Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 19 марта 2014 г. N Г-119-04/2014
Резолютивная часть решения оглашена 19.03.2014
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе
Председателя Комиссии:
Потанина А.М. - руководителя Управления,
членов Комиссии:
Миронова Д.В. - главного специалиста-эксперта,
Евграфовой Е.А. - ведущего специалиста-эксперта,
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России N 498 от 24.07.2012 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "Атекс Групп" (Московская область) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку изделий из латекса для нужд ГБУЗ ВО "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи города Владимира" в присутствии представителей государственного заказчика ГБУЗ ВО "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи города Владимира" Киселева Д.М. (доверенность N 4 от 19.03.2014), Крыловой Ю.Е (доверенность N 24-06-2013), уполномоченного органа Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области Палагина С.А. (доверенность N 33 от 13.03.2014), заявителя ООО "Атекс Групп" Радюшиной А.Н. (доверенность N 36\6 от 25.12.2014).
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N Г-119-04/2014 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Атекс Групп" (далее - заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку изделий из латекса для нужд ГБУЗ ВО "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи города Владимира".
По мнению заявителя, техническое задание аукционной документации составлено заказчиком с многочисленными нарушениями Закона о контрактной системе.
Заказчиком установлены необоснованно точные требования к составу отдушки по позициям 1-3 Технического задания аукционной документации (выбор из двух отдушек), составу обработки внутреннего покрытия по позициям 4-6, 23 Технического задания аукционной документации, к упаковке перчатки по позиции N 16-21, к длине перчатки по позиции 22 Технического задания аукционной документации. Техническое задание не содержит описания, какими именно потребностями обусловлено установление данных точных характеристик. При этом установление данных характеристик не носит объективного характера и таким образом, используется заказчиком для ограничение количества участников закупки. Реальные потребности заказчика в определенных свойствах легко могут быть удовлетворены перчатками с отличающимися характеристиками (отдушками, другим составом геля и.т.д.).
В описании товара по позиции 7-9 установлены требования к хирургическим перчаткам неанатомической формы при этом действующими ГОСТ 3-88 и ГОСТ Р 52238-2004 для хирургических перчаток предусмотрена только анатомическая форма, таким образом заказчик установил требования к перчаткам несоответствующие действующим стандартам и не позволяющие поставить товары более высокого качества и стандартам соответствующие.
Описание перчаток по позициям 10-15 Технического задания аукционной документации содержит ряд необоснованных и противоречивых характеристик.
Заказчик требует перчатки для использования в качестве двойных, однако не указывает наличие контрастного цвета.
Заказчик требует перчатки с пудрой, однако указывает, что внутренняя поверхность должна быть обработана полиуретаном, указывает, что "отсутствие тиурамов и меркаптобензотизолов способствует снижению возникновения аллергических реакций на химические вещества", протеины по методу Лоури не более 32 мкг/г. Тот факт, что наиболее активным агентом, провоцирующим возникновение и развитие аллергии является пудра заказчиком не учитывается.
Заказчик указывает, что перчатки должны быть особо прочные, однако требования к толщине устанавливаются как к обычным перчаткам.
В позициях 16-21 Технического задания аукционной документации заказчиком устанавливаются необоснованные и противоречивые требования к структуре и составу перчатки. По мнению заявителя, указанное описание соответствует конкретным перчаткам единственного производителя Cardinal Health.
Кроме того, заказчиком установлены избыточные и необоснованные требования к упаковке.
Таким образом, по мнению заявителя, заказчик нарушил требования положения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе (в части указания необъективных характеристик и характеристик, ограничивающих количество участников) и пункта 2 части 1 статьи 33 (в части использования нестандартных показателей для описания стандартного товара).
На основании изложенного, заявитель обязать заказчика привести аукционную документацию в соответствии с действующим законодательством.
В обоснование правомерности своих действий представитель государственного заказчика заявил следующее.
В жалобе указывается на неправомерность включения в аукционную документацию отдельных требований к товару, ограничивающих, по мнению заявителя жалобы, конкуренцию и необоснованно предъявляемых к данному виду товара.
Указанный довод опровергается подачей заявок на участие в электронном аукционе от нескольких участников.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описании объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В оспариваемой аукционной документации не имеется требований в отношении товарных знаков, знаков обслуживания и т.п. характеристик, все требования указаны объективно с учетом потребности медицинского персонала в данном товаре.
По пунктам 1-3, 4-6, 23 Технического задания аукционной документации.
В ГБУЗ ВО "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи г.Владимира" были проведены апробации следующих перчаток: нитриловые с мятой SFM (Германия), нитриловые с розой IMP (США), нитриловые с алоэ вера BLOSSOM (Китай), нитриловые с алоэ вера IMP (США) и другие.
За период использования было установлено, что указанные медицинские перчатки отвечают требованиям предъявляемым к данному товару и обладают положительными свойствами. Само по себе наличие отдушки обусловлено требованиями гигиены и повышения качества обслуживания пациентов.
По пунктам 7-9 Технического задания аукционной документации.
Требуется поставить нестерильные хирургические перчатки неанатомической формы. На территории РФ существует большое количество медицинских перчаток с подобными характеристиками. Данная продукция имеет регистрацию на территории РФ в качестве изделий медицинского назначения, и следовательно, её использование не противоречит российскому законодательству и нормативным актам. Требование к неанатомической форме перчаток обусловлено многолетней практикой работы ЛПУ с подобным товаром и продиктовано следующим моментом: при проведении ряда манипуляций медицинский персонал использует только одну руку, одевать перчатку на вторую нет необходимости. В данном случае, использование перчаток анатомической формы увеличивает расход перчаток ровно в два раза, что не допустимо в условиях ограниченности финансирования ЛПУ.
Кроме того, ГОСТ Р52238-2004, исходя из его названия, распространяется на перчатки хирургические из каучукового латекса стерильные одноразовые, а предметом поставки являются перчатки нестерильные.
По позициям 10-15 Технического задания аукционной документации:
В современных перчатках в качестве пудры используется модифицированный кукурузный крахмал, который в свою очередь гипоаллергенен. Поэтому заявление об "аллергичности пудры" является необоснованным, противоречащим действительности и вводящим в заблуждение комиссию по рассмотрению данной жалобы. При этом Заказчик согласен с заявителем жалобы в том, что предпочтительно использовать хирургические синтетические неопудренные перчатки, но так как данная продукция стоит на порядок дороже, "советы" со стороны (особенно в форме жалоб) Заказчик считает крайне неуместными.
В первую очередь потребность заказчика в хирургических перчатках с пудрой выражена с экономической позиции, так как натуральные латексные и синтетические хирургические стерильные неопудренные перчатки в 1,5-2 раза дороже в цене.
Также хотелось бы отметить, что хирургические перчатки делятся на разные группы, то есть для разных манипуляций (общей хирургии, офтальмологических, травматологических, акушерских, с высоким риском заражения) и.т.д.
По пункту 16-21 Технического задания аукционной документации.
По мнению представителя государственного заказчика, состав перчаток определен конкретно (латекс с нитрилом). Внешний слой: 100 %, латекс, средний слой: 50 % латекс + 50 % нитрил, внутренний слой: 100 % нитрил, с критерием не менее 50 % содержание нитрилового покрытия. Данные характеристики отвечают как минимум трем брендам различного производства BioClean Elite (Малайзия), Cardinal (Тайланд), Nitritex Profile 3000 (Великобритания), что подтверждается техническим паспортами товара.
Анализ размещения заказа на поставку перчаток медицинских с аналогичными характеристиками показывает, что данный товар могут поставить неограниченный круг участников. Таким образом, по мнению представителя государственного заказчика, товары в аукционной документации с указанными в ней характеристиками были выбраны по общему мнению медицинского персонала Заказчика, как наиболее качественный и удобный для применения товар, а указанные параметры поставляемого товара являются для заказчика принципиально важными и необходимыми для качественного выполнения услуг в сфере своей профессиональной деятельности. По мнению государственного заказчика, сам по себе факт установления определенных характеристик к товару, не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа.
Учитывая вышеизложенное, представитель государственного заказчика просит признать жалобу ООО "Атекс Групп" необоснованной.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описании объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки необходимо использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила, что государственным заказчиком не были представлены надлежащие доказательства отсутствия требований к техническим характеристикам товара (содержащимся в Приложении N 1 к Информационной карте электронного аукциона на поставку изделий из латекса для нужд ГБУЗ ВО "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи города Владимира"), огранивающих количество участников размещения заказа.
Кроме того, по ряду позиций Технического задания аукционной документации имеются двусмысленные и неопределенные требования к техническим характеристикам поставляемого товара (в частности по позициям 1-3 Технического задания аукционной документации - "перчатки смотровые нитриловые (синтетические) с мятой, розой", по позиции 23 Технического задания аукционной документации - "перчатки диагностические, латексные с пудрой, с внутренним покрытием с протеинами шелка, неопудренные, текстурированные по всей поверхности длина 245-260 мм").
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 и пунктом 3.32 Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Атекс Групп" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку изделий из латекса для нужд МБУЗ "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи города Владимира" обоснованной.
2. Вынести в отношении государственного заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии А.М.Потанин
Члены Комиссии Д.В.Миронов
Е.А. Евграфова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 19 марта 2014 г. N Г-119-04/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.03.2014