Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 13 февраля 2014 г. N ГЗ-22/2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии: Н.С. Ивановой - заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России,
членов Комиссии:
Н.Н. Гарькиной - заместителя начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России,
А.Г. Киселевой - старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России,
при участии представителя ООО "ЗЕМЛЕМЕР" - Папста И.Д. (по доверенности N 17 от 10.02.2014); представителей Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области (далее - Заказчик): Данилова Г.П., Иванова С.В. (по доверенности N НИ-663 от 13.02.2014), Боровковой Т.В. (по доверенности N НИ-663 от 13.02.2014),
рассмотрев жалобу ООО "ЗЕМЛЕМЕР" (далее - Заявитель) на действия Заказчика, единой комиссии Заказчика (далее - Единая комиссия) при проведении открытого конкурса (N0135100005813000023) на проведение работ в 2014 году на территории Калининградской области по уточнению границ и площади земельного участка с кадастровым номером 39:05:000000:539 и образованию путем его раздела земельного участка для строительства велосипедной дорожки (далее - Конкурс) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94 - ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 94 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд", частью 1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 07.02.2014 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика в части установления необоснованных требований по критериям оценки заявок на участие в Конкурсе, а также на действия Единой комиссии в части проведения оценки заявок, руководствуясь нормативным актом, утратившим силу.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы.
Для участия в Конкурсе Заявителем 29.01.2014 направлена заявка с приложением комплекта документов, согласно требованиям конкурсной документации.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 30.01.2014 Заявитель допущен для участия в Конкурсе.
По мнению Заявителя, Заказчиком в конкурсной документации установлены избыточные требования и неоднозначное толкование по критерию "Качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг". А именно, требования к опыту выполнения работ участником размещения заказа - "количество контрактов на выполнение работ, аналогичных работам по предмету настоящего конкурса, за период 2011 - 2013 г.г. и суммой не менее 2 000 000 руб.".
Заявителем в составе заявки представлено 9 договоров на выполнение работ, аналогичных работам по предмету Конкурса за период 2011 - 2013 г.г. в сумме превышающей 2 000 000 руб.
Однако, Единой комиссией принято решение о присвоении "0" баллов, поскольку Заявителем представлены контракты суммой менее 2 000 000 руб.
Заявитель считает, что Единая комиссия нарушила положения Гражданского кодекса РФ.
Заявителем сняты претензии в части установления Заказчиком в конкурсной документации требований по критерию "Качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг".
Заказчик в конкурсной документации по подкритерию "Материально-техническая база для выполнения работ" ограничился одним показателем - наличие свидетельств о поверке 1 прибора (1 прибор равен 1 баллу). При этом максимальный бал соответствует 35, что предполагает при выполнении работ использование 35 геодезических приборов. Из опыта работы, Заявитель полагает, что для выполнения работ по контракту необходимо 6-8 современных геодезических приборов при минимальном сроке выполнения работ 80 дней.
Заявителем сняты претензии в части установления Заказчиком требований к подкритерию "Материально-техническая база для выполнения работ".
Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок от 31.01.2014 N 0135100005813000023-П3 Единая комиссия приняла решения о признании победителем Конкурса участника размещения заказа ООО "ГЕОИД".
Заявитель считает, что действия Единой комиссии по оценке представленных заявок участниками Конкурса не правомерны, поскольку оценка проводилась на основании Правил оценки заявок на участие в конкурсе (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 722, которые с 01 января 2014 года утратили силу.
Кроме того, Заказчиком в конкурсной документации установлен минимальный срок (период) выполнения работ не соответствующий требованиям п. 54 Правил.
Руководствуясь п. 55 Правил Единая комиссия решила не проводить оценку и сопоставление заявок по критерию "Срок выполнения работ" и значимость данного критерия просуммировать со значимостью критерия "цена контракта".
Однако, Постановление Правительства РФ от 10.09.2009 N 722, на которое ссылается Единая комиссия, утратило силу в связи с принятием и вступлением в силу 01 января 2014 года Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085. В Правилах оценки заявок, утвержденных Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085, пункты 54 и 55 отсутствуют.
По мнению Заявителя, Единая комиссия не вправе при принятии решений руководствоваться нормативным актом, утратившим силу.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя.
Извещение о проведении Конкурса на проведение работ в 2014 году на территории Калининградской области по уточнению границ и площади земельного участка с кадастровым номером 39:05:000000:539 и образованию путем его раздела земельного участка для строительства велосипедной дорожки размещено Заказчиком 30.12.2013.
К правоотношениям, связанным с осуществлением закупок, которые возникли до 01 января 2014 года, Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) применяется только в части прав и обязанностей, возникших после этой даты.
Такой порядок вступления в силу Закона о контрактной системе предусмотрен ст. 112 и ст. 114 Закона о контрактной системе.
По мнению Минэкономразвития России и ФАС России, размещение заказов, извещения об осуществлении которых размещены на Официальном сайте либо приглашения принять участие в которых направлены до 1 января 2014 года, осуществляется в соответствии с Законом о размещении заказов, в том числе при определении победителя торгов (Письмо Минэкономразвития России от 27.12.2013 N 29401-ЕЕ/Д28и, ФАС России от 30.12.2013 N АД/53811/13 "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу применения законодательства Российской Федерации в отношении торгов, запроса котировок, извещения об осуществлении которых размещены на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены до 1 января 2014 года").
Таким образом, действия Единой комиссии при оценке заявок на участие в Конкурсе в части применения положений Закона о размещении заказов и Постановления Правительства от 10.09.2009 N 722 Заказчик считает обоснованными.
Кроме того, Заказчик считает, что в нарушение ч. 2 ст. 57 Закона о размещении заказов, Заявитель обжалует положения документации об аукционе в электронной форме после окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе. Вместе с тем, соглашаясь на все условия конкурсной документации, Заявитель подал заявку на участие в Конкурсе.
Учитывая вышеизложенное, Единой комиссией при подведении итогов применены те нормы законодательства, которые подлежали применению к данным гражданско-правовым отношениям, что привело к правильному определению победителя.
Кроме того, в результате проверки Единой комиссией при оценке заявки Заявителя не учитывались документы, которые не удовлетворяют требованиям конкурсной документации.
Таким образом, Заказчик считает жалобу Заявителя необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
30 декабря 2013 года Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт) размещены извещение о проведении открытого конкурса (N0135100005813000023) и конкурсная документация. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 808 977,85 рублей.
При изучении представленных на заседание Комиссии материалов установлено следующее.
1. Закон о контрактной системе вступил в силу с 01 января 2014 года и применим к отношениям, связанным с осуществлением закупок, извещения о проведении которых размещены в единой информационной системе (далее - ЕИС) или на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов (zakupki.gov.ru) после 01 января 2014 года либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу Закона о контрактной системе, т.е. после 01 января 2014 года.
Частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе установлено, что к отношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено статьей 112 Закона о контрактной системе. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, сохраняют свою силу.
В соответствии с положениями Закона о размещении заказов определение поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных документацией о торгах, извещением о запросе котировок и завершается заключением контракта либо заключением гражданско-правового договора.
Комиссия считает, что размещение заказов, извещения об осуществлении которых размещены на официальном сайте либо приглашения принять участие в которых направлены до 01 января 2014 года, осуществляется в соответствии с Законом о размещении заказов, в том числе при:
- принятии решений о внесении изменений в конкурсную документацию, документацию об аукционе, отказе от проведения торгов;
- разъяснении положений документации о торгах;
- осуществлении допуска либо отказа в допуске к участию в торгах, определении победителя торгов, запроса котировок;
- заключении контрактов, согласовании заключения контракта с единственным поставщиком, в случае, если размещение заказа признано несостоявшимся;
- осуществлении контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о размещении заказов.
Закон о контрактной системе применяется только в части прав и обязанностей, возникших после 01.01.2014.
Согласно сведениям извещения о проведении Конкурса (извещение размещено на официальном сайте 30.12.2013) датой вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурса является 29.01.2014, рассмотрение заявок на участие в Конкурса назначена Заказчиком на 30.01.2014, датой подведения итогов - 31.01.2014.
В силу ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
В соответствии с ч. 4 ст. 28 Закона о размещении заказов, для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации.
Пунктом 16 раздела 2 "Информационная карта конкурса" конкурсной документации Заказчиком установлено, что оценка и сопоставление заявок участников размещения заказа проводится в соответствии с Правилами оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 722.
Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" применяется в соответствии с Законом о контрактной системе.
Таким образом, действия Единой комиссии при оценки заявок на участие в Конкурсе являются законными в части применения положений Закона о размещении заказов, Постановления Правительства РФ от 10.09.2009 N722.
Комиссия приходит к выводу о том, что жалоба Заявителя в данной части является необоснованной.
2. К сроку подачи заявок на участие в Конкурсе (29.01.2014 11 час. 00 мин.) поступило две заявки (протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от 29.01.2014 N 0135100005813000023-П1).
В соответствии с ч. 1 ст. 27 Закона о размещении заказов конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 Закона о размещении заказов.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 30.01.2014 N 0135100005813000023-П2 членами Единой комиссии принято решение о допуске к участию в конкурсе и признании участниками конкурса ООО "ГЕОИД" и ООО "ЗЕМЛЕМЕР" в соответствии со ст. 27 Закона о размещении заказа.
Согласно п. 14 ч. 4 ст. 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсе, устанавливаемые в соответствии с ч. 4 ст. 28 Закона о размещении заказов.
В силу ч. 2 ст. 28 Закона о размещении заказов оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией.
При этом согласно ч. 7 ст. 28 Закона о размещении заказов порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 722 утверждены Правила оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт (гражданско-правовой договор бюджетного учреждения) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков (далее - Правила). При установлении порядка оценки заявок на участие в конкурсе Правительством Российской Федерации предусматриваются виды критериев из указанных в ч. 4 ст. 28 Закона о размещении заказов, их содержание и значимость таких критериев в зависимости от видов товаров, работ, услуг.
Пунктом 5.1 раздела 2 "Информационная карта конкурса" конкурсной документации Заказчиком установлены следующие критерии оценки заявок: - цена контракта;
- сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
- срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;
- качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг.
В конкурсной документации по критерию "срок выполнения работ" Заказчиком установлен максимальный срок выполнения работ - 300 дней с даты заключения контракта и минимальный срок выполнения работ - 60 дней с даты заключения контракта (пункт 5.3 раздела 2 "Информационная карта конкурса" конкурсной документации). При этом оценка по данному критерию осуществляется по одному сроку выполнения работ.
Согласно п. 54 Правил в случае применения одного срока (периода) поставки устанавливаются максимальный срок поставки и минимальный срок поставки в единицах измерения срока поставки (в годах, кварталах, месяцах, неделях, днях, часах) с даты заключения контракта, при этом минимальный срок поставки не может составлять менее половины максимального срока поставки.
Вместе с тем, Заказчиком в конкурсной документации установлен минимальный срок выполнения работ (60 дней), который составляет меньше половины максимального срока поставки (150 дней).
В силу п. 55 Правил 55, в случае если конкурсная документация не соответствует требованиям, предусмотренным пунктом 54 Правил, оценка заявок по критерию "сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг" не производится, а его значимость суммируется со значимостью критерия "цена контракта" ("цена контракта за единицу товара, работы, услуги"). Оценка заявок производится по критерию "цена контракта" ("цена контракта за единицу товара, работы, услуги") с новой значимостью этого критерия.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что обнаружив несоответствие в установлении минимального срока выполнения работ Единая комиссия не проводила оценку и сопоставление заявок по критерию "срок выполнения работ", значимость данного критерия была просуммирована со значимостью критерия "цена контракта" в соответствии с п. 55 Правил. При этом всем участникам Конкурса по критерию "срок выполнения работ" присвоено нулевое значение.
С учетом того, что по критерию "срок выполнения работ" все участники Конкурса были поставлены в равные условия, Комиссия приходит к выводу о том, действия Единой комиссии являются обоснованными и соответствуют п. 55 Правил, а жалоба Заявителя в данной части является необоснованной.
3. На основании п. 2 Правил оценка заявок осуществляется с использованием, в том числе такого критерия оценки заявок, как качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг.
Оценка заявок по критерию "Качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг" может производиться в случае, если предметом конкурса является выполнение работ, оказание услуг (п. 26 Правил).
В соответствии с требованиями конкурсной документации для подкритерия "опыт выполнения работ" участником размещения заказа необходимо представить копии контрактов на выполнение работ, аналогичных работам по предмету настоящего конкурса, за период 2011 - 2013 г. и общей суммой данных договоров не менее 2 000 000 руб.
В ходе проведенного анализа заявок на участие в Конкурсе Комиссией установлено, что в составе заявки Заявителя представлено 9 контрактов, предметом 3-х из которых являются инженерные изыскания, что не соответствует предмету Конкурса и не отвечает требованиям конкурсной документации. Остальные 6 контрактов в своей сумме составляют менее 2000000 рублей.
Таким образом, Единой комиссией обоснованно проведена оценка заявки Заявителя по подкритерию "опыт выполнения работ".
На заседании Комиссии представителем Заявителя сняты претензии в части установления Заказчиком в конкурсной документации требований по подкритерию "опыт выполнения работ".
4. На основании п. 1.1 ч. 4 ст. 28 Закона о размещении заказов для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации. При этом критерием оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта может быть качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг.
Согласно пункту 26 Правил содержание критерия "Качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг", в том числе его показатели, устанавливается Заказчиком самостоятельно в соответствии с частью 4.1 статьи 28 Закона о размещении заказов.
В силу ч. 4.1 ст. 28 Закона о размещении заказов конкурсная комиссия при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе в соответствии с критерием, предусмотренным п. 1.1 ч. 4 ст. 28 Закона о размещении заказов, вправе оценивать деловую репутацию участника конкурса, наличие у участника конкурса опыта выполнения работ, оказания услуг, наличие у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иные показатели, необходимые для выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, в том числе квалификацию работников участника конкурса, в случае если это установлено содержащимся в конкурсной документации порядком оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
Пунктом 5.3 раздела 2 "Информационная карта конкурса" конкурсной документации установлено, что при оценке заявок по критерию "качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг" Заказчиком установлены следующие показатели:
- деловая репутация участника конкурса;
- опыт выполнения работ участником размещения заказа;
- сертификация качества выполнения работ;
- материально-техническая база для выполнения работ;
- наличие сертифицированного персонала специалистов для выполнения работ по предмету Конкурса.
Сумма максимальных значений всех показателей этого критерия составляет 100 баллов.
Положениями Закона о размещении заказов и Правилами не установлено требований к показателям по критерию "качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг".
В конкурсной документации Заказчиком установлен один из показателей по критерию "качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг" - "материально-техническая база для выполнения работ" с максимальной оценкой баллов, равной 35. При этом, наличие свидетельств о поверке 1 прибора равно 1 баллу.
Заявитель утверждает, что из опыта аналогичных работ для выполнения работ по предмету контракта необходимо 6-8 современных геодезических приборов при сроке выполнения работ 80 дней.
Данный довод Заявителя не может быть принят Комиссией во внимание, поскольку Заявителем не представлено доказательств в обоснование своей позиции.
Таким образом, установленные в конкурсной документации Заказчиком показатели по критерию "качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг" соответствуют ч. 4.1 ст. 28 Закона о размещении заказов.
Заявителем сняты претензии в части установления Заказчиком требований к подкритерию "Материально-техническая база для выполнения работ".
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 2, 4 статьи 57, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ЗЕМЛЕМЕР" необоснованной.
Ведущий заседание комиссии: |
|
Н.С. Иванова |
Члены комиссии: |
|
Н.Н. Гарькина
А.Г. Киселева |
В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона о размещении заказов, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 13 февраля 2014 г. N ГЗ-22/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.02.2014