Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 12 февраля 2014 г. N 24
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок
в присутствии:
- представителя заявителя ООО "Проектно-изыскательский институт "Брянскгражданпроект", с ненадлежащей доверенностью;
- представителя государственного заказчика Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области, действующего на основании доверенности от 12.02.2014 года N 734-ДПРи;
- представителя государственного заказчика Департамент природных ресурсов и экологии, действующего на основании доверенности от 12.02.2014 года N 733-ДПРи;
- представителя государственного заказчика Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области, действующего на основании доверенности от 12.02.2014 года N 735-ДПРи;
- представителя уполномоченного органа Управление государственных закупок Брянской области, действующего на основании доверенности от 11.02.2014 года N 66,
рассмотрев поступившую жалобу участника закупки ООО "Проектно-изыскательский институт "Брянскгражданпроект" на действия государственного заказчика Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области при определении поставщика путем проведения аукциона в электронной форме (электронного аукциона) на выполнение кадастровых работ в целях выдачи карта плана на заказник областного значения "Клинцовский" по заявке Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области N 0127200000214000009, установила:
05 февраля 2014 года в единой информационной системе (на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение кадастровых работ в целях выдачи карта плана на заказник областного значения "Клинцовский" по заявке Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области N 0127200000214000009 и документация об аукционе, утвержденная директором Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области.
Государственный контракт по итогам проведения рассматриваемого открытого аукциона в электронной форме на момент рассмотрения жалобы не заключен.
До рассмотрения жалобы в адрес Брянского УФАС России поступили пояснения заявителя ООО "Проектно-изыскательский институт "БрянскГражданПроект" от 12.02.2014 года N 1-140, дополняющие доводы жалобы (зарегистрировано Брянским УФАС России 12.02.2014 года, вх. N 689).
При рассмотрении жалобы объявлялся перерыв с 10 часов 55 минут до 11 часов 00 минут 12 февраля 2014 года.
Заявитель ООО "Проектно-изыскательский институт "Брянскгражданпроект" считает, что его права и законные интересы нарушены действиями государственного заказчика Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области, установившего в документации об электронном аукционе требования о выполнении работ, в том числе предварительного сбора информации, сопровождающегося направлением запросов в компетентные органы, проведения полевых работ, согласования полученных результатов, в течение семи дней, что невыполнимо в связи с установленными регламентами соответствующих органов и служб, согласно которым обращения юридических лиц рассматриваются в течение 30 дней с момента получения.
Кроме того, заявитель ООО "Проектно-изыскательский институт "Брянскгражданпроект" указывает на то, что в документацию об электронном аукционе включено требование о согласовании землеустроительной документации с управлением Росреестра по Брянской области, с департаментом строительства и архитектуры Брянской области, со структурными подразделениями Брянской городской администрации (управлением земельных и имущественных отношений Брянской городской администрации и управлением по строительству и развитию территории города Брянска). Однако вышеуказанные организации не занимаются согласованием землеустроительной документации, следовательно, неправомерно требовать согласования с указанными организациями результата работ. Заказник областного значения "Клинцовский" расположен не на территории города Брянска, и требование о согласовании землеустроительной документации с Брянской городской администрацией заявитель также полагает избыточным.
Заявитель ООО "Проектно-изыскательский институт "Брянскгражданпроект" считает, что требования о выполнении работ и согласовании их результатов в сроки, не являющиеся разумными, не позволяют ООО "Проектно-изыскательский институт "Брянскгражданпроект" подать заявку на участие в аукционе и ограничивают количество участников закупки.
Представитель государственного заказчика. согласился с доводами жалобы о недостаточности сроков выполнения работ и о необходимости согласования их результатов с иными органами, чем указаны в техническом задании.
Заслушав представителя заявителя, представителей государственного заказчика, изучив представленные документы, руководствуясь ч. 3, 15 ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе), комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов пришла к следующим выводам:
1. Государственным заказчиком Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены требования п. 1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 года Закона о контрактной системе, устанавливающей, что документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, а также п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, устанавливающей, что описание объекта закупки должно носить объективный характер, и запрещающей включать в документацию об электронном аукционе требования к работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, поскольку государственным заказчиком в состав документации об электронном аукционе включены требования к выполнению являющихся предметом закупки работ в не соответствующие содержанию требуемых работ сроки, а также требования о согласовании результата работ с органами исполнительной власти и местного самоуправления, которое не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации.
Техническое задание не содержит сведений о наличии в распоряжении государственного заказчика каких бы то ни было исходных данных, сведений, документов для начала землеустроительных работ. Следовательно, обязанность получения таких сведений возлагается на исполнителя по государственному контракту.
Так, в соответствии с Требованиями к составлению карты(плана) объекта землеустройства (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 года N 621), который является результатом работ, составляющих объект закупки, карта (план) объекта землеустройства составляется в результате описания местоположения границ объекта землеустройства на местности.
Техническое задание электронного аукциона содержит требование об описании местоположения объекта землеустройства посредством определения плоских прямоугольных координат характерных точек границ объекта землеустройства в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.
Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства установлен Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 03.07.2011 года N 267. В соответствии с указанным порядком описание границ местоположения объектов землеустройства осуществляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, сведений и документов государственных картографо-геодезических фондов и иных предусмотренных законодательством документов и сведений.
В частности, в рамках исполнения государственного контракта необходимо получение кадастрового плана территории - тематического плана кадастрового квартала или иной указанной в соответствующем запросе территории в пределах кадастрового квартала, который составлен на картографической основе и на котором в графической форме и текстовой форме воспроизведены запрашиваемые сведения (ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
При этом в соответствии с п. 39 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости (утв. Приказом Минэкономразвития России от 18.05.2012 N 292), предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, в виде кадастрового плана территории осуществляется органом кадастрового учета в течение пятнадцати рабочих дней с даты получения соответствующего запроса (максимальный срок).
Следовательно, получение исходных данных для начала производства работ по землеустройству и выполнение основанных на них полевых работ в течение 4 дней с подписания государственного контракта, как установлено календарным планом выполнения работ, прилагаемым к проекту государственного контракта, невозможно.
Кроме того, техническое задание содержит требования о составлении перечня земельных участков (и их частей), расположенных в границах заказника областного значения "Клинцовский" с указанием в числе прочего сведений о зарегистрированных правах на земельный участок (собственность, аренда, обременения) с указанием землепользователя (при наличии информации о землепользователях). При рассмотрении жалобы установлено, что государственный заказчик располагает паспортом объекта землеустройства от 16.12.2009 года N 1350 на рассматриваемый объект, в котором содержится информация о земельных участках, расположенных в границах заказника. Однако содержащиеся в нем сведения о землепользователях, во-первых, не полны, во-вторых, не отражают состава землепользователей, актуального на период осуществления закупки (2014 год).
Следовательно, для составления перечня земельных участков исполнителю по государственному контракту необходимо запросить соответствующие сведения в Государственном реестре прав на недвижимое имущество и Государственного кадастра прав на недвижимое имущество, что также требует временных затрат, при этом, учитывая общий порядок рассмотрения обращений (в течение тридцати дней с момента регистрации обращения), получить ответ на запрос в течение предполагаемых государственным заказчиком семи дней также невозможно.
Объект закупки включает в себя также полевые работы, изготовление картографических материалов и согласование землеустроительной документации с Департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области, с управлением Росреестра по Брянской области, с департаментом строительства и архитектуры Брянской области, со структурными подразделениями Брянской городской администрации (управлением земельных и имущественных отношений Брянской городской администрации и управлением по строительству и развитию территории города Брянска).
В соответствии с п. 1 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года N 514, согласование землеустроительной документации (карты (плана)) с соответствующими органами осуществляется ее разработчиком совместно с государственным заказчиком, при этом, согласно п. 4 указанного положения устанавливает срок принятия соответствующими органами решения о согласовании или об отказе от согласования в течение 30 дней с даты представления всех необходимых материалов.
Таким образом, совокупность этапов выполнения работ (подготовительный этап - получение информации, осуществление полевых работ, этап разработки карты (плана), этап согласования полученных результатов работ) невозможно выполнить в срок менее 60 дней с даты подписания государственного контракта.
Установление срока выполнения работ в течение 7 дней, который невозможно соблюсти при условии надлежащего выполнения всех работ в соответствии с техническим заданием, не позволяет участникам закупки, которые обязаны в заявке на участие в электронном аукционе подтвердить свое согласие на выполнение работ на условиях, заявленных государственным заказчиком в документации об электронном аукционе, подать такую заявку.
В нарушение той же нормы государственным заказчиком установлены избыточные требования о согласовании результатов работ с органами, не осуществляющими такое согласование.
В соответствии с п. 1 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года N 514, согласование землеустроительной документации (карты (плана)) осуществляется заинтересованными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. При этом в полномочия Росреестра, Департамента строительства и архитектуры Брянской области не предполагают согласования землеустроительной документации (карты (плана)), а Брянская городская администрация не является заинтересованным органом местного самоуправления, поскольку заказник, являющийся объектом землеустроительных работ, располагается не на территории города Брянск, а на территории Клинцовского района Брянской области. Следовательно, такие согласования должны проводиться с органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Следовательно, требования о согласовании результатов работ с указанными в техническом задании органами избыточны, не описывают объект закупки и не позволяют участникам закупки подать заявку на участие в электронном аукционе, ограничивая тем самым количество участников закупки.
2. Государственным заказчиком Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены требования ч. 2 ст. 112 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми государственный заказчик размещает в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планы-графики размещения заказов на 2014 и 2015 годы по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, с учетом особенностей, которые могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также п. 4 Приказа Минэкономразвития России N 544, Казначейства России N 18н от 20.09.2013 "Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы", согласно которому план-график содержит перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется путем проведения конкурса (открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса), аукциона (аукциона в электронной форме, закрытого аукциона), запроса котировок, запроса предложений или путем закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя), определяемом в соответствии со статьей 111 Закона о контрактной системе, поскольку рассматриваемая закупка не включена в план-график осуществления закупок на 2014 год, размещенный государственным заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru.
Указанный план-график содержит сведения о проведении запроса котировок на проведение землеустроительных мероприятий на особо охраняемых природных территориях регионального значения Брянской области на сумму 499000,00 рублей. Однако закупка землеустроительных работ осуществляется путем проведения электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой государственного контракта 566000,00 рублей.
3. Государственным заказчиком Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены требования ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе, согласно которым государственный контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, поскольку государственным заказчиком в проект государственного контракта включены положения, позволяющие вносить не предусмотренные законодательством РФ изменения и дополнения: "1.3 Выполнение работ и поставок продукции, не предусмотренных настоящим Контрактом, оформляется в установленном порядке".
4. Государственным заказчиком Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены требования ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе, согласно которым в государственный контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты работы поскольку проект государственного контракта не устанавливает определенного срока оплаты выполненных работ: "1.1. _Заказчик обязуется оплатить произведенные работы в 2014 году", "3.2. Оплата выполненных работ производится Заказчиком путем перечисления денежных средств на счет Подрядчика, после сдачи Подрядчиком и приемки Заказчиком выполненной работы, оформленной актом выполненных работ с приложением к ним счета - фактуры, предусмотренных календарным планом и условиями настоящего Контракта в 10-дневный срок с даты подписания акта выполненных работ, по мере поступления средств из областного бюджета".
5. Государственным заказчиком Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены требования п 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению, поскольку раздел 22 документации об электронном аукционе не содержит требований о представлении конкретных документов, подтверждающих в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе полномочия участников закупки заключать государственный контракт.
Отсутствие перечня документов, подтверждающих правомочность участника закупки заключать государственный контракт не позволяет участникам закупки сформировать заявку на участие в электронном аукционе в соответствии с документацией об аукционе, а также не позволяет комиссии государственного заказчика ожнозначно определить соответствие или несоответствие такой заявки требованиям документации об электронном аукционе.
6. Государственным заказчиком Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены требования ч. 1 ст. 96 Закона о контрактной системе, согласно которым в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, поскольку документация об электронном аукционе в разделе 28 "Размер обеспечения исполнения контракта, сроку и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению исполнения контракта" не содержит предусмотренного ч. 6 ст. 96 Закона о контрактной системе порядка предоставления обеспечения исполнения государственного контракта в соответствии с положениями ст. 37 Закона о размещении заказов, а именно - порядка применения антидемпинговых мер, предусмотренного ст. 37 Закона о контрактной системе. При этом проект государственного контракта содержит в соответствии с нормами Закона о контрактной системе положения о применении антидемпинговых мер при обеспечении контракта.
7. Государственным заказчиком Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены требования ч.ч. 6, 7 ст. 34 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми в случае просрочки исполнения поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), поскольку государственным заказчиком Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области в п. 5.11.1 проекта государственного контракта установлена ответственность поставщика без учета требований п.6 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом", определяющих, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного государственным контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены государственного контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле:
П = (Ц - В) x С,
где:
Ц - цена контракта;
В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов;
С - размер ставки.
Размер ставки определяется по формуле:
,
где:
- размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К;
ДП - количество дней просрочки.
8. Коэффициент К определяется по формуле:
,
где:
ДП - количество дней просрочки;
ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).
При К, равном 0 - 50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 50 - 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
Однако проект государственного контракта предусматривает иной порядок начисления пени: "5.11.1 Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения исполнителем обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных исполнителем" без учета вышеприведенного порядка расчета пени.
8. Государственным заказчиком Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены требования ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми государственный заказчик в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного запроса на разъяснение положений документации об электронном аукционе размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, поскольку размещенные на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru разъяснения положений документации об электронном аукционе от 10.02.2014 года содержащит сведения об участнике закупки, направившем указанный запрос.
Выявленные нарушения образуют состав административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена чч. 1.4, 4.1, 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, Комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок, руководствуясь чч. 3, 15, 22 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе,
Решила:
1. Признать жалобу участника закупки ООО "Проектно-изыскательский институт "Брянскгражданпроект" на действия государственного заказчика Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области при определении поставщика путем проведения аукциона в электронной форме (электронного аукциона) на выполнение кадастровых работ в целях выдачи карта плана на заказник областного значения "Клинцовский" по заявке Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области N 0127200000214000009 обоснованной.
2. Признать государственного заказчика Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области нарушившим требования п. 1 ч. 1 ст. 33, чч. 1, 6, 7, 13 ст. 34, пп. 1, 2 ч. 1 ст. 64, ч. 4 ст. 65, ч. 1 ст. 96, ч. 2 ст. 112 Закона о контрактной системе.
3. Выдать государственному заказчику Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области, уполномоченному органу Управление государственных закупок Брянской области, оператору электронной торговой площадки ОАО "Единая электронная торговая площадка" предписание об устранении выявленных нарушений требований законодательства РФ о размещении заказов.
4. Передать материалы рассмотрения жалобы соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 12 февраля 2014 г. N 24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.02.2014