Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 13 марта 2014 г. N 203
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе: ***** при участии представителя уполномоченного органа - Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области *****, представителей заказчика - ГБУЗ "Иркутская областная станция переливания крови" *****, в присутствии представителей ООО "СпутникЛаб" ****** рассмотрев жалобу ООО "СпутникЛаб" (далее по тексту заявитель), в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе"),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области поступила жалоба ООО "СпутникЛаб" на действия Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области, ГБУЗ "Иркутская областная станция переливания крови", связанные с проведением открытого аукциона в электронной форме (Nизвещения 0134200000114000195) на поставку расходных материалов к автоматическому анализатору "Эволис" среди субъектов малого предпринимательства (далее по тексту открытый аукцион). Заявитель считает, что при утверждении документации об аукционе открытого аукциона заказчиком нарушены требования ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, в связи с установлением в документации об аукционе: по позиции 2 технического задания требований к чувствительности не менее 0, 01 МЕ/мл по Отраслевым Стандартным образцам (ОСО), а также специфичности не менее 100% Стандартного образца предприятия (СОП-06-20); по позиции 6 технического задания требуется набор реагентов для подтверждения нахождения НBs антигена Монолиза AgHBS Ультра не обладает характеристиками, указанными в качестве параметров эквивалентности к товару, что подтверждается инструкциями по применению данного товара; по позициям 2,4,5,7,8 технического задания установлено требование "взаимозаменяемость (универсальность) неспецифических компонентов для заявленных 2,4,5,7,8 ИФА-наборов, поскольку ни один производитель не сможет создать общие унифицированные компоненты, которые подходили бы к компонентам других производителей, кроме как к реагентам собственного производства.
Уполномоченный орган и заказчик на жалобу заявителя представили возражения от 13.03.2014 г., согласно которым считают доводы заявителя необоснованными, в документации об аукционе отсутствуют положения, нарушающие требования ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Комиссия Иркутского УФАС России, исследовав представленные материалы, доводы заявителя, возражение уполномоченного органа, заказчика, установила следующее.
Уполномоченным органом, заказчиком утверждена документация об открытом аукционе в электронной форме (Nизвещения 0134200000114000195) на поставку расходных материалов к автоматическому анализатору "Эволис" среди субъектов малого предпринимательства (далее документация об аукционе). 18.02.2014 г. извещение и документация об аукционе размещены на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов.
В силу п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Частью 3 "Наименование и описание объекта закупки (техническое задание)" документации об аукционе предусмотрены характеристики закупаемых товаров.
По позиции 2 "Набор реагентов для иммуноферментного выявления HBs антигена в сыворотке крови для автоматических анализаторов" заказчиком установлены требования к чувствительности не менее 0,01 МЕ/мл по ОСО, специфичности не менее 100% (СОП-06-20).
Комиссией Иркутского УФАС России в ходе рассмотрения жалобы установлено, что требование к чувствительности тест-систем по ОСО, предполагает аттестацию производимого набора реагентов с использованием определенного продукта - отраслевого стандартного образца (ОСО). Согласно п.3.4.3 Межгосударственного стандарта "Государственная система обеспечения единства измерений. Стандартные образцы состава и свойств веществ и материалов. Основные положения. ГОСТ 8.315-97", введенного Постановлением Госстандарта РФ от 10.11.1997 N365) отраслевой СО; ОСО: это стандартный образец, утвержденный органом, наделенным соответствующими полномочиями от Государственного органа управления или от объединения юридических лиц, применяемый на предприятиях и в организациях отрасли или объединения юридических лиц, утвердивших СО.
В соответствии с п. 3.4.4 указанного Межгосударственного стандарта, стандартный образец предприятия (организации), СО предприятия, СОП - это стандартный образец, утвержденный руководителем предприятия (организации) и применяемый в соответствии с требованиями нормативных документов предприятия (организации) утвердившего СО.
Согласно п. 6.9 указанного стандарта, порядок утверждения, регистрации, ведения реестров ОСО и СОП устанавливают органы, утверждающие эти СО".
В соответствии с постановления Правительства РФ от 05.06.2013 г. N476, утратило силу постановление Правительства РФ от 05.04.99 N 374, в соответствии с которым функции национального органа контроля медицинских иммунобиологических препаратов осуществлял Государственный научно-исследовательский институт стандартизации и контроля медицинских биологических препаратов имени Л.А. Тарасевича.
Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2010 N2058-р принято решение реорганизовать находящееся в ведении Минздравсоцразвития России ФГБУ "Научный центр экспертизы средств медицинского применения" Министерства здравоохранения и социального развития РФ и ФГБУ "Государственный научно-исследовательский институт стандартизации и контроля медицинских биологических препаратов имени Л.А. Тарасевича" Министерства здравоохранения и социального развития РФ в форме присоединения второго учреждения к первому.
Таким образом, указание в позиции 2 "Набор реагентов для иммуноферментного выявления HBs антигена в сыворотке крови для автоматических анализаторов" технического задания документации об аукционе одновременно требований к чувствительности не менее 0,01 МЕ/мл по Отраслевым стандартным образцам (ОСО), а также требований к специфичности не менее 100% по Стандартному образцу предприятия (СОП-06-20), является невыполнимым для участников рынка по производству материалов, являющихся предметом оспариваемого аукциона, и влечет за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно позиции 6 "Набор реагентов для подтверждения нахождения HBs антигена Монолиза AgHBS Ультра подтверждающий или эквивалент" технического задания документации об аукционе, заказчиком установлены требования_ Объем и форма первичных флаконов с реагентами (конъюгатом, контролями, субстратным раствором, стоп-реагентом) должны позволять использовать их в ИФА-анализаторе "Эволис" без переноса во вторичные флаконы_ Наличие алгоритма автоматизированной спектрофотометрической верификации всех этапов проведения анализа: внесение образцов, внесение конъюгатов, субстратного раствора для ферментативной реакции.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Иркутского УФАС России рассмотрены инструкции по применению набора Монолиза AgHBS Ультра, а также теста Монолиза НBs Ar Ультра подтверждающий, которые не совпадают по составам наборов. Таким образом, набор реагентов, предусмотренный заказчиком по позиции 6 технического задания, не обладает характеристиками, указанными в качестве параметров эквивалентности к данному товару. Такие требования не позволяют участникам рынка реагентов предложить эквивалентный товар, что влечет за собой ограничение количества участников закупки.
Указанные требования установленные по позициям 2 и 6 установленные заказчиком и уполномоченным органом, являются нарушением п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Доводы заявителя о нарушении заказчиком требований Закона о контрактной системе при формировании позиций 2,4,5,7,8 технического задания документации об аукционе Комиссия Иркутского УФАС России считает необоснованными по следующим основаниям.
Требование взаимозаменяемости (универсальности) неспецифических компонентов для установленных в позициях 2,4,5,7,8 ИФА-наборов, является эксплуатационной характеристикой и обусловлено целевым назначением, отраженным в наименовании открытого аукциона в электронной форме, а именно поставкой расходных материалов к автоматическому анализатору "Эволис", необходимостью в связи с целевым назначением в функциональной и технологической взаимосвязи всех товаров, используемых при выполнении работ на анализаторе Эволис, в том числе не являющихся предметом контракта (а именно анализатора Эволис, программного обеспечения с предустановленными протоколами, имеющихся в наличии расходных материалов к данному анализатору и расходных материалов, являющихся предметом контракта). Таким образом, требование взаимозаменяемости (универсальности) неспецифических компонентов для заявленных в позициях 2,4,5,7,8 ИФА-наборов технического задания не устанавливает необходимость в различных производителях для заявленных ИФА-наборов лота, и не ограничивает количество участников закупки, поскольку все наборы любых производителей при производстве укомплектовываются унифицированными реагентами, т.е. данное требование может быть соблюдено любым участником закупки, предложившим перечисленные ИФА-наборы лота одного любого производителя.
Протоколом от 12.03.2014 г. единой комиссией N2 уполномоченного органа рассмотрены первые части заявок на участие в открытом аукционе. С учетом установленных обстоятельств, указанный протокол открытого аукциона единой комиссией N2 уполномоченного органа принят с нарушением требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СпутникЛаб" частично обоснованной.
2. Признать уполномоченный орган, заказчика нарушившими пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать уполномоченному органу, заказчику предписание об устранении нарушений требований Закона о контрактной системе, путем внесений изменений в документацию об аукционе.
4. Выдать единой комиссии N2 уполномоченного органа предписание об устранении нарушений требовании Закона о контрактной системе, путем отмены протокола от 12.03.2014 г. рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, последующих протоколов принятых в ходе проведения открытого аукциона.
5. Оператору электронной площадки (ООО "РТС-тендер") обеспечить возможность исполнения данного предписания.
6. Направить копии решения и предписания сторонам по делу.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 13 марта 2014 г. N 203
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.03.2014