Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 6 марта 2014 г. N РЗ-79-2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Тихенького О.Л.,
Членов комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Дацко Н.Г.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С.И.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.,
в присутствии представителей: от заявителя жалобы ООО "Эдвансд Трейдинг" - Маркина Юлия Анатольевна (доверенность N 13 от 01.02.2014 года), от государственного заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края "Пятигорский противотуберкулезный диспансер" (далее - ГБУЗ СК "ППТД") - уведомленные надлежащим образом на рассмотрение жалобы по существу не прибыли, заявили ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии представителей, ходатайство Комиссией удовлетворено, в адрес Управления поступили запрошенные документы и сведения.
Рассмотрев жалобу ООО "Эдвансд Трейдинг" на действия государственного заказчика - ГБУЗ СК "ППТД", комиссии ГБУЗ СК "ППТД" по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения аукциона в электронной форме N 0321200010114000030 на право заключения государственного контракта на поставку препаратов противотуберкулезных,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Эдвансд Трейдинг" на действия государственного заказчика - ГБУЗ СК "ППТД", комиссии ГБУЗ СК "ППТД" по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения аукциона в электронной форме N 0321200010114000030 на право заключения государственного контракта на поставку препаратов противотуберкулезных.
Заявитель считает, что действия государственного заказчика при формировании аукционной документации нарушают требования Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и законные права и интересы заявителя жалобы.
По мнению заявителя жалобы - ООО "Эдвансд Трейдинг", требования к товарам, установленные в Техническом задании документации установлены с нарушением п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ и ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ). В технической части документации заказчиком указаны характеристики и требования к товару, которые ограничивают количество участников закупки, а именно: "пакеты полиэтиленовые - банки полиэтиленовые", которые соответствуют только одному торговому наименованию препарата - Этамбутол, производства компании ОАО "Фармсинтез" (Россия).
Представитель государственного заказчика в представленных на заседание комиссии письменных возражениях на жалобу ООО "Эдвансд Трейдинг" указал следующее:
ГБУЗ СК "ППТД" утвердил документацию об аукционе на основании ст. 64 Закона N 44-ФЗ, где установлены требования к товару в соответствии с потребностями заказчика. В документации об аукционе установлены требования к поставляемому товару с указанием максимальных и минимальных значений показателей, а также показателей, значение которых не могут изменяться. На участие в электронном аукционе поступило семь заявок. Заявки четырех участников закупки были признаны соответствующими положениям документации и нормам законодательства о закупках. В данных заявках предложены к поставке лекарственные средства с торговым наименованием Этамбутол (Россия), Комбутол (Индия), что свидетельствует о наличии конкуренции между участниками рынка.
Государственный заказчик - ГБУЗ СК "ППТД" считает жалобу ООО "Эдвансд Трейдинг" необоснованной, а свои действия полностью соответствующими требованиям Закона N 44-ФЗ.
Комиссия Ставропольского УФАС, выслушав доводы сторон, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со статьей 99 Закона N 44-ФЗ внеплановую проверку размещения заказа установила, что:
Государственным заказчиком - ГБУЗ СК "ППТД" была разработана документация электронного аукциона, исходя из имеющейся потребности в поставке товара являющегося предметом закупки. Данная документация 19.02.2014 года была размещена в единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - единая система закупок).
В порядке п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Так, в порядке ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из положений вышеуказанных норм Закона N 44-ФЗ следует, что требования заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих характеристик закупаемого товара. Законом N 44-ФЗ не предусмотрено ограничений по включению в документацию об аукционе требований к техническим, качественным и функциональным характеристикам объекта закупки, которые являются значимыми для заказчика.
В порядке п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
ГБУЗ СК "ППТД" закупка была проведена закупка по международному непатентованному наименованию лекарственного средства - Этамбутол. Таким образом, указание в документации требований к товару с характеристиками соответствующими потребностям заказчика, предусмотрено действующим законодательством о закупках и не влечет нарушение антимонопольного законодательства.
Учитывая вышеизложенное, заказчиком было сформировано Приложение 1 к техническому заданию документации, где содержатся сведения, предусмотренные ст. 33 Закона N 44-ФЗ, исходя из имеющейся потребности в поставке лекарственных средств (препаратов противотуберкулезных). Данная закупка состоит из одной позиции закупаемого препарата: Международное непатентованное наименование лекарственного средства "Этамбутол" и установлены характеристики закупаемого товара - "таблетки 400 мг, 100 шт. - пакеты полиэтиленовые - банки полиэтиленовые".
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Антимонопольные требования к торгам определены статьей 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Пунктами 2 ст. 17 Закона N 135-ФЗ установлен запрет на действия при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
Комиссией Ставропольского УФАС России, на основании изученных материалов, представленных заказчиком, установлено, что аукционная документация (реестровый номер заказа в единой системе закупок 0321200010114000030) соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ и Закона N 135-ФЗ.
Комиссией Ставропольского УФАС России установлено, что государственным заказчиком - ГБУЗ СК "ППТД" при формировании аукционной документации не созданы преимущественные условия участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений определенным участникам закупки, не созданы какие-либо препятствия для доступа к участию в закупке, не ограничена конкуренция между участниками вышеуказанного аукциона. Так, участие в определении поставщика (исполнителя, подрядчика) путем проведения аукциона в электронной форме N 0321200010114000030 на право заключения государственного контракта на поставку препаратов противотуберкулезных приняли семь различных хозяйствующих субъекта, которыми были предложены минимум два различных лекарственных препарата производства России и Индии, что является доказательством отсутствия ограничения конкуренции.
Также следует отметить, что заявителем жалобы в материалы дела не представлено ни одного доказательства, о том, что аукционная документация свидетельствует об ограничении права ООО "Эдвансд Трейдинг" на подачу заявки для участия в аукционе. ООО "Эдвансд Трейдинг" не представлено доказательств, подтверждающих, что отдельные лекарственные препараты могут быть поставлены исключительно производителями или их авторизованными поставщиками. В связи с чем, Комиссией Ставропольского УФАС России не подтверждены факты нарушения прав и законных интересов ООО "Эдвансд Трейдинг" действиями заказчика при формировании аукционной документации.
При таких обстоятельствах Комиссией Ставропольского УФАС России в действиях государственного заказчика - ГБУЗ СК "ППТД", нарушения положений, норм и требований Закона N 44-ФЗ при формировании аукционной документации по доводам, изложенным в жалобе, не установлены.
Комиссией Ставропольского УФАС России, по итогам проведенной в соответствии со ст. 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки и на основании изученных материалов, представленных заявителями и заказчиком, установлено, что документация аукциона в электронной форме N 0321200010114000030 на право заключения государственного контракта на поставку препаратов противотуберкулезных не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ, а именно.
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Частями 3, 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ установлены требования к содержанию первой и второй части заявки на участие в электронном аукционе.
В нарушение части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ требования к содержанию и составу заявки, установленные заказчиком в документации (пункт 3.5 и 3.6 раздела 3 "Требования к содержанию и составу заявки"), не соответствуют частям 3, 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ.
2. Частью 3 статьи 64 Закона о закупках N 44-ФЗ установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частями 1 и 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона.
Пунктом 9 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ определено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе:
- отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
В нарушение части 3 статьи 64 Закона N 44-ФЗ требования к участникам закупки, установленные заказчиком в документации (раздел 2 "Требования к участникам закупки"), не содержат требования установленного пунктом 9 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
3. Частью 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе:
- порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе (пункт 11).
В нарушение пункта 11 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация (раздел 18), не содержит информации установленной пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ.
4. Частью 27 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В проекте контракта документации данное условие отсутствует, что не соответствует части 27 статьи 34 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, документация не соответствует и нарушает требования частей 1, 3 статьи 64, частей 3,5 статьи 66, статьи 34 Закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, комиссией Ставропольского УФАС России установлены в действиях ГБУЗ СК "ППТД" нарушения положений, норм и требований Закона N 44-ФЗ при утверждении документация об аукционе в электронной форме "на поставку препаратов противотуберкулезных", а именно частей 1, 3 статьи 64, частей 3,5 статьи 66, статьи 34 Закона N 44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 44-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Эдвансд Трейдинг" на действия государственного заказчика - ГБУЗ СК "ППТД", комиссии ГБУЗ СК "ППТД" по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения аукциона в электронной форме N 0321200010114000030 на право заключения государственного контракта на поставку препаратов противотуберкулезных - необоснованной;
2. По результатам внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьей 99 Закона N 44-ФЗ, признать действия государственного заказчика - ГБУЗ СК "ППТД", выразившиеся в формировании аукционной документации не соответствующей положениям частей 1, 3 статьи 64, частей 3,5 статьи 66, статьи 34 Закона N 44-ФЗ;
3. Выдать государственному заказчику - ГБУЗ СК "ППТД" по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона для закупки N 0321200010114000030 на право заключения государственного контракта на поставку препаратов противотуберкулезных - обязательное для исполнения предписание;
4. Передать должностному лицу Ставропольского УФАС материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении лиц, допустивших нарушение требований Закона N 44-ФЗ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии О.Л. Тихенький
Члены комиссии Е.А. Соколов
С.И. Рошевский
Н.Г. Дацко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 6 марта 2014 г. N РЗ-79-2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.03.2014