В разделе 1 аукционной документации заказчиком указано состав и содержание первых и вторых частей заявок, а также имеется инструкция по заполнению заявок. Таким образом, заказчиком были выполнены требования по установлению инструкций по заполнению заявок.
Заказчиком при составлении требований к используемым товарам по позициям: "Бетон" N5, 12, было установлено требование об указании следующих характеристик: "Прочность на сжатие в возрасте 28 суток, МПа - в соответствии с ГОСТ" и "Средний коэффициент вариации по прочности,% - в соответствии с ГОСТ".
Расчет прочности бетона на сжатие в возрасте 28 суток и среднего коэффициента вариации по прочности проводится формулами, установленным в п.п. 6.6 и 7.1 ГОСТ 18105- 2010. Например, для расчета прочности бетона необходимо знать его класс, однако, класс бетона указан заказчиков в приложении N9 проекта государственного контракта, а также в проектно-сметной документации. Ссылка о том, что работы должны проводится в соответствии с ГОСТ 18105-2010 указана в приложение N 6 к проекту государственного контракта в позиции 217.
Заказчик не просит указывать в первой части заявки тип бетона. Более того, заказчиком в характеристиках товара установлены минимальные и максимальные значения показателей бетона, в соответствии с которыми участник размещения заказа должен устанавливать конкретные значения.
По позициям "Бетон" N5, 12 установлены требования об указании следующих требований: "Содержание пород и минералов, отнесенных к вредным примесям, % объема, массы для крупного и мелкого заполнителя в щебне, песке: слюды не более- 15 %; слюды не более - 2%".
Заказчиком в документации установлены требование об указании значений для крупного и мелкого заполнителя, в связи с чем в приложении N3 имеется указание на два значения к показателю слюды не более 15% и не более 2% для крупного и мелкого заполнителя соответственно. Так, в соответствии с п.1.6.13 ГОСТ 26633-91 для крупного заполнителя установлено слюды не более 15%, а мелкого не более 2%. Значение остальных показателей (магнетит, гидроксид железа, апатит, нефелин, фосфорит, уголь) в соответствии с п.1.6.13 ГОСТ26633-91 одинаковы как для крупного заполнителя, так и для мелкого.
По позиции "Анкерные шпильки HVA-E М12х110 или эквивалент" установлены показатели для данного товара. Использование анкерных шпилек HVA-E М 12x110 предусмотрено проектом, утвержденным Росавтодором. Анкерные шпильки HVA-E Ml2x110 являются товарным знаком, характеристики которого установлены производителем. Значение характеристик на данный товар производителем установлены в конкретных цифрах. Кроме того, проектной организацией при принятии решения об использовании Анкерных шпилек HVA-E Ml2x110 были учтены те значение, которые установлены производителем. В связи с чем заказчик не имеет право менять значения характеристик Анкерных шпилек HVA-E Ml2x110, указывая минимальные и максимальные пределы данных значений. Заказчиком выполнены требования Закона о размещении заказов, указав с товарным знаком слово - "эквивалент".
Ссылка на ГОСТ 26633-2012 установлена в приложении N6 к проекту государственного контракта "Перечень используемых нормативно-технических актов" в позиции N292.
Заказчик не посчитал нужным требовать в первой части заявки показатель - наибольшая крупность мелкого заполнителя, поэтому и не указал его в приложении N3 к документации.
Приложение Д.1 СП 28.13330.2012 не устанавливает минимальный расход цемента в бетонах неагрессивных средах, в связи с чем для оптимального расходования бюджетных средств заказчиком было установлено предельное значение по минимальному расходу бетона в неагрисивных средах не более 300. Данное требование не противоречит действующему законодательству.
Контрактом предусмотрено выполнение работ с 01 апреля 2014года. В соответствии с ГСН81-05-02-2007 зимний период Красноярском крае установлен до апреля. Поэтому контрактом предусмотрено выполнение работ в зимний период.
Схема графической части содержится в аукционной документации в приложении N2 Проект.
Таким образом, Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что аукционная документация соответствует законодательству РФ о размещении заказов.
На основании изложенного, руководствуясь частями 4, 5, 9 статьи 17 и части 6 статьи 60 Федерального Закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", пунктом 3.37 Приказа Федеральной антимонопольной службы России от 24.07.2012 N 498 "б утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений" Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО "Атис" необоснованной.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
А.Б. Дианов
|
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 13 марта 2014 г. N 142
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.03.2014