Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 11 марта 2014 г. N 40
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
- Гуринович Е.В. |
- заместитель руководителя управления; |
Члены Комиссии: |
- Левченко Д.И. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
|
- Бакина И.С. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
от заказчика (администрация Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края):
- Шадрин Александр Павлович - глава Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края;
от ООО "Стройкомпакт":
- не явились, уведомлены надлежаще;
от "Строительная компания "ЭРЕДУ":
- Андреев Иван Николаевич - представитель по доверенности,
рассмотрев жалобы ООО "Стройкомпакт", ООО "Строительная компания "ЭРЕДУ" и материалы дела N7-1/47 на действия аукционной комиссии муниципального заказчика - администрация Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края при размещении муниципального заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на проведение строительного контроля (технического надзора) за строительством объекта "Газопровод природного газа",
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступивших жалоб на основании статьи 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N0122300002113000004 размещено на официальном сайте: www.zakupki.gov.ru в сети Интернет в сроки, предусмотренные статьей 41.5 Федерального закона от 21.05.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
Начальная (максимальная) цена контракта: 2 432 270 (два миллиона четыреста тридцать две тысячи двести семьдесят) рублей.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, поступило 6 заявок. Комиссией принято решение допустить всех участников размещения заказа к торгам.
По результатам проведения аукциона лучшее ценовое предложение поступило от ООО "СК "ЭРЕДУ" 12 592,93 рублей (на повышение).
В соответствии с протоколом рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, победителем торгов признано ОАО "Хабаровсккрайгаз" с предложенной ценной в размере 431,58 рублей (на повышение). Заявки ООО "Стройкомпакт", ООО "Строительная компания "ЭРЕДУ" признаны несоответствующими требованиям аукционной документации, Закона о размещении заказов виду непредставления копии свидетельства СРО о допуске к работам по контролю качества сварных соединений и изоляций.
Жалобы ООО "Стройкомпакт", ООО "Строительная компания "ЭРЕДУ" Хабаровским УФАС России своевременно размещены на официальном сайте сети Интернет.
Суть жалоб заявителей сводится к доводам, согласно которым считают, что аукционной комиссией незаконно принято решение о несоответствии их вторых частей заявок.
В установленные сроки от заказчика мотивированного отзыва не поступило.
На рассмотрении дела представитель ООО "Строительная компания "ЭРЕДУ" настаивал на доводах жалобы в полном объеме.
Представитель заказчика на рассмотрении дела с доводами жалобы не согласился, заявил, что при подготовке аукционной документации планировалось, что победитель будет выполнять заявленные работы лично, вследствие чего установлено требование о наличии свидетельства СРО о допуске к конкретным видам работ. У заявителей отсутствовал допуск к заявленным работам, вследствие чего, считает действия аукционной комиссии законными и обоснованными.
Комиссия Хабаровского УФАС России, проанализировав материалы дела, заслушав представителей сторон, приходит к выводу об обоснованности доводов жалоб по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 5 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частями 3 и 4 настоящей статьи сведениями должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов, при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются следующие обязательные требования к участникам размещения заказа: соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Предметом торгов является проведение строительного контроля (технического надзора) за строительством объекта "Газопровод природного газа".
Статья 749 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет право заказчика на привлечение специалиста к контролю и надзору за выполнением работ. Если заказчик не обладает специальными познаниями либо по иным причинам не желает в полном объеме выполнять функцию заказчика по контролю и надзору за строительством, то осуществление этой функции и принятие от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком он вправе доверить третьему лицу - профессиональному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Частью 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что застройщик или заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
Под строительным контролем понимается контроль за выполнением работ, строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, оказывающих влияние на безопасность объекта, и контроль за которыми не может быть проведен после выполнения других работ или устранение недостатков которых не может быть проведено без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения. При осуществлении строительного контроля для лиц, его осуществляющих, устанавливается обязанность письменного оформления актов, составляемых по результатам строительного контроля, а также замечаний застройщика (заказчика), привлекаемых им для осуществления строительного контроля лиц.
Согласно СНиП 12-01-2004 при выполнении лицом, осуществляющим строительство, производственного контроля за качеством строительства следует выполнять следующие действия:
- входной контроль проектной документации, предоставленной застройщиком (заказчиком);
- приемку вынесенной в натуру геодезической разбивочной основы;
- входной контроль применяемых материалов, изделий;
- операционный контроль в процессе выполнения и по завершении операций;
- оценку соответствия выполненных работ, результаты которых становятся недоступными после начала выполнения последующих работ.
В соответствии с изложенным, застройщикам, осуществляющим работы по строительному контролю, необходимо получить свидетельство о допуске, выданное саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство. Если строительный контроль осуществляется не силами застройщика или заказчика, а привлекаемой организацией, то соответствующее свидетельство о допуске должно быть у привлекаемой организации.
В Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (утвержден приказом Минрегиона Российской Федерации от 30.12.2009 N 624) включен вид работ N 32.5 "Работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем за работами в области теплогазоснабжения и вентиляции (виды работ N 15.2, 15.3, 15.4, 23.4, 23.5, 24.14, 24.19, 24.20, 24.21, 24.22, 24.24, 24.25, 24.26, группы видов работ N 18, 19)".
Исходя из вышеизложенного, участники размещения заказа по данному аукциону обязаны иметь свидетельство СРО о допуске к работам, по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем за работами в области теплогазоснабжения и вентиляции.
Муниципальным заказчиком в п. 15 "Особые условие" ч. 1.5 "Информационная карта аукциона" раздела 1 "Общие сведения" документации об открытом аукционе в электронной форме установлено требование к участникам размещения заказа о наличии свидетельства СРО.
Пунктом 2.2.3 раздела 2 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме и инструкции по ее заполнению" документации об открытом аукционе в электронной форме определено, что вторая часть заявки на участие в аукционе, кроме прочего, должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона N 94-ФЗ, а именно:
- копию свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (в соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 г. N 624), выданного саморегулируемой организацией в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, по следующим видам работ:
- работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
- объекты газоснабжения.
Разделом 13 аукционной документации установлен перечень документов, подтверждающих соответствие работ требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким работам, услугам, а именно копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона N 94-ФЗ, в том числе копию свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (в соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ N624 от 30.12.2009 г.), выданного саморегулируемой организацией в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, по следующим видам работ:
19. Устройство наружных сетей газоснабжения, кроме магистральных:
-19.1. Укладка газопроводов с рабочим давлением до 0,005 МПа включительно.
-19.2. Укладка газопроводов с рабочим давлением от 0,005 МПа до 0,3 МПа включительно.
-19.5. Монтаж и демонтаж газорегуляторных пунктов и установок.
Вышеуказанные требования не относятся к предмету закупки, являются незаконными и соответственно нарушают ч. 1 ст. 11, ч. 5 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
Проект муниципального контракта является неотъемлемой частью документации об аукционе и должен быть приложен к ней (часть 5 статьи 34 Закона о размещении заказов).
В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона о размещении заказов контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений Закона о размещении заказов.
Часть 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
По смыслу статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации требование выполнить предусмотренную работу лично должно содержаться в конкурсной документации.
На рассмотрении дела представитель заказчика заявил, что при подготовке аукционной документации планировалось, что победитель будет выполнять заявленные работы лично, вследствие чего в информационной карте установлено требование о наличии свидетельства СРО о допуске к конкретным видам работ.
Приложением N3 к документации об аукционе является проект муниципального контракта, согласно которому не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично.
Заказчиком в противоречие условиям аукционной документации в проекте контракта не установлено требования к порядку выполнения работ согласно предмету контракта, в части невозможности привлечения субподрядных организаций, что нарушает требования ч. 2 ст. 9 Закона о размещении заказов.
На основании части 6 статьи 41.11 Закона о размещении заказов заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, в случае: 1) непредставления документов, определенных частью 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов заявка, с учетом документов, ранее представленных в составе первых частей заявок на участие в открытом аукционе.
По смыслу приведенных норм, вторые части заявок должны быть оценены аукционной комиссией на наличие представленных документов и на наличие содержащихся в них достоверных сведений об участнике аукциона и соответствие данных документов требованиям документации об аукционе на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе. При обнаружении несоблюдения одного из перечисленных условий, комиссия в соответствии с частью 6 статьи 41.11 Закона о размещении заказов заявка признает заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме не соответствующей требованиям законодательства.
При этом, ч. 7 ст. 41.8 Закона о размещении заказов определено, что принятие решения о несоответствии заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрению вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 20.02.2014 аукционная комиссия, рассмотрев вторые части заявок, приняла решение о признании несоответствующими заявок ООО "Стройкомпакт", ООО "Строительная компания "ЭРЕДУ" виду непредставления копии свидетельства СРО о допуске к работам по контролю качества сварных соединений и изоляций. Заявка ООО "Ремстройпроект", ОАО "Хабаровсккрайгаз" признаны соответствующими требованиям аукционной документации, Закона о размещении заказов.
Комиссия Хабаровского УФАС России, исследовав представленные заявки участников торгов, приходит к следующим выводам.
ООО "Стройкомпакт", ООО "Строительная компания "ЭРЕДУ" в составе вторых частей заявок представлены копии свидетельств СРО, согласно которым общества имеют право выполнять работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем за работами в области теплогазоснабжения и вентиляции, соответствуют требованиям п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов.
Аукционная комиссия, приняв решение о несоответствии заявок ООО "Стройкомпакт", ООО "Строительная компания "ЭРЕДУ", нарушила требования ч. 7 ст. 41.11 Закона о размещении заказов.
Заявка ООО "Ремстройпроект" признана соответствующей требованиям аукционной документации, Закону о размещении заказов, между тем, согласно представленной копии свидетельства СРО ООО "Ремстройпроект" не имеет право выполнять работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Аукционная комиссия, признав соответствующей заявку ООО "Ремстройпроект", нарушила требования ч. 6 ст. 41.11 Закона о размещении заказов.
Частью 8 статьи 41.11 Закона о размещении заказов, установлено, что протокол должен содержать решение о соответствии или о несоответствии заявок на участие в открытом аукционе требованиям, установленным документацией об открытом аукционе, с обоснованием принятого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, которым не соответствует участник размещения заказа, положений документации об открытом аукционе, которым не соответствует заявка на участие в открытом аукционе этого участника размещения заказа, положений заявки на участие в открытом аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией об открытом аукционе, сведения о решении каждого члена аукционной комиссии о соответствии или о несоответствии заявки на участие в открытом аукционе требованиям, установленным документацией об открытом аукционе. В течение дня, следующего за днем подписания протокола, протокол размещается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на электронной площадке.
В протоколе рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме отсутствуют указания положений настоящего Федерального закона, которым не соответствуют участники такого аукциона, положений заявок на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о них, что является нарушением в действиях аукционной комиссии ч. 8 ст. 41.11 Закона о размещении заказов.
Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498 утвержден Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - Регламент).
Согласно п. 3.39 Регламента, в случае если одним из доводов жалобы является обжалование положений конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе документации об открытом аукционе в электронной форме) или извещения о проведении запроса котировок в случае подачи жалобы после окончания срока подачи соответственно заявок на участие в конкурсе, заявок на участие в аукционе (в том числе заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме) или котировочных заявок, рассмотрение данного довода жалобы не проводится. На этом основании комиссией Хабаровского УФАС России не рассматривались доводы заявителя в части нарушений в аукционной документации требований Закона о размещении заказов.
В силу п. 3.37 Регламента в случаях если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов, Комиссия выдает предписание об устранении таких нарушений. Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты размещения заказа.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 9, 34, 41.6, 41.8, 41.11, 60 Федерального закона от 21.05.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", п.п. 3.37, 3.39 регламента, комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "Стройкомпакт", ООО "Строительная компания "ЭРЕДУ" на действия аукционной комиссии муниципального заказчика - администрация Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края при размещении муниципального заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на проведение строительного контроля (технического надзора) за строительством объекта "Газопровод природного газа" обоснованными.
2. Признать в действиях муниципального заказчика - администрация Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края нарушения ч. 2 ст. 9, ч. 1 ст. 11, ч. 5 ст. 41.6 Закона о размещении заказов
3. Признать в действиях аукционной комиссии муниципального заказчика - Управления образования администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края нарушения п. 1 ч. 6, ч. 7, ч. 8 ст. 41.11 Закона о размещении заказов.
4. Выдать муниципальному заказчику, аукционной комиссии муниципального заказчика - администрация Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений ч. 2 ст. 9, п. 1 ч. 6, ч. 7, ч. 8 ст. 41.11 Закона о размещении заказов.
5. Не выдавать муниципальному заказчику - администрация Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края предписание об устранении нарушений ч. 1 ст. 11, ч. 5 ст. 41.6 Закона о размещении заказов в силу п. 3.37 Регламента.
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России с целью возбуждения административного производства
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 11 марта 2014 г. N 40
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.03.2014