Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 12 марта 2014 г. N 193
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель председателя Комиссии: <_>;
члены Комиссии: <_>;
при участии генерального директора Общества с ограниченной ответственностью "Строительно-производственная база "СоюзСтрой" (далее - ООО "СПБ "СоюзСтрой", заявитель) - <_>, представителей ООО "СПБ "СоюзСтрой" - <_> (доверенность от 03.03.2014 г.), <_>(доверенность от 03.03.2014 г.), <_> (доверенность от 11.03.2014 г.), <_> (доверенность от 03.03.2014 г.); представителей Комитета городского обустройства (ранее именуемое Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству администрации г. Иркутска) - <_> (доверенность от 23.01.2014 г. N 405-70-469/14), <_> (доверенность от 11.03.2014 г. N 405-70-1726/14); представителя отдела закупок департамента закупок, ценового, тарифного регулирования и трудовых отношений Комитета по бюджетной политике и финансам администрации г. Иркутска (далее - уполномоченный орган) - <_> (доверенность от 23.01.2014 г. N 059-72-70/14); члена аукционной комиссии - <_>,
рассмотрев жалобу ООО "СПБ "СоюзСтрой" на действия Комитета городского обустройства администрации г. Иркутска (далее - заказчик), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", ч.5 ст.17 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России обратилось ООО "СПБ "СоюзСтрой" с жалобой на действия заказчика, связанные с отказом от заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту ул. Мира на участке от ООТ "Узловая" до ул. Новаторов в г. Иркутске (далее - открытый аукцион).
В соответствии с доводами, изложенными в жалобе, заявитель считает отказ заказчика от заключения муниципального контракта незаконными, поскольку действия ООО "СПБ "СоюзСтрой" направлены на заключение контракта, документ об обеспечении исполнения контракта заявителем представлен в соответствии с нормами законодательства РФ, Федерального закона N 94-ФЗ.
Заказчиком на жалобу заявителя представлены возражения, согласно которым 25.02.2014 г. победителем открытого аукциона ООО "СПБ "СоюзСтрой" подписан муниципальный контракт и прикреплена банковская гарантия, выданная Открытым акционерным обществом "Национальный банк развития бизнеса" (далее - ОАО "НББ").
Заказчиком в адрес банка направлен запрос на предоставление информации о подлинности банковской гарантии. Ответ от ОАО "НББ" не получен.
В связи с тем, что на официальном сайте ОАО "НББ" имеются сведения о том, что банковская гарантия под указанным номером не выдавалась, а также отсутствие подтверждения факта выдачи указанной банковской гарантии со стороны ОАО "НББ", заказчик пришел к выводу о предоставлении победителем открытого аукциона ненадлежащего обеспечения исполнения контракта.
При рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки Комиссией установлено, что уполномоченным органом 09.11.2013 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0134300079213000871 и документация об открытом аукционе в электронной форме N 985/13 на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту ул. Мира на участке от ООТ "Узловая" до ул. Новаторов в г. Иркутске (далее - документация об открытом аукционе).
Согласно протоколу N 0134300079213000871-3 от 14.02.2014 г. подведения итогов открытого аукциона в электронной форме N 985/13 на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту ул. Мира на участке от ООТ "Узловая" до ул. Новаторов в г. Иркутске, размещенному на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет 17.02.2014 г., победителем открытого аукциона признано ООО "СПБ "СоюзСтрой".
Согласно представленным заказчиком и заявителям документам, проект муниципального контракта был направлен заказчиком оператору электронной площадки 20.02.2014 г.
25.02.2014 г. ООО "СПБ "СоюзСтрой" через оператора электронной площадки направлен протокол разногласий, касающийся неверного указания цены контракта прописными буквами.
25.02.2014 г. заказчиком повторно направлен проект контракта с внесенными изменениями в соответствии с протоколом разногласий.
25.02.2014 г. заявитель подписал усиленной электронной цифровой подписью муниципальный контракт и направил банковскую гарантию N 1957/14-БГ от 19.02.2014 г., выданную ОАО "НББ" на основании договора о выдачи банковской гарантии N 1957/14 от 19.02.2014 г., заключенного между ООО "СПБ "СоюзСтрой" и ОАО "НББ".
В свою очередь, заказчиком 04.03.2014 г. опубликован протокол об отказе от заключения контракта с победителем открытого аукциона ООО "СПБ "СоюзСтрой".
Согласно указанному протоколу заказчик пришел к выводу о предоставлении заявителем ненадлежащего обеспечения исполнения контракта, учитывая совокупность следующих фактов:
1. Скрин-шот (раздел "Проверка факта выдачи банковский гарантий") банковская гарантия N 1957/14-БГ от 19.02.2014 г. не выдавалась;
2. Уклонение банка, выдавшего банковскую гарантию, предоставленную в качестве обеспечения исполнения контракта, от сотрудничества (распечатка звонков, связь посредством электронной почты, факсимильной связи);
3. Отсутствие подтверждения оплаты услуг по получению банковской гарантии;
4. Выплаты в пользу Бенефициара осуществляются при получении Гарантом письменного требования об уплате, акцептованного Принципалом, либо требование об уплате, основанного на вступившем в законную силу решения суда, что ставит под сомнение надлежащее обеспечение исполнения контракта.
Комиссия, исследовав представленные материалы, доводы заявителя, возражение заказчика, приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 41.12 Федерального закона N 94-ФЗ по результатам открытого аукциона в электронной форме контракт заключается с победителем открытого аукциона в электронной форме, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником открытого аукциона в электронной форме, заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме которого в соответствии со ст. 41.11 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Заказчик, уполномоченный орган в течение пяти дней со дня размещения на электронной площадке указанного в ч. 8 ст. 41.11 настоящего Федерального закона протокола направляют оператору электронной площадки без подписи заказчика проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником открытого аукциона, с которым заключается контракт, сведений о товаре (товарный знак и (или) конкретные показатели товара), указанных в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме такого участника, в проект контракта, прилагаемого к документации об открытом аукционе в электронной форме (ч. 2 ст. 41.12 Федерального закона N 94-ФЗ).
В течение одного часа с момента получения проекта контракта оператор электронной площадки направляет проект контракта без усиленной электронной подписи в соответствии с условиями функционирования электронных площадок лица, имеющего право действовать от имени заказчика, участнику открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт (ч. 3 ст. 41.12 Федерального закона N 94-ФЗ).
В течение пяти дней со дня получения проекта контракта участник открытого аукциона в электронной форме направляет оператору электронной площадки проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью в соответствии с условиями функционирования электронных площадок лица, имеющего право действовать от имени участника открытого аукциона, а также подписанный усиленной электронной подписью в соответствии с условиями функционирования электронных площадок указанного лица документ об обеспечении исполнения контракта в случае, если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта или предусмотренный ч. 4.1 ст. 41.12 Федерального закона N 94-ФЗ протокол разногласий (ч. 4 ст. 41.12 Федерального закона N 94-ФЗ).
Согласно ч. 4.1 ст. 41.12 Федерального закона N 94-ФЗ участник открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, направленному в соответствии с положениями настоящей статьи, направляет протокол указанных разногласий, подписанный усиленной электронной подписью в соответствии с условиями функционирования электронных площадок лица, имеющего право действовать от имени участника размещения заказа, оператору электронной площадки. При этом участник открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий положения проекта контракта, не соответствующие извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме, документации об открытом аукционе в электронной форме и заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме этого участника размещения заказа, с указанием соответствующих положений данных документов. В течение одного часа с момента получения протокола разногласий оператор электронной площадки направляет такой протокол разногласий заказчику, в уполномоченный орган.
Частями 4.2-4.6 статьи 41.12 Федерального закона N 94-ФЗ устанавливается порядок и сроки направления участником размещения заказа и рассмотрения протокола разногласий и повторного направления проекта контракта заказчиком.
Основания для отказа от заключения контракта установлены ч. 3 ст. 9 Федерального закона N 94-ФЗ, согласно которой после определения победителя конкурса, аукциона или победителя в проведении запроса котировок в срок, предусмотренный для заключения контракта, заказчик обязан отказаться от заключения контракта с победителем конкурса, аукциона или победителем в проведении запроса котировок либо при уклонении победителя конкурса, аукциона или победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта с участником размещения заказа, с которым заключается такой контракт, в случае установления факта:
1) проведения ликвидации участников конкурса, участников аукциона, участников размещения заказа путем запроса котировок - юридических лиц или принятия арбитражным судом решения о признании участников конкурса, участников аукциона, участников размещения заказа путем запроса котировок - юридических лиц, индивидуальных предпринимателей банкротами и об открытии конкурсного производства;
2) приостановления деятельности указанных лиц в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
3) предоставления указанными лицами заведомо ложных сведений, содержащихся в документах, предусмотренных ч. 3 ст. 25 или ч. 2 ст. 35 настоящего Федерального закона;
4) нахождения имущества указанных лиц под арестом, наложенным по решению суда, если на момент истечения срока заключения контракта балансовая стоимость арестованного имущества превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов указанных лиц по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период;
5) наличия у указанных лиц задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов указанных лиц по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, при условии, что указанные лица не обжалуют наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанный перечень оснований для отказа заказчика от заключения контракта является исчерпывающим.
В силу ч. 11 ст. 41.12 Федерального закона N 94-ФЗ участник открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если такой участник открытого аукциона в срок, предусмотренный ч.ч. 4, 4.4 и 4.6 настоящей статьи, не направил оператору электронной площадки подписанный усиленной электронной подписью в соответствии с условиями функционирования электронных площадок лица, имеющего право действовать от имени участника размещения заказа, проект контракта или протокол разногласий в случаях, предусмотренных настоящей статьей, либо не направил подписанный усиленной электронной подписью в соответствии с условиями функционирования электронных площадок указанного лица проект контракта по истечении тринадцати дней со дня размещения на электронной площадке указанного в ч. 8 ст. 41.11 настоящего Федерального закона протокола в случае, предусмотренном ч. 4.4 настоящей статьи, а также подписанный усиленной электронной подписью в соответствии с условиями функционирования электронных площадок указанного лица документ об обеспечении исполнения контракта при условии, что заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Способ обеспечения исполнения контракта из указанных в настоящей части способов определяется таким участником открытого аукциона в электронной форме самостоятельно (ч. 19 ст. 41.12 Федерального закона N 94-ФЗ).
Требование об обеспечении исполнения контракта установлены в извещении о проведении открытого аукциона, а также информационной карте открытого аукционе документации об открытом аукционе.
Комиссией установлено, что предусмотренные ст. 41.12 Федерального закона N 94-ФЗ требования о направлении участником размещения заказа оператору электронной площадки подписанного усиленной электронной подписью проекта контракта, а также документа об обеспечении исполнения контракта, ООО "СПБ "СоюзСтрой" выполнены в полном объеме, в частности, как указывалось выше, 25.02.2014 г. после повторного направления заказчиком проекта контракта заявитель подписал муниципальный контракт и направил документ об обеспечении исполнения контракта.
В силу ч. 6 ст. 41.12 Федерального закона N 94-ФЗ заказчик, уполномоченный орган в течение трех дней со дня получения от оператора электронной площадки проекта контракта и, если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта, документа об обеспечении исполнения контракта, подписанных усиленной электронной подписью в соответствии с условиями функционирования электронных площадок лица, имеющего право действовать от имени участника открытого аукциона в электронной форме, обязаны направить оператору электронной площадки контракт, подписанный усиленной электронной подписью в соответствии с условиями функционирования электронных площадок лица, имеющего право действовать от имени заказчика, за исключением случая, предусмотренного ч. 6.1 настоящей статьи.
03.03.2014 г. заказчик отклонил проект контракта, отправив заявителю посредством оператора электронной площадки протокол разногласий, в котором просил ООО "СПБ "СоюзСтрой" направить проект контракта с надлежащим обеспечением исполнения контракт в срок до 12:00 местного времени 05.03.2014 г., ссылаясь на то, что на сайте ОАО "НББ" отсутствует информация о представленной заявителем банковской гарантии N 1957/14-БГ от 19.02.2014 г.
В ответ на протокол разногласий 04.03.2014 г. заявитель сообщил, что подлинники банковской гарантии и договор с банком представлены заказчику 04.03.2014 г.
04.03.2014 г. заказчик отказывается от заключения контракта с заявителем по причине предоставления ООО "СПБ "СоюзСтрой" ненадлежащего документа об обеспечении исполнения контракта.
Отказ заказчика от заключения контракта по доводам, указанным в протоколе отказа от заключения контракта от 04.03.2014 г., Комиссия считает незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
ФАС России в Письме от 13.02.2012 г. N ИА/4178 "О применении положений Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ в части определения соответствия представляемого обеспечения исполнения контрактов" обращает внимание, что участник размещения заказа несет ответственность за подлинность и достоверность предоставленных документов об обеспечении исполнения контракта. При представлении лицом, с которым заключается контракт, в качестве документа об обеспечении исполнения контракта банковской гарантии заказчик (уполномоченный орган) в сроки, установленные Федеральным законом N 94-ФЗ, вправе осуществить проверку представленной банковской гарантии, в том числе обратиться в соответствующий банк за подтверждением факта выдачи банковской гарантии и ее достоверности.
Из материалов дела установлено, что после получения от ООО "СПБ "СоюзСтрой" подписанного контракта и банковской гарантии, заказчик подготовил запрос от 27.02.2014 г. N 405-70-1427/4 в ОАО "НББ" о подтверждении подлинности банковской гарантии N 1957/14-БГ от 19.02.2014 г. В запросе заказчик в целях минимизации срока получения ответа просил банк ответ продублировать на адрес электронной почты ad_sirtsova@admin.ru. При этом, указанный запрос направлен в банк 28.02.2014 г.
Кроме того, повторно данный запрос с допиской от руки номеров факса и контактного телефона, а также дополнительного адреса электронной почты, направлен заказчиком 04.03.2014 г., то есть уже за пределами срока для подписания контракта со стороны заказчика.
Письменный ответ от ОАО "НББ" о подтверждении или неподтверждении подлинности банковской гарантии N 1957/14/БГ от 19.02.2014 г. ни на момент окончания срока для подписания контракта, ни на момент рассмотрения жалобы заказчиком не получен.
Отсутствие информации о данных банковской гарантии на официальном сайте ОАО "НББ" не может служить основанием для выводов о невыдачи указанным банком банковской гарантии, так как законодательством не установлена обязанность банков по размещению на своих Web-сайтах сведений о выданных банковских гарантиях.
Письмо Банка России от 30.07.2012 г. N 111-Т "О сведениях, рекомендуемых для размещения на Web-сайтах кредитных организаций в информационно-телекоммуникационной сети Интернет", на которое ссылается заказчик, носит рекомендательный характер и касается рекомендаций банкам, предоставляющим в качестве обеспечения исполнения контракта банковские гарантии, размещать на своих Web-сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информацию о внутренних структурных подразделениях кредитной организации, осуществляющих обеспечение проведения операций по выдаче банковских гарантий, а также контактные данные ответственных лиц, уполномоченных кредитной организацией осуществлять подтверждение факта выдачи банковской гарантии, с указанием фамилии, имени, отчества, номеров телефонов, адреса электронной почты.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы представителем заявителя представлено письмо ОАО "НББ" от 03.03.2014 г. N 13-01-03/503, адресованное заместителю мэра - председателю Комитета городского обустройства администрации г. Иркутска, в котором ОАО "НББ" подтверждает выдачу заявителю банковской гарантии N 1957/14-БГ от 19.02.2014 г.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что у заказчика отсутствовали основания для отказа от заключения муниципального контракта с победителем открытого аукциона. Доказательства предоставления ООО "СПБ "СоюзСтрой" ненадлежащего обеспечения исполнения контракта заказчиком не представлены.
Следовательно, заказчик допустил нарушения ч. 3 ст. 9, ч. 6 ст. 41.12 Федерального закона N 94-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СПБ "СоюзСтрой" обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим ч. 3 ст. 9, ч. 6 ст. 41.12 Федерального закона N 94-ФЗ.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений Федерального закона N 94-ФЗ путем отмены протокола отказа от заключения муниципального контракта от 04.04.2013 г. N 0134300079213000871-22.
4. Направить копии решения и предписания сторонам по жалобе.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 12 марта 2014 г. N 193
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.03.2014