Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 11 марта 2014 г. N ГЗ-32/2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии: Н.С. Ивановой - заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России,
членов Комиссии:
Киселёвой А.Г. - старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
Быстровой Ю.К. - старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России,
при участии представителей ООО "СК Монолит" (далее - Заявитель): Крузмана А.Х. (по доверенности от 05.03.2014 б/н), Белькова Е.А. (по доверенности от 02.02.2014 б/н); представителя администрации Неманского муниципального района (далее - Заказчик): Ермаченкова С.Н. (по доверенности от 07.03.2014 N 11),
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0335300002113000127 на выполнение работ по объекту "Строительство очистных сооружений в г. Немане Калининградской области" (далее - Аукцион) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 94 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд", частью 1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94 - ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании документации об Аукционе, в части включения в документацию об Аукционе требований не соответствующих действующему законодательству и влекущих за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
По мнению Заявителя, при формировании документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к характеристикам товара, используемым при выполнении работ, противоречащие требованиям Положения о единицах величин, допускаемых к применению в РФ, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 31.10.2009 N 879 (далее - Положение).
Так, согласно Положению при обозначении произведения чисел использование знака "х" не допускается, единицы измерения давления обозначаются величиной "ат".
Пунктом 3 "Технического задания" документации об Аукционе установлены характеристики гидроизоляции: по параметру диффузионная проницаемость для СО2, D1, см2/с, не менее 4,0х10-4; по параметру водонепроницаемость, W (атм.), что противоречит требованиям Положения.
На страницах 4, 5, 8 "Технического задания" документации об Аукционе указаны и зачеркнуты следующие показатели: "предел прочности при повышенных температурах", "предел упругости". Вследствие чего, участник размещения заказа не может однозначно определить необходимость учета данных величин при составлении заявки.
На заседании комиссии Заявителем указано, что единицы величин в пунктах 12-24, 50, 59, 60 и др. "Технического задания" документации об Аукционе также противоречат требованиям Положения.
Пунктом 6 "Герметик" установлены характеристики прочности на сжатие (МПа) через при 100С 300С. Данные значения вводят участника размещения заказа в заблуждение, что ведёт к ограничению круга участников аукциона.
Кроме того, по мнению Заявителя, Заказчиком установлены чрезмерные требования к товару, используемого при выполнении работ, что также является ограничением количества участников размещения заказа, подобное формирование технического задания неизбежно приводит к ограничению количества участников размещения заказа.
Заявитель просит признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 4 статьи 41.6, части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Заказчик утвердил документацию об аукционе на основании ст. 34 Закона о размещении заказов, в которой установил требования к товару в соответствии со своими потребностями.
В документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к товарам, применяемым при выполнении работ, с указанием максимальных и минимальных значений показателей, а также показателей, значение которых не могут изменяться.
Требования к товарам, используемым при выполнении работ сформированы Заказчиком в соответствии с проектной документацией на выполнение работ по объекту, прошедшей экспертизу в установленном порядке.
Все единицы измерения, указанные Заказчиком в требованиях к товару соответствуют Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (МК 002-97).
Пункт 6 и страницы 4, 5, 8 "Технического задания" документации об Аукционе откорректированы в последней редакции от 04.03.2014 года.
Более того, участникам размещения заказа статьей 41.7 Закона о размещении заказов предоставлено право получения разъяснений положений документации об аукционе, что может быть использовано, в частности, при установлении разногласий и противоречий в документации об аукционе. Заявитель таким правом не воспользовался.
Таким образом, документация об Аукционе, по мнению Заказчика, не противоречит требованиям действующего законодательства.
Заказчик считает жалобу Заявителя необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и в результате проведения в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
30 декабря 2013 года на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) размещено извещение N 0335300002113000127 на выполнение работ по объекту "Строительство очистных сооружений в г. Немане Калининградской области" и документация об Аукционе
Начальная (максимальная цена) контракта - 538 337 630,00 рублей.
При изучении представленных на заседание Комиссии материалов установлено следующее.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Согласно ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе не может содержать требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Разделом 3 "Техническое задание (требования к качеству, техническим характеристикам работ, требования к их безопасности, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика) и обоснование начальной (максимальной) цены контракта" документации об Аукционе (далее - ТЗ) Заказчиком установлены требования к товару.
Из смысла Закона о размещении заказов следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. При этом, потребности заказчика не требуют обоснований.
Также, Законом о размещении заказов не предусмотрено ограничение по включению в документацию об аукционе требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика и не противоречащих указанному закону.
На заседании Комиссии, представитель Заказчика пояснил о том, что в ТЗ документации об Аукционе Заказчиком установлены конкретные показатели товаров, которые являются значимыми для Заказчика.
Вместе с тем, Заявителем не представлены доказательства в подтверждение своих доводов о том, каким образом установленные Заказчиком требования к товару влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа. Комиссией установлено, что все товары, представленные в ТЗ, находятся в свободном обороте на территории Российской Федерации. Доказательств, опровергающих данный факт Заявителем в ходе заседания комиссии не представлено.
Кроме того, пунктом 1.2.1 раздела 1 "Открытый аукцион в электронной форме (общие условия проведения аукциона в электронной форме)" документации об Аукционе установлено, что: "В аукционе может принять участие любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, получившие аккредитацию на электронной площадке, срок истечения которой составляет более трех месяцев, а также при наличии на счете участника размещения заказа, открытом для проведения операций по обеспечению участия в аукционах, денежных средств, в отношении которых не осуществлено блокирование операций по счету, в размере не менее чем размер обеспечения заявки на участие в аукционе, указанный в Информационной карте настоящей документации".
Требований к товару, ограничивающих количество участников размещения заказа, в документации об открытом аукционе в электронной форме не установлено.
Комиссия приходит к выводу о том, что жалоба ООО "СК Монолит" в данной части является необоснованной.
2. В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В ТЗ Заказчиком установлены требования к характеристикам товара, используемого при выполнении работ, в том числе по пункту 3 "Гидроизоляция окрасочная" одной из характеристик является водонепроницаемость (прямое, обратное давление) с единицей измерения W (атм.).
Атмосфера - внесистемная единица измерения давления. Существуют две примерно равные друг другу единицы с таким названием: техническая атмосфера (русское обозначение: ат; международное: at) и стандартная или физическая атмосфера (русское обозначение: атм; международное: atm).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 31 октября 2009 года N 879 "Об утверждении Положения о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации" (далее - Положение) в Российской Федерации к использованию в качестве внесистемной единицы допущена только техническая атмосфера. Допуск действителен до 2016 года с областью применения единицы "все области".
По пунктам ТЗ NN 59, 60 "Перемычка брусковая", NN 62, 63 "Плиты перекрытия" одной из характеристик является объем бетона с единицей измерения м. куб.
Между тем, Положением, а также Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94 (МК 002-97) (далее - ОКЕИ) определены единицы измерения объема кубического метра как м3.
По пунктам ТЗ NN 12-24 Заказчиком установлена характеристика массы сборных железобетонных колонн в тн, в то время как Положением и ОКЕИ определены единицы измерения массы в тоннах с русским обозначением: т, международным: t.
Пунктом 50 "Кабель" ТЗ Заказчиком установлена масса кабеля: не более 38,3 кг/км, в то время как ни Положением, ни ОКЕИ не предусмотрено измерение массы в данных единицах измерения.
Кроме того, пунктами 14, 18 Положения определено, что буквенные обозначения единиц величин, входящих в произведение единиц величин, отделяются точкой на средней линии ("·"), не допускается использование для обозначения произведения единиц величин символа "x", между числовым значением и обозначением единицы величины ставится пробел.
Между тем, анализ всего ТЗ документации об Аукционе в целом показал, что
Заказчиком используется для обозначения произведения единиц величин символ "x", по некоторым позициям между числовым значением и обозначением единицы величины отсутствует пробел.
Таким образом, по мнению Комиссии, в документации об Аукционе, утвержденной Заказчиком содержатся сведения о требуемых технических характеристиках товара, используемого при выполнении работ, которые не соответствуют требованиям Положения.
Положение устанавливает допускаемые к применению в Российской Федерации единицы величин, их наименования и обозначения, а также правила их применения и написания.
Указанные Заказчиком характеристики не позволяют участникам размещения заказа сделать вывод о том, товар с какими именно характеристиками (объемом, массой и т.д.) необходимо использовать при выполнении работ.
Комиссия приходит к выводу о том, что в нарушение п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов Заказчиком в документации об открытом аукционе в электронной форме установлены требования к техническим характеристикам товара, используемого при выполнении работ не соответствующие Постановлению Правительства РФ от 31 октября 2009 года N 879 "Об утверждении Положения о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации", что может привести к нарушению прав и законных интересов участников размещения заказа в части неправильной трактовки показателей характеристик товара, связанных с определением соответствия выполняемых работ потребностям Заказчика.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 2, 5 статьи 57, частями 5 и 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СК Монолит" частично обоснованной.
2. Признать действия заказчика - администрации Неманского муниципального района нарушившими п.1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Выдать заказчику - администрации Неманского муниципального района, оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк - АСТ" (в рамках имеющихся полномочий) предписание об устранении допущенных заказчиком нарушений Закона о размещении заказов.
4. Передать материалы дела должностному лицу антимонопольного органа для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение требований Закона о размещении заказов к административной ответственности.
Ведущий заседание комиссии: |
|
Н.С. Иванова |
Члены комиссии: |
|
Ю.К. Быстрова
А.Г. Киселёва |
В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона о размещении заказов, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 11 марта 2014 г. N ГЗ-32/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.03.2014